Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взрослого человека
Замысел комплексного исследования психофизиологической эволюции взрослого человека и построения экспериментальной акмеологии был сформулирован еще в 1957 г. (Ананьев, 1957), но удалось его провести много позже — в коллективном комплексном исследовании, начатом в 1965 г. Это исследование осуществлялось параллельно двумя циклами работ. Первый цикл работ (сектора психологии НИИ общего образования взрослых и лаборатории дифференциальной психологии Ленинградского государственного университета) развертывался, последовательно охватывая возрастные контингента год за годом от 18 до 35 лет. По каждому из этих годов жизни (18, 19, 20 и т. д.) охватывался определенный возрастной массив (выборка равнялась 100 испытуемым — 50 мужчинам и 50 женщинам). В каждом из этих массивов были представлены четыре группы с различными уровнями образования: I группа — имеющие восьмилетнее образование и нигде не обучающиеся далее, II группа — учащиеся IX и X классов общеобразовательной школы рабочей молодежи (для взрослых), III группа — имеющие законченное среднее образование, IV группа — студенты высших учебных заведений. Кроме того, для старших возрастов отбиралась еще одна группа лиц, имеющих законченное высшее образование. Подобное варьирование фактора образования было необходимым для изучения уровня и структуры интеллекта. Сравнение групп по показателям интеллектуального развития обнаружило важную роль не только уровня образования, но и учения как способа интеллектуальной деятельности. Благодаря комплексному характеру исследования основные интеллектуальные функции (различные формы восприятия, г Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 311 ышления, памяти, внимания), общая структура интеллекта зучались в их взаимосвязи с более общими характеристика- (нейродинамическими, психомоторными). Математико-атистическая обработка этих данных выявила связи между тими функциями и характеристиками, дающие основание для построения целостных характеристик микропериодов и мак-ропериодов на всем диапазоне возрастной изменчивости от 18 до 35 лет включительно. За 1965-1970 гг. в индивидуальных экспериментах приняли участие 1800 человек, из которых свыше 400 прошли и углубленное дифференциально-психологическое исследование. Этот цикл исследований строился, как мы видим, по типу «возрастных срезов», или сопоставления фаз развития разных людей. Второй цикл комплексного исследования личности, осуществлявшийся лабораторией дифференциальной психологии ЛГУ, строился по другому типу — прослеживалось развитие одних и тех же людей в сходных условиях жизни. Исследование этого типа — «длинник», или лонгитюдинальное изучение, — проводилось так: на протяжении 5 лет обучения в университете изучались одни и те же студенты по программе, включавшей их интеллектуальное развитие, общую реактивность и нейроди-намику, сенсорные процессы и восприятие, психомоторику, мотивацию поведения и характер. По этому циклу исследования было изучено свыше 350 человек. Полученные нами экспериментальные данные (обоих циклов комплексных коллективных исследований) обрабатывались в соизмеримых единицах (по общим для всех характеристик измерительным шкалам) и с помощью современных методов математической статистики. В итоге многолетних комплексных исследований мы имели возможность сопоставить (в метрических величинах возраста — годах жизни) такие моменты, взаимодействие которых образует структуру развития психофизиологических функций взрослого человека (при возрастном диапазоне от 18 до 35 лет). Природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива, представляет собой сложную структуру различных процессов: повышения функционального уровня различных механизмов деятельности, стабилизации этих ЧАСТЬ VI. Психология взрослых- уровней и их понижения, которые еще нельзя отождествлять с явлениями инволюции функций. С неравномерностью и разновременностью (гетерохронностыо) развития психофизиологических функций мы столкнулись в самом начале этих исследований, а именно при изучении динамики развития в период поздней юности — ранней взрослости, то есть студенческого возраста. Большинство исследователей описывает процесс развития человека в этом возрасте как непрерывное нарастание функциональной работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризисов, даже без стабилизации функций. Несомненно, в студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития; именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении. Тем не менее непрерывное прослеживание микровозрастных сдвигов в пределах этого возрастного диапазона показало, что этот диапазон более противоречив, чем предполагалось в возрастной психологии и психофизиологии. В сложной структуре этого периода развития моменты повышения одной функции («пики», или «оптимумы») совмещаются не только с моментами стабилизации, но и понижения других функций. Противоречивое совмещение разнородных процессов образует сложную структуру развития психофизиологических функций взрослого человека не только в период как ранней, так и средней зрелости. Эта структура видоизменяется в различные периоды, как это можно представить из соотношения моментов
g p Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых ________ 313 пазвития в различные микропериоды зрелости (%). Наименьшая частота моментов относится к стабилизации функционального уровня. Причем длительность этих состояний измеряется двумя-тремя годами. Наибольшая частота моментов относится к положительным сдвигам (повышению функционального уровня). Обращают на себя внимание и значительные отрицательные сдвиги (моменты понижения). Однако ряд отрицательных сдвигов предшествует оптимумам, они являются, таким образом, скрытым периодом перестройки функций, подготавливающим ее подъем. При исследовании сопоставлялись моменты развития как интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания), так и нейродинамических характеристик (силы и динамичности нервных процессов) и наряду с этим — психомоторные и общефизиологические показатели, связанные с энергетическими процессами (основной обмен, теплопродукция и т. д.). Эта противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования (например, общий, вербальный и невербальный интеллект, логические и мнемические функции), так и самые элементарные процессы (например, теплообразование и метаболизм) и свойства индивида (нейродина-мические характеристики). Например, наибольшие величины положительных сдвигов отмечены в насыщении крови кислородом, общем интеллекте, динамичности торможения, вербальном интеллекте и т. д., а наименьшие — в невербальном интеллекте, с одной стороны, в динамичности возбуждения и теплообразовании — с другой. Не менее интересны качественные характеристики отрицательных сдвигов. Наибольшие величины сдвигов отмечены в области невербального интеллекта, памяти, динамичности возбуждения, психомоторике, а наименьшие, с одной стороны, в мышлении, с другой — в насыщении крови кислородом. Что касается моментов стабилизации, то наибольшие величины относятся к области вербального интеллекта и внимания, с одной стороны, теплообразования — с другой. Мы не приводим аналогичных данных о динамике основного обмена, артериального давления крови, остроты зрения, перцептивных констант и других функций разного уровня. ЧАСТЬ VI. Психология взрослых
Развитие и этих функций продолжается в различных направлениях, и ни в одной из них не отмечено на всем возрастном диапазоне доминирование моментов стабилизации функционального уровня. Следовательно, эти структурные особенности психофизиологического развития взрослых людей имеют общий характер и определяют его многоуровневую природу.
|