Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные теории изучаемого отклонения в развитииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Глава 1. Теоретическое обоснование коррекционных мероприятий Основные теории изучаемого отклонения в развитии Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, А.В.Ковалева, Н.А. Коваленко, В.Н. Касаткин, А.А. Михеева и др.), нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний (П. Алсоп). По мнению большинства авторов, следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое состояние беспокойства, волнения, то тревожность является устойчивым состоянием. Как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием - тревожностью. Детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации. Анализ литературных источников показывает, что тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предполагают. (Астапов. В.М.) Р. Мэй рассматривает тревожность, как опасение, выраженное в угрозе некоторым ценностям, которые индивид считает значимыми для собственной жизни. С. Кьеркегор подчеркивает, что тревожность относится к внутреннему состоянию, тогда как З. Фрейд отмечает, что в состоянии тревожности игнорируется объект, но это не означает, что опасная ситуация, вызывающая тревожность, не имеет значения. Анализ работ, различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности, с одной стороны, как врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В.Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности, когда же человек боится чего-то конкретного, то это проявление страха. К. Изарад объясняет различие терминов «страх» и «тревога» так: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них. С точки зрения Прохорова процесс формирования тревожности проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит ее зарождение, этот момент связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых тревожность проявляется. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование, приобретая характер свойства личности – личностной тревожности, само репродуцирует психические состояния, благодаря которым оно возникло. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого существует свой оптимальный уровень или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Практикующие психологи Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс указывают на то, что проявление тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Младший школьный возраст отечественные психологи называют вершиной детства – ребенок сохраняет много детских качеств, но начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется социально значимые обязанности. Начало младшего возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. С этим событием связано переживание кризиса 7 лет. Новая социальная среда ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.), неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации (В.Е. Каган, Л.В. Макшанцева, Е.В. Новикова, и др.), затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности (Н.Л. Белопольская, Э.В. Баранова, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, И.Ю. Троицкая, У.В. Ульенкова и др.), трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми (O.K. Агавелян, Г.М. Андреева, Т.Е. Аргентова, А.А. Бодалев, Е.Н. Васильева, Т.П. Гаврилова и др.).
Е. Савина дает такую характеристику тревожным детям: низкая самооценка, разное поведение на занятиях и вне занятий. На занятиях тревожные дети зажаты и напряжены, на вопросы педагога отвечают глухим и тихим голосом. Возникает возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Высокая тревожность мешает, прежде всего, самому ребенку, лишая его детских радостей, сказываясь на учебной деятельности и межличностных отношениях. Особого внимания требуют дети младшего школьного возраста, так как они испытывают большие трудности в школе, что естественно вызывает неадекватный уровень тревожности
|