Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Почему во всех молитвах и прежде всякой молитвы мы испрашиваем у Бога милости
После великого славословия или в обычные дни после «Трисвятого» и «Отче наш» совершается священником усиленное моление (ектения), в котором он прежде всего испрашивает нам у милостивого Бога милости, говоря: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» и прочее. Не должно ни о чем другом просить, как только о помиловании, так как было бы дерзостью с нашей стороны указывать Богу на что-нибудь наше, хвалиться или думать, что мы не согрешили. Поэтому мы, как грешники и осужденные, ничего не можем или не дерзаем говорить милосердому Владыке нашему, как только: «помилуй», Ему, Которого мы столько оскорбляли и оскорбляем всегда, так что и священнику, и народу не остается ничего, как только взывать: «помилуй». Священник и говорит: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». Мы не достойны быть услышанными и тогда, когда вопием о помиловании: но молимся Тебе, услыши и помилуй. Говоря: «молимся Ти, услыши», священник является посредником между Богом и народом, а народ возносит моление: «Господи, помилуй», ибо дело Твоего величайшего человеколюбия – миловать, а наше дело – молить Тебя и взывать: «помилуй». По этой причине священник прежде всякой другой молитвы говорит: «Господу помолимся», а предстоящие, выражая, что они совершают моление, взывают: «Господи, помилуй». Этим они, кроме того, содействуют священникам: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5: 16). Видишь ли, как чиноположения Церкви проникнуты смирением и как она приводит к единому Богу своих чад через покаяние и смирение? Но мы, братья, не думаем и не чувствуем того, что говорим, произносим слова одними устами, по привычке и спешим сбросить с себя труд молитвы, как какое-нибудь бремя, а иногда даже не говорим помилуй и мысли не имеем о том, что говорится. За это не получаем и милости. Смотри же, почему Церковь на всех молениях и прежде всякой молитвы испрашивает милости, и заметь это себе ты, брат, и всякий благочестивый христианин. Клирик: – Замечу, владыка святой, и, дивясь сказанному, сильно сокрушаюсь о том, что мы, сподобившись таких великих даров, вовсе не чувствуем их. Архиерей: – Но да вразумит нас Господь, давший человеку разум, да укрепит и помилует нас! Однако же заметь, что и на вечерне, и на священной литургии, несмотря на наше нерадение, Церковь не перестает научать и побуждать нас, но говорит: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем», и затем продолжает, что следует по чину литургии. 286. Что значит «премудрость, вонмем» и «премудрость, прости» Слова «рцем вси» и прочие служат напоминанием и наставлением, как и слова премудрость, вонмем и премудрость, прости. Это значит: стойте в премудрости, так как и слова Божии, теперь читаемые, суть премудрость и изречены живой Премудростью Божией. А поскольку начало премудрости страх Божий, будем смотреть и слушать с мудростью и благоговением, будем внимать себе в чувстве страха Божия и стоять прямо и душами, и телами, с мудростью и разумением, прямо в вере и мыслях. Понимаешь ли, что в Церкви и малые вещи имеют значение? Клирик: – Понимаю и дивлюсь. Архиерей: – Не дивись. Церковь есть дело ипостасной и живой Премудрости Божией, которая в этом Божественном Своем Теле создала Себе храм и людей безумных призвала к ведению. Поэтому в ней и незначительные по видимости вещи полны мудрости. И чем незначительнее они кажутся, тем более заключают в себе смысла, так как «немудрое Божие» на взгляд людей, на самом деле «премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор. 1: 25). Живая мудрость Божия едина и проста, но в ней находятся сокровища мудрости и разума. После великой ектении следуют прошения и молитва главопреклонения, при которой все наклоняют головы и стоят в молчании, что означает особенное благоговение, которым мы обязаны Богу, а также означает выражение нашего рабства перед Богом. Священник испрашивает Божественного благословения, отпущения вольных и невольных грехов и ниспослания мирных, и премирных благ у единого святого Господа, пребывающего в вышних Своей Славой, но назирающего всё, у Господа, Которому мы приклонили и души и тела. Священник выпрямляется, как укрепленный силой Божией, и вместе с народом, также поднявшим головы, вознося благодарение, возглашает: «Твое бо есть еже миловати и спасати». Затем совершается отпуст. Священник при этом опять взывает: «премудрость», для приготовления к следующей после этого молитве, чтобы мы были внимательнее. Какая же это молитва? «Сый благословен Бог наш всегда». «Сый» – взято из книги Моисея, означает вечное и неизменное бытие Божие и сказано самим Богом: «Аз есмь Сый... Сый посла мя»(Исх. 3: 14–15). Потом все призывают честнейшую Ангелов Богородицу как Ходатаицу за всех нас перед Богом после того, как священник скажет: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а предстоящие перед тем возгласят, чтобы в последний раз вознести славословие Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Священник делает заключение молитвой, что, собственно, и называется отпустом, так как никто не имеет права оставлять божественных песнопений и уходить без разрешения священника. Таким образом, священник как начинает песнопения, так и заключает их, и запечатлевает молитвы.
|