Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О псалмах третьего, шестого и девятого часа






На каждом часе: первом, третьем, шестом и девятом – после «приидите, поклонимся», повто­ряемого трижды ради Святой Троицы, по­лагаются три соответствующих часу псалма в честь Троицы и для указания на Таинство, которое имеется в виду на том или другом часе. И как упомянутые выше псалмы перво­го часа говорят о Божественном свете от солнечного восхода, так псалмы третьего часа – о коварстве иудеев и их замысле про­тив Христа. Впрочем, последний из читае­мых псалмов, пятидесятый, говорит о соше­ствии Божественного Духа.

Псалмы шестого часа указывают на воз­мущение в среде иудеев, их покушение на жизнь Господа и происки с целью умерт­вить Его. Они указывают на их оскорбления Ему, насмешки и ругательства, на их ярость и гнев, на бывшее потом землетрясение, мрак, покрывший землю, и прочее, так как иудеи распяли Господа в шестом часу.

Последний из псалмов шестого часа – «живый в помощи Вышняго» указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, а словами «на аспида и василиска наступиши» и прочими – на Его победу над адом.

Псалмы же девятого часа указывают на наше спасение, совершённое через смерть Христа и разорение Его святого храма, и на то, что Он есть Бог живой, хотя и умер ради нас по плоти, указывают на то, что Он был жертвой за нас и ценой искупления за живых и находящихся во аде, в месте пла­ча. Они указывают на то, что Он приобрёл благоволение для земли, что Он возвра­тил из плена нас – наши души, оставив на­ши беззакония, и, возвратив, оживил нас, возвеселил Своим Воскресением людей Своих.

Также псалмы девятого часа говорят о том, что Он изрек мир и что таким образом «милость и истина сретостеся, правда с небесе приниче» (Пс. 84: 11–12), так как Христос смертью разрушил смерть, и земля дала плод свой – Воскресшего плотию. Псалом же последний «приклони, Господи» означает всё это, а также и то, что Распятый и Умерший за нас свят, безгрешен, щедр, многомилостив, истинен, что Он дал нам и Себе Самому, сделавшемуся Сыном ра­бы Своей, Богоматери, силу, крепость и зна­мение во благо – Свой Крест, Которым по­срамлены Его враги.

Затем читаются тропари и прочее и, нако­нец, молитвы, соответствующие по смыс­лу этому часу.

Вечерня же совершается так. Вместе с ней и перед ней поются так называемые изо­бразительные. И смотри, как велико и сооб­разно с благочестием благочиние и благоу­стройство Церкви. Частое пение рождает через известный промежуток времени не­которое разленение и вялость, особенно в слабейших душах. Божественные же отцы наши, движимые Божественным Духом, пре­красно понимая это, позаботились о том, чтобы, с одной стороны, совершались все перешедшие к нам по преданию славосло­вия, а с другой – мудро устранили предлоги для лености и нерадения.

292. О том, что все последования, по чиноположению, совершаются в три периода времени: и в честь Троицы, и для предупреждения нашей лености

Отцы постановили и то, чтобы все последования совершались в три периода вре­мени, безусловно обязывающие нас и необ­ходимо побуждающие к ним, в честь Бога нашего, пресущественной Троицы. Они по­становили читать во славу и в честь Троицы три последования между полночью и утром. Это суть полунощница, утреня и первый час, составляющий особое последование, но соединяемый с утреней и не причисляемый к семи хвалениям.

Кроме того, после третьего часа дня по­ются третий час и шестой, вместе с последованием изобразительных, представляя собой также троицу славословий в честь Троицы, хотя чин изобразительных и не принадлежит к числу семи хвалений. Он по­ётся всегда с шестым или девятым часом и составляет отдельное и особое последование. О нём мы ещё скажем немного.

Под конец же дня совершаются последования девятого часа, вечерни и повечерия, со­единённые вместе, но особые и поющиеся одно за другим в одно время. И они тоже указывают на Троицу.

Так как существуют три времени суток, то бывает и три пения в каждое время. В этом Церковь подражает великому Даниилу, ко­торый каждый день молился Богу трижды, как написано в видениях Его. В совершении же трёх последований в каждое из трёх вре­мен Церковь имеет в виду девять чинов, со­ставляющих своим числом три троицы и не­молчно воспевающих Бога.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал