Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что означает фимиам, в молчании распространяемый перед вечерней и утреней
Ныне этого не бывает, разве только диакон или иерей на литургии, после проскомидии, молча кадит жертвенник, или и весь храм, во образ оной Славы. Но это бывает в монастырях перед великой вечерней, когда иерей знаменует Божественную Славу и благодать, изливаемую через Ангела, и когда дом Господа исполняется Славы Его. Итак, на песненной вечерне иерей, став пред святой трапезой, как бы на Небе пред Престолом Божиим, благословляет Бога в Троице, не говоря: «благословен Бог», ибо это не принято в чине песненном (так как такое имеет отношение только к ветхозаветному Писанию), но возглашая, как на святой литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа всегда», то есть богословствуя о единстве Царства и естества и о троичности Бога, а это есть проповедь благодати, признание и исповедание Бога Единого в Троице. И преподавая мир от Господа и научая всех просить его, иерей немедленно начинает великую ектению. Надобно знать, что одно последование литургии осталось совершенно верным древнему чину. Посему-то иерей так и благословляет Бога, и тотчас произносит великую ектению, и поются три антифона в изображение Троицы, что относится к древнему последованию, уже изъясненному. Слыша пение трех антифонов и потом «Трисвятого», некоторые, по незнанию песненной вечерни, думают, что это литургия. Особенно же удивляются сейчас этому константинопольцы, принявшие сие последование от древности, не зная, что это есть прекрасные обычаи, оставшиеся от гонения латинян, и что к этой традиции относится также священное и древнее служение и чиноположение третьешестия (τ ρ ι τ ο ε κ τ η ς) в посты, и бывшая некогда каждый вечер служба так называемого всенощного бдения, а особенно на святой великой Четыредесятнице, на первой ее и великой седмице. Из этих служб молитвы, написанные в виде панихиды, – необходимы, равно как, в согласии с древним преданием, и молитвы третьешестия, принятого во изображение часов и по ним и называемого, а равным образом и во изображение святой литургии. Об этих службах мы вскоре скажем коротко, а теперь будем говорить о вечерне. Когда иерей благословит и произнесёт все мирные прошения и «заступи, спаси, помилуй», тогда певцы тотчас поют: «услыши мя», и: «слава Тебе, Боже». Последняя песнь – весьма важная, содержащая вместе моление и славословие Бога. Потом из псалма: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя» (Пс. 85: 1), также славословие Ангелов: «Слава в вышних Богу», «исполнь небо и земля славы Твоея», и: «благословенна слава Господня». Потом иерей говорит: «Пресвятую, Пречистую», и громогласно восхваляет Бога в Троице, говоря: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение». Далее читается весь псалом, за которым идет «слава Тебе, Боже», и «услыши мя». Этот обычай, удержанный, как сказано, и в других последованиях, есть и в песненном, ибо не произносимый целиком псалом предначинается некоторой частью стиха, соединяемой либо с «аллилуйа», либо со «слава Тебе, Боже», либо с каким-нибудь припевом. А припев называется так потому, что поётся вместе с псалмом постиховно, так что сперва идёт стих, потом припев. Например: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя, слава Тебе, Боже». Подобным образом и в прочих. Во всех вечерних псалмах поётся: «Приклони, Господи, ухо Твое». Ибо Солнце правды преклонило Небеса и сошло, пребывая незаходимым, подобно солнцу чувственному, склоняющемуся и погружающемуся, которое своим склонением, погружением и воссиянием возвещает о невечернем оном Солнце, явившемся нам плотски. Это значит, что сошёл с Неба на землю Сам Бог – Слово Божие и осветил нас днем Первого Своего Пришествия, и сошёл под землю даже до ада, и опять воскрес и восшёл, и снова явился с Неба и воссиял, и совершил день невечерний, и озарил весь мир. Посему весь этот псалом: «приклони, Господи», произносится постиховно обоими ликами, и «слава Тебе, Боже» поётся при каждом стихе. А что такой обычай последования древен, показывают и молитвы, ибо первая из так называемых светильничных молитв содержит в себе мысль всего псалма и самые слова из него. Ты найдешь, что и «Господи, милосерде и милостиве» и прочие в равной степени имеют мысли применительно к псалмам антифонов и что слова заимствовали из них. Это ясно показывает и молитва вечернего входа, начало которой: «Вечер, заутра и полудне» (Пс. 54: 18). Ибо когда бывает вход и поются стихи на «Господи, воззвах», тогда читается молитва, содержащая и псаломские слова из поемых стихов, и мысли, чтобы через иерея всё вознесено было к Богу. Например: «Исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140: 2); и: «не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140: 4), также: «к Тебе, Господи, Господи, очи наши» (Пс. 122: 1–2), – если только вхождение иерея длится до сего стиха. Этот стих, думаю, показывает молитву пророков и вместе с тем пророчество о том, что Господь пришел, и вочеловечился, и через страдание и восстание спас нас от ада и истления. Посему первый из псалмопевцев называет Его Иереем, как и Давид: «Господи, преклони небеса и сниди, и посли силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс. 143: 5Пс. 79: 3), и как бы из ада взывает: «Яко к Тебе, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою» (Пс. 140: 8). Для того-то и иерей тогда выходит к этому стиху: он указывает на Христа, сошедшего к нам даже до ада, и на восстание Его, через которое мы исторгнуты из ада, также Его восшествие на Небеса. Итак, на вечерне и прежде читаема была Псалтирь, как ныне на утрени, подражая чему в обителях на вечерне читают одну кафисму Псалтири, а на утрени непременно две. Ныне же на песненной вечерне, по немощи и нерадению, антифоны Псалтири не читаются, разве только в святую Четыредесятницу и на всякой субботней вечерне в одной только Святой Софии, где, из-за ропота некоторых ленивых, мы постановили читать только «блажен муж» (Пс. 1: 1) – один псалом с песнями на глас. Во святую же Четыредесятницу читаются опять, по обычаю, шесть антифонов, или одна целая кафисма. А псалом«Приклони, Господи, ухо Твое» содержит и молитву, и славословие к Богу, и восхваляет пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа, называет Его щедрым, многомилостивым и истинным, и просит Его дать нам «знамение во благо»(Пс. 85: 17), то есть Крест, пригвожденный к которому плотию вечером, Спаситель умер, а также умоляет Его даровать нам державу и спасти нас. Потом поют «слава», а другой лик – «и ныне», и вместе с этим поют «слава Тебе, Боже». Затем иерей опять говорит малую ектению: «паки и паки», и «заступи», а певец на напев вселенную поет «аллилуйа». Ибо, когда первый воззвал к Богу: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», тогда последний продолжает: «Вселенную, Боже, заступи, спаси, помилуй и сохрани пришествием Твоим», что означает «аллилуйа», потому что «аллилуйа» толкуется, как пришествие Бога, хождение и явление Божие, и есть особенная хвала Его домостроительству. Посему оно у нас непрестанно поётся. «Аллилуйа» произносится и перед Евангелием, как слово, означающее присутствие Христово. Оно выражает, что грядёт Бог, Который и пришёл, и опять приидет с Небес. Потом иерей, сказав: «Пресвятую, Пречистую», и предав всех Богу через всех святых, возглашает: «яко Твоя держава», и славословит Бога Единого в Троице. А певец тотчас поёт дневной прокимен, который называется и последним антифоном, ради других антифонов, читавшихся прежде, ныне же оставленных. Итак, в субботу на вечерне говорится один стих: «Воскресни, Боже», потом «слава, и ныне», и вместе с тем – «Господи, воззвах» с припевом: «живоносное Твое восстание, Господи, славим», что читается в одну неделю, в другую же – «спасительное Твое восстание, Господи, славим», и во время чтения дальнейших стихов иерей делает вход, или и многие с ним. И как принято, диакон с переносимыми светильниками и с фимиамом в кадиле, во изображение вышнего чина, из алтаря преподаёт благодать Божию, чтобы вознести молитву нашу горе к благоухающему и чистому Фимиаму, о чём говорят и поющийся при этом псалом, и молитва, читаемая при преклонении иереев: «вечер и заутра и полудне», и имеющая, как сказано, близкое отношение к тому, что поётся. «Ибо исправи, – говорит, – молитву нашу, яко кадило пред Тобою»(Пс. 140: 2), и: «Не уклони сердца наши» (Пс. 140: 4), и исхити нас от всех ловящих души, также: «к Тебе, Господи, Господи, очи наши» (Пс. 140: 8) и: «да не постыдиши нас, Боже наш». Потом следует возглас. Когда же иереи восстанут, совершается крестное осенение и иерей говорит: «Благословен вход святых Твоих, Господи», затем «премудрость, прости», с крестным знамением посредством кадила. Всё это указывает на пришествие с Неба Спасителя в последние века, при закате сей жизни, на Его освящённую, яко кадило, жизнь и на приведение нас к Отцу через Всесвятое Тело Его, что совершил Он, смирившись даже до Креста и смерти, сойдя во ад и воскреснув, победив смерть Крестом, и войдя во Святое Святых, и сделав доступным для нас Царство Небесное. Посему и певец на стихе «яко к Тебе, Господи, Господи» обращается к западу и, кланяясь, призывает иерея, носящего образ Господа, и громогласно поёт: «яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою»(Пс. 140: 8). Этим выражается упование на Господа, избавление, пришедшее от Него, и спасение душ наших, как было предречено. Итак, иерей, возвращаясь в алтарь, входит в него, как Спаситель на Небеса. Между тем, на амвоне поются хвалебные песни Воскресения, во изображение Ангелов, восхвалявших восстание Спасителя, и апостолов, проповедавших миру. Во время сего хваления иерей, или диакон, совершает каждение, потому что воскресший и восшедший Христос послал нам благодать Духа. Потом, после «слава, и ныне», поётся прокимен «якоГосподь воцарися» (Пс. 92: 1), победив смерть и диавола со всеми демонами, и в благолепие облекся – в бессмертие и нетление плоти, и вселенную утвердил верою в Него. Тотчас иерей или диакон говорит ектению обо всех верных, и о царях, и иереях и по молитве возглашает: «яко милостив еси», ибо у Него много милости, чтобы всех помиловать, а сам по себе никто не имеет права на помилование. После ектении тотчас следует малая ектения и возглас: «Твое бо есть, ежемиловати».
|