![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психофизиологическая динамика взрослости
Каждый из периодов развития взрослого человека (состоящий в свою очередь из серии микропериодов) противоречиво сочетает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровней функционирования ряда характеристик. Структура развития взрослости — зрелости значительно сложнее, чем любая более однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения. По отношению к ранним фазам онтогенеза установлено, что рост и созревание разных тканей, органов и систем организма протекают разновременно (гетерохронно); порядок роста и созревания выражает определенные зависимости одних органов и систем от других. Существуют градиенты созревания, то есть разности в порядке и темпах развития (например, более быстрое созревание дис-тальной части нижней конечности сравнительно с проксимальной; опережающий по сравнению с туловищем рост головы; туловища по сравнению с конечностями; более раннее созревание проекционных путей головного мозга сравнительно с комиссуральными, а комиссуральных сравнительно с ассоци-ационными и т. д.). Градиенты созревания различных органов и систем рассматриваются как проявление организации роста, его упорядочения и регуляции, поддержание постоянства в развивающихся системах (так называемого гомеореза), поскольку скорости развития различных частей этих систем согласованы. Гетерохронность функционирования разных органов есть, следовательно, одно из проявлений целостности организма. В современной науке установлено, что не только созревание, но и старение характеризуется гетерохронностью функциональных ' с f. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых сдвигов, в связи с чем инволюция лишь постепенно распространяется по разным системам и уровням жизнедеятельности организма как целого. В психофизиологии взрослых до недавнего времени не было данных, позволяющих судить о гетерохронном развитии различных функций, за исключением психомоторных и речевых. Д. Б. Бромлей, В. Шевчук и другие исследователи указывают на значительно более ранние сроки оптимумов и кульминационных достижений для психомоторных функций и основанных на них видах деятельности (спортивной, хореографической). Отмечены и более ранние сроки инволюции психомоторных функций (сравнительно с речевыми). По данным ряда исследователей, моторное научение, весьма успешное в детстве и в ранние периоды зрелости, оказывается малоэффективным в среднем и тем более пожилом возрасте. Словесное научение, напротив, приобретает более эффективный характер по мере индивидуального развития и может с успехом применяться в более поздние периоды зрелости, что свидетельствует о возрастающей мощи второй сигнальной системы. Сравнительная долговечность вербальных функций, конечно, характеризует поступательный ход психофизиологической эволюции взрослого человека. Однако вряд ли это прогрессирующее нарастание вербальных функций происходит за счет инволюции психомоторных функций. Это столь же маловероятно, как объяснение более раннего старения психомоторных функций прогрессом речевых функций. Общеизвестно многообразие психомоторных функций, рабочих поз и манипулирования при разных видах трудовой, спортивной, графической и другой деятельности. Движения опорно-двигательного аппарата (ходьба, бег и т. д.), выразительные движения в структуре поведения (мимика, жестикуляция) характеризуются пространственными, временными и собственно силовыми параметрами, которые развиваются гетерохронно и у взрослого человека. Например, по Данным нашей лаборатории, сила рук (как правой, так и левой) Максимальна у мужчин 18-19 лет, значительно выше мышечной силы мужчин 30-35 лет. Скорость двигательных реакций (время обведения фигур, скорость ходьбы) у 18-19-летних l ЧАСТЬ VI. Психология взрослых превышает это время у старшей группы. Однако точность ходьбы (степень отклонения от прямой в градусах) у более стар-ших вдвое выше при открытых глазах, а при закрытых глазах — в 5 раз. При обведении фигур точность движения старших оказалась также более высокой; показательно и различное действие вестибулярной нагрузки (после вращения): старшие (30-35 лет) сохраняют превосходство в точности движений, а младшие — в скорости. Эти различия выражают гетерохронность развития пространственных и временных параметров одних и тех же двигательных структур. Новейшие исследования И. А. Розе показали, что период поздней юности отличается наиболее высоким уровнем дифференцированного усилия мышечного тонуса кисти рук, но по отдельным показателям уступает следующему периоду — ранней взрослости (по характеристике волевого усилия, пространственному определению центрального положения головы, равномерному распределению тяжести тела, точности графических движений). Период ранней взрослости (21-25 лет) в психомоторном отношении имеет ряд преимуществ перед поздней юностью в фоновом (обычном) состоянии. Но и позднее (в 30-35 лет), когда отмечается снижение уровня ряда психомоторных функций в фоновом состоянии, обнаружена большая устойчивость (сравнительно с периодами юности и ранней взрослости) психомоторных функций в условиях повышенных нагрузок. Эти явления психомоторного развития взрослых связаны с возрастающим вовлечением левой руки и правого полушария в психомоторные структуры, с увеличением пластичности механизмов двигательной асимметрии (доминирование правой или левой руки), сменой видов асимметрии, расширением системы связей психомоторных функций с другими функциями (нейродинамическими, психовегетативными и интеллектуальными). Разнородность структуры развития взрослого человека проявляется и в психомоторной сфере. Со времен И. М. Сеченова известно, что регулятором движений человека является образ. Зрительно-моторная коорДИ' нация и зрительная регуляция сложных предметных действии подкрепляются все возрастающей по тонкости анализа скелетно- - г с f. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых ________ 317 мускульной энергии кинестезией (мышечным чувством). Подход к психомоторным функциям взрослого человека с этой стороны особенно важен для понимания механизмов таких действий, как, например, слежение, дозировочные микродви-ясения, упреждающие (экстраполяционные) двигательные реакции на движущийся объект и др. В условиях современного научно-технического прогресса сенсомоторные реакции операторов достигают высокой сложности, причем наибольшее усложнение касается структуры восприятия оператором сигналов (их обнаружения, различения и опознания). Поскольку перестройка деятельности в этих условиях охватывает взрослых людей разного возраста, в том числе среднего и пожилого, большой практический интерес представляет вопрос о потенциалах сенсорно-перцептивного развития взрослого человека. Один из ведущих специалистов по психологии взрослых В. Шевчук обнаружил, что у взрослых людей постепенно снижается уровень элементарных зрительных функций, но одновременно повышается уровень и общая культура наблюдения, с помощью которого и регулируется процесс деятельности. Он объяснил это противоречие тем, что мышление продолжает развиваться и полностью определяет восприятие, категориальность которого нередко рассматривается как функция мышления. Это объяснение, как нам представляется, недостаточно учитывает первичную (по отношению к мышлению) роль сенсорно-перцептивных процессов и их потенциал, связанный с самыми основными и важными процессами аналитико-синтетической деятельности головного мозга человека. Рассмотрим некоторые новейшие данные о развитии сенсорно-перцептивных процессов у взрослых, полученные в нашей лаборатории. Систематическое исследование возрастных особенностей (от раннего детства до старости) объема и структуры поля зрения было осуществлено Е. Ф. Рыбалко. С помо-Щью современных экспериментальных и математических ме-годов ею установлено, что объем восприятия достигает своего птимума у взрослых людей в среднем возрасте (с 30 лет) и охраняется на высоком уровне и у пожилых людей. Однако в 'Эзные периоды зрелости этот оптимум обусловливается раз- ^ 318 Ч А СТЬ VI. Психология взрослых ными механизмами, что свидетельствует о перестройке всей воспринимающей деятельности аппарата восприятия. О структурной динамике поля зрения свидетельствует ряд преобразований во взаимодействии монокулярных полей зрения (правого и левого глаза), смена доминирования в бинокулярном поле того или иного глаза, а также соотношения горизонтали -вертикали в структуре поля зрения. М. Д. Дворяшина охватила весь диапазон перцептивного развития (от детства до старости) в отношении константности восприятия, одного из самых фундаментальных его свойств. В отношении как константы формы, так и константы величины было установлено преимущественное влияние у взрослых (сравнительно с детьми и подростками) измерительной практики и геометрических знаний на перцептивные константы. Таким образом, практический (профессионально-трудовой) опыт имеет решающее значение для перцептивного развития взрослых, повышая чувствительность и стабилизируя зрительную систему на высоком уровне. При сопоставлении разных возрастных групп установлено, что некоторые свойства восприятия с возрастом улучшаются, а некоторые ухудшаются, то есть действие возрастного фактора разнонаправленно. Сложная структура развития взрослых проявляется, как мы видим, не только в психомоторных, но и в перцептивных функциях. Специальное изучение гетерохромного развития различных сенсорно-перцептивных функций в периоды поздней юности — ранней взрослости, осуществленное Л. Н. Гольбиной и В. Н. Панферовым, сопоставление 12 характеристик этих функций и связанных с ними интеллектуальных процессов показало, что с 18 до 23 лет уровень некоторых функций повышается (объем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание, пространственное представление, константность опознания, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдательность, общеинтеллектуальное развитие). Между различными направлениями сдвигов перцептивного развития обнаружены определенные корреляционные зависимости. Усиление сенсорно-перцептивного комплекса первого с f. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых «ровня категориального восприятия (узнавание) в 20 лет вызывало временное ослабление корреляционной мощности второго уровня восприятия (опознание). Наибольшие различия между этими уровнями обнаружены в 18 лет. К 22-23 годам показатели эффективности узнавания и опознавания сближаются, причем усиление их взаимосвязи сопровождается повышением общей продуктивности восприятия. Развитие перцептивного внимания взрослых исследовалось Л. Н. Фоменко, изучившим объем, избирательность, переклю-чаемость, устойчивость и концентрацию внимания, возрастная изменчивость которых носит ясно выраженный гетерохронный характер. Установлено, что наиболее высокий уровень объема внимания характеризует среднюю, а не раннюю взрослость. Оптимум объемной характеристики внимания относится к 33 годам, а весь период повышения уровня охватывает возрасты от 27 до 35 лет. Наименьший объем внимания свойствен периоду поздней юности (18-21 год), что, в общем, согласуется с динамикой развития перцептивных функций, отмеченной выше. В этом же направлении развивается избирательность внимания, оптимум которой относится к 33 годам жизни. Несколько раньше (29 лет), но также в среднем возрасте, располагается наиболее высокий уровень переключения внимания. Устойчивость внимания усиливается начиная с 22 лет и достигает оптимума в 34 года. Динамика концентрации внимания имеет более выраженный ритмический характер: повышение уровня (с 18-! 0 лет) сменяется постепенным понижением (особенно в 22-М года), стабилизацией и повышением функции на более высоком уровне. Существуют прочные корреляции между объемом, переключением и устойчивостью внимания, с одной стороны, избирательностью и концентрацией - с другой. Внимание, как известно, является регулятивной функцией, а его эволюция сви-.етельствует о длительном процессе формирования и преоб-йования механизмов регулирования умственной деятельности взрослого человека. Физиологические основы внимания ясняются в свете принципа доминанты А. А. Ухтомского и Чения И. П. Павлова о взаимной индукции нервных провесов. ' ЧАСТЬ VI. Психология взрослых В нашем исследовании изучалась возрастная изменчивость некоторых свойств этих процессов (сила — чувствительность нервной системы, динамичность возбуждения и динамичность торможения). Полученные данные были скоррелированы с различными другими характеристиками развития (интеллектуальными и психомоторными), в том числе и внимания взрослых. В опытах Н. Г. Зыряновой констатировано замедление с возрастом времени реакции (на свет или звук), сопряженной с возрастанием средних величин отклонения, объясняемого постепенным ослаблением возбудительного процесса и уменьшением его сопротивления внешнему торможению. Первоначально, в 18-21 год, имеется несоответствие в скорости реагирования на свет и звук, но затем межанализаторные различия по силе — чувствительности исчезают, а в 29-33 года положительная корреляция между ними достигает высокого уровня значимости. Особенности гетерохронного развития возбудительного и тормозного процессов, определяемых по одному и тому же параметру — динамичности, — установлены В. Д. Не-былицыным. Динамичность возбуждения в своем развитии обнаруживает нарастание и оптимум в 19-21 год, понижение в 22—24 года и некоторые подъемы в 25-28 лет, вновь понижение и стабилизацию на относительно низком уровне. Динамичность торможения, напротив, не только не понижается с возрастом, а несколько даже увеличивается, обнаруживая в своем развитии оптимумы в 19, 22-24 и 29-33 года. Возрастание роли тормозных процессов в нейродинамике взрослого человека проявляется в изменении типов неуравновешенности: преобладание возбуждения наиболее заметно в группе самых молодых (18-21 год), где встречается 47% возбудимых, и наименее — в старших возрастных группах, в которых число возбудимых снижается до 27%. Напротив, неуравновешенных в сторону торможения встречается в старших группах до 50%, равно как с возрастом увеличивается число уравновешенных (по нейродинамике) испытуемых. Интересны особенности корреляции нейродинамических свойств и мнемических функций. В 18-21 год имеется положи- ß. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 321 тельная корреляция между чувствительностью нервной системы и эффективностью запоминания, а в 29-35 лет — между выносливостью нервной системы и эффективностью запоминания. Для группы в 18-21 год более характерна корреляция между динамичностью возбуждения и мнемическими функциями, а для группы в 29-35 лет — между этими функциями и динамичностью торможения. Наши данные значительно дополняют, а частично и исправляют описанные в зарубежной психологии возрастные характеристики развития вербального и невербального интеллекта у взрослых. Д. Векслер показал, что пики некоторых вербальных функций достигают максимума в 40 лет; другие функции понижаются после 30 лет (функции невербального интеллекта). Более высокие показатели обнаруживаются в диапазоне 25-34 лет, а не в юности (18-19 лет), что расходится с мнением многих авторов (особенно III. Бюллер и ее последователей) о юношеском оптимуме функционального развития интеллекта. Некоторые современные зарубежные исследователи (Д. Б. Бромлей, Н. Доппельт и С. Валлидж) подтверждают выводы Д. Векслера и указывают, что лексические функции и осведомленность непрерывно возрастают после 25 лет, а невербальные функции начинают снижаться с этого момента, достигая низкого уровня в 40 лет. Наши данные о развитии психомоторных, перцептивных функций, внимания и нейродинамических характеристик свидетельствуют о более сложной картине развития, включающей основы механизмов именно той формы интеллекта, которую называют невербальной. Л. А. Баранова, Л. Н. Грановская, М. Д. Дворяшина установили, что ход развития общего интеллекта характеризуется чередованием моментов повышения и понижения уровня. Пики, или оптимумы, отмечены в 19, 22, 24-26, 35, но особенно в 29-30 лет; понижение - в 23, 31-34, но особенно в 20-21 год. Стабилизация достигнутого Уровня обнаружена лишь в 26-27 и 32-33 года. Несколько чаще встречаются эти моменты стабилизации уровня в развитии вербального интеллекта (в 20-21 год, 23-24 года, 26-! 8 и 32-34 года). Пики, или оптимумы, обнаруживаются здесь в 19, 22, 25-26 и особенно в 30 лет, а моменты снижения — в Ч Зак. №401 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых 20-21 и 23-24 (стабилизация на сниженном уровне), а затем после 30 лет. Неравномернее ход развития невербального интеллекта, в котором стабилизация отмечается лишь однажды в поздний период — в 31-33 года, причем на относительно высоком уровне. Пики, или оптимумы, невербального развития приходятся на следующие годы — 19, 21, 25, 29, 34, а моменты снижения уровня - на 20, 22-24, 26-27, 30 и 35 лет. Стабилизация функционального уровня для всех видов интеллекта является, следовательно, частным случаем, а не общим законом. Не обнаружено и фронтального усиления моментов понижения функций к концу периода, которое можно было бы однозначно определить как симптом инволюции. Особенно существенно то, что во всех случаях относительное снижение уровня после 30 лет происходит после наибольшего пика и поэтому по шкале занимает более высокое положение, чем, например, оптимум функций в периоды поздней юности — ранней взрослости. При изучении интеллекта и его функций нами специально учитывался уровень образования; приводимые данные характерны для всех уровней образования. Возрастная динамика мнемических функций (исследование Я. И. Петрова) отличается чрезвычайной лабильностью и противоречивостью. Моменты стабилизации относятся только к 21-22 годам (на сниженном уровне) и к 23-24 годам (на повышенном уровне). Размах колебаний между пиками развития и моментами снижения мнемических функций весьма значительный. Периоды наибольшего снижения в 24-26 лет сменяются периодом наибольшего подъема в 27-30 лет. Чередование этих моментов повышения (19, 23, 32 года) и понижения (20-21, 31, 33-35 лет) с постепенно уменьшающейся разностью между ними характеризует неравномерность мнемичес-кого развития с более выраженной, чем в общем интеллекте, тенденцией к последовательному снижению функционального уровня. В исследовании Е. И. Степановой моменты стабилизации возрастной динамики мыслительных функций (относящихся к образному, словесно-логическому и практическому мышлению) отмечены лишь в начале (18-19 лет) и в конце (34-35 лет) g. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 323 изучаемого возрастного диапазона. Оптимумы располагаются в 20, 23, 25, 30, 32 года, а снижение - в 21-22, 24, 26, 28, 31, 33-35 лет. Сопоставление этих моментов у разных по уровню образования групп показывает зависимость общего хода развития мышления от уровня образования и практического опыта. Вместе с тем в старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние на интеллектуальное развитие человека, его индивидуального стиля умственной работы, связанного как с образованием, так и с индивидуально-типическими особенностями. Косвенное влияние на изменение степени сложности мыслительных операций оказывает и возраст, но именно в связи с образованием. По данным Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской, у людей с высшим образованием не происходит сколько-нибудь заметных изменений в уровне их операциональных структур. Между тем у испытуемых тех же возрастов, имеющих незаконченное среднее образование, наблюдается снижение с возрастом степени сложности операций. Сопоставляя разные типы решения эвристических задач (по характеру выдвижения гипотез, их проверки и обоснования), Ю. Н. Кулюткин обнаружил, что с возрастом усиливается тенденция к сокращению крайних решений (как импульсивных, так и замедленных) и к возрастанию числа решений уравновешенных. Этот вывод тем более интересен, что относится к мыслительным операциям взрослых людей (18-35 лет), то есть к «логике взрослого», динамизм которой исследован еще совершенно недостаточно. Мы придаем всем этим экспериментальным данным особое теоретическое значение именно потому, что они относятся к психофизиологическим характеристикам человека, связанным с фундаментальными мозговыми механизмами онтогенетического развития. Эти данные свидетельствуют о закономерностях образования и преобразования как уровневых, так и структурных характеристик нервно-психического развития и после наступления зрелости, причем не только в связи с прогрессом второй сигнальной системы, но и с общими основами аналити-Ко-синтетической деятельности мозга. 324 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых Межфункциональные связи в структуре интеллекта взрослого человека Преимущества комплексного изучения многих характеристик одних и тех же людей (как с помощью метода возрастных или поперечных срезов, так и «длинника», или лонгитюдинального метода изучения процессов развития взрослых) сказались не только в возможности определения гетерохронноста развития разных функций, но и единой структуры интеллекта и личности. Большое число экспериментальных данных, вполне удовлетворяющее требованиям статистических выборок, обрабатывалось математико-статистическн, особенно в целях выявления корреляции между различными характеристиками и определения веса того или иного фактора интеллектуального развития взрослых. Благодаря применению графических средств метода корреляционных плеяд установлено, что в 18-21 год корреляционная плеяда из разных функций выступает в виде относительно простой структуры — цепочки связи. С 22-25-летнего возраста корреляционные связи образуют сложноветвящийся комплекс, группирующийся вокруг двух центров — мнемоло-гического (единая структура памяти — мышления) и аттенци-онного (фактор внимания). Этот комплекс сохраняется по своей структуре, но увеличивается по количеству положительных и отрицательных корреляций. В 30-35 лет весь сложноветвящийся комплекс перестраивается в связи с тем, что единый мнемологический центр расщепляется и возникают два самостоятельных ядра (мнеми-ческое и логическое) при сохраняющем свое положение аттен-ционном факторе. Отметим, что положение аттенционного фактора существенно меняется в ходе развития: в период поздней юности (18-21 год) он занимает четвертое место, а начиная с периода ранней взрослости (22-25 лет) — второе место и в последующие периоды среднего возраста прочно занимает это место, что свидетельствует об особой важности регуляции всех интеллектуальных свойств взрослого человека, учитывая всевозрастающее число корреляционных связей, а также их тесноту и мощность. т- 5. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых ________ 325 Согласно предварительным данным, в 34-35 лет корреляционная структура упрощается и группируется вокруг двух центров: логического и аттенционного. Есть и другие признаки усиления целостности интеллекта, выраженные в становлении его иерархической структуры. Несомненно, становление этой целостности — многолетний и противоречивый процесс, в котором определяющую роль играют образование (объем усвоенных знаний и общий уровень информации) и учение, то есть деятельность, с помощью которой происходит усвоение знаний, навыков, умений. Особое значение имеет фактор учения как постоянной умственной работы, определяющей общий высокий тонус интеллекта. Именно поэтому в структуре интеллекта (его корреляционных плеядах) особенно важное положение занимают мышление и память, различные характеристики которых развиваются, хотя и асинхронно, но сопряженно и взаимозависимо. В развитии памяти, как и мышления, намечается несколько периодов, сопоставление которых обнаруживает удивительный феномен — своего рода мнемологический градиент. В 19, 24, 28 лет мнемические функции опережают развитие логических, в 20, 23, 25, 31 и особенно в 32 года резко снижаются по уровню сравнительно с мышлением; лишь в 22, 26, 34 года совпадают моменты снижения обеих функций, а в 30 лет — моменты общего повышения. Очевидно, изменение одной функции происходит в зависимости от преобразования другой. Эта взаимозависимость ясно обнаруживается не только при наложении кривой развития одной функции на другую, но и посредством математико-ста-тистических методов — корреляционного и факторного анализа. Объяснение этой межфункциональной зависимости крайне затруднительно с точки зрения существующих в психологии и педагогике теорий, ставящих мнемические процессы в одностороннюю зависимость от процесса мышления и логических операций. Процессами памяти стали особенно интересоваться в последние десятилетия в связи с некоторыми кибернетическими концепциями и достижениями в изучении молекулярных основ памяти. Полученные нашим коллективным исследованием 326 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых данные о противоречиях мнемологического развития взрослых могут быть интерпретированы в связи с этими новейшими подходами. Память и мышление — основные формы переработки информации, и в этом их общая природа. Усвоенная с помощью понимания и запоминания информация перерабатывается путем своего рода «прессования», осуществляемого памятью, и «фильтрации» посредством ценностно-ориентированного мышления. На основе этих первичных операций строится обобщение первого уровня, выступающего в форме глобального или избирательного сохранения усвоенного. Именно эта сохраненная информация становится объектом все новых и новых логических действий, главным образом с помощью перекодирования единиц информации и их групп, построения из них новых смысловых систем и абстрагирования — образования новых понятий. Так строится с помощью мышления второй уровень обобщения в виде рациональной систематизации знаний, который приводит к перестройке механизмов «фильтрации» и «прессования» вновь усваиваемых знаний. Наконец, при достаточном расширении объема информации и его интегратив-ной организации строится третий уровень обобщений — концептуальный — формирование гипотез и концепций, совершенствование всей системы логических операций. Такое понимание позволяет найти подступ к объяснению связи между моментами понижения уровня логических и повышения мнемических функций, возникающими, возможно, в критических пунктах развития интеллекта, когда избыточность обобщений и абстрагирования ограничивает накопление и сохранение вновь усваиваемой информации. Напротив, повышение логических функций при понижении мнемических возникает, возможно, именно тогда, когда накопление избыточной и сохранение всей информации происходит при некотором снижении эффективности «фильтрации» вновь усваиваемых знаний. Регулирование процессов накопления, сохранения и логического преобразования знаний (в гипотезы, концепции, принципы деятельности) в процессе обучения, очевидно, должно учитывать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышлением на всем протяжении интеллектуального развития. r Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 327 Несомненно, в теории интеллекта взрослого человека эта сложная диалектика памяти и мышления занимает одно из важнейших мест. Жизненный опыт, столь существенный для различий между взрослыми людьми, представлен во все более усложняющихся с возрастом мнемологических структурах. Дальнейшее изучение нами более старших возрастов (35-50 лет) должно способствовать более глубокому пониманию этих структур. Сложная социальная и психологическая природа жизненного опыта личности, связанного с ее жизненным путем (биографией) и историей деятельности в обществе, должна стать специальной проблемой психологии взрослых. В зарубежных исследованиях все еще наблюдается известное обособление теории интеллекта и теории личности. Между тем глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т. д. во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят также от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта. Сложные взаимосвязи между личностью и интеллектом обнаружены в ряде биографических исследований педагогов (Н В. Кузьмина), ученых (3. Ф. Есаро-ва), шахматистов (Н. В. Крогиус), конструкторов (М. Г. Дав-летшин). Исследования лаборатории дифференциальной психологии Ленинградского государственного университета (работы Г. И. Акинщиковой, Л. Н. Гольбиной, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея, Б. С. Одерышева, Н. Н. Обозова, К. Д. Шафранской и др.) помогли обнаружить сложные связи между интеллектуальными и характерологическими особенностями, с одной стороны, нейродинамическими, психовегетативными, метаболическими характеристиками взрослого человека — с другой. Эти сложные связи включены в более общие социально-психологические структуры и зависят от социального статуса личности в группах и коллективе, степени развития ее социальных функций и успешности работы. В определенном смысле эти слож- 328 ____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых ные связи управляются более общими социально-психологическими структурами. Возрастная психофизиология взрослых, дифференциальная психология личности и социальная психология должны строиться в одной системе, что представляется нам особенно важным для прикладной психологии, в том числе для педагогической психологии взрослых. Теория обучения взрослых до недавнего времени не располагала даже приблизительными данными о возрастных изменениях человека в различные периоды зрелости. Обычное разделение зрелости, или взрослости, на молодость, средний и пожилой возраст выявляло лишь качественное своеобразие нижней (молодость) и верхней (пожилой возраст) границы зрелости, наличие в первом из них прогрессивных сдвигов развития, а во втором — инволюционных процессов, объединяющих пожилой возраст с последующими фазами старости. Такое разделение границы между юностью и молодостью, между пожилым возрастом и старостью не давало возможности описать комплекс признаков наступающей фазы развития, определить момент ее наступления и длительность протекания. Характеристика среднего возраста как некоторого стационарного состояния равнодействия эволюционно-инволюци-онных процессов также не содержала какого-либо комплекса признаков качественных психологических изменений (личности и интеллекта, механизмов поведения и жизнедеятельности). Все это исключало возможность психологического обоснования форм и методов обучения взрослых и тренировки их психофизиологических свойств. Накопленные за последнее время научные данные о возрастных изменениях взрослых людей, а также новейшее понимание целостности онтогенеза, единства и взаимосвязи всех периодов человеческого развития позволяют подойти к построению психофизиологической периодизации возрастных фаз зрелости или взрослости, характеризующей типологические и метрические свойства этих фаз человеческой жизни. В ходе развития взрослого человека возрастает степень обучаемости при некотором замедлении скорости интеллектуальных реакций. На основе определенных возрастных синдромов А. К. Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды... 329 представляется возможным построение ориентировочных характеристик обучаемости взрослых людей в разные периоды зрелости. Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только культурную и техническую функцию, но и помогает достижению высокой жизнеспособности и жизнестойкости человека. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека — огромная сила, противостоящая инволюционным процессам. А. К. Канатов ОБУЧАЕМОСТЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗРЕЛОСТИ1 Оценка потенциалов обучаемости взрослых в возрастном диапазоне с 18 до 55 лет требует серьезного подхода к выбору тех показателей, которые можно было бы считать наиболее валидными по отношению к прогнозированию столь непростого феномена, как обучаемость, которую Б. Г. Ананьев называл «одним из самых сложных явлений обучения»2. Вместе с тем область поиска критериев обучаемости взрослых в том случае, когда проблема решается в онтогенетическом плане, представляется достаточно очевидной: так, уже С. Л. Рубинштейн, рассматривая обучаемость человека в контексте проблем способностей, указывал на ее теснейшую связь с понятием психического развития и подчеркивал, что «вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях — с вопросом об умственном развитии»3. Психологические основы образования взрослых// Образование взрослых на рубеже веков, ИОВ, Российская Академия Образования. 2000. Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л.: ЛГУ, 1982. С. 19. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3. ЧАСТЬ VI. Психология взрослых • Начатое под руководством академика Б. Г. Ананьева исследование периода «акмэ» от 18 до 35 лет было продолжено вплоть до 60 лет. Выборка составила 350 человек. Исследование памяти проводилось Я. И. Петровым, мышления — А. И. Канатовым, внимания — Л. Н. Фоменко, интеллекта — Л. М. Борисовой. Как видно из табл.!, <...> в период 34-40 лет среднее значение уровневой оценки мышления составило 97 единиц. После 40 лет наблюдается снижение уровня оценки мышления, в период 41-50 лет ее среднее значение равно 89 единицам, а в период 51-55 лет составляет 90 единиц, то есть в макропериод 41-50 лет отмечается статически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36-40 годами (t = 3, 1 при p < 0, 01). Полученные данные выявили значение образования и познавательной активности взрослых на сохранность исследуемых функций и обучаемость всех возрастных групп. Таблица 6.1 Возрастная динамика мышления, памяти и внимания
<...> В комплексном исследовании с участием 350 взрослых в возрасте 41-55 лет, проведенном лабораторией психологии Института образования взрослых РАО, особое внимание было уделено изучению ценностных ориентации взрослых в области общего самообразования, профессионального образования, познавательной активности в досуговой деятельности и т. п. в связи с оценкой уровня развития их познавательных функций (мышления, памяти, внимания и их различных сторон). <...> /1. К- Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды... 331 Первый блок вопросов выявлял ориентации на активную творческую профессиональную деятельность и профессиональное образование. Сюда были включены вопросы, относящиеся к удовлетворенности или неудовлетворенности работой, стремлению к совершенствованию своей профессиональной квалификации, установке на профессиональное образование и самообразование, поиску новых и оригинальных решений производственных задач. Второй блок позволял оценить ориентацию взрослого на общую активную познавательную деятельность, которая прямо не связана с профессией. В него включены показатели общей любознательности человека, выраженные в ориентации на повышение общеобразовательного уровня, расширение самообразования, в частности, такие ориентации, как направленность на чтение публицистической, художественной, научно-популярной литературы и стремление к познанию нового в общественной жизни, науке, искусстве и технике. Третий блок вопросов был сориентирован на анализ направленности личности на активное проведение своего досуга. Сюда вошли показатели ориентации взрослых на занятия спортом, техническим конструированием, художественным творчеством, увлеченность искусством, а также общение с коллегами и друзьями. Как показали результаты специального статистического анализа, активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, сопровождающееся соответствующим поиском информации, желание не останавливаться на достигнутом как обобщенная личностная установка у взрослых старше 40 лет прежде всего сказываются на уровне развития образного вида мышления и его конкретных сторон. Причем у мужчин влияние подобной установки проявляется на отмеченной когнитивной способности несколько сильнее, чем у Женщин (г = 0, 38 и г= 0, 21 соответственно). <...> Систематическое обращение к специальной литературе в значительной мере способствует развитию прежде всего вер-бально-логического мышления, причем у женщин такое влияние наблюдается более ярко, чем у мужчин (г = 0, 38 и г = 0, 20 332 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых соответственно). Учитывая психологическое содержание использованных методик определения уровня развития конкретных сторон мышления, следует отметить, что в большей степени систематичность и последовательность в обращении к специальным источникам сказывается на гибкости операционального состава мыслительных процессов, хотя, безусловно, сильное влияние оказывается и на уровень адекватности складывающихся объема и содержания понятий (то есть операнд-ный состав). Не остаются без воздействия также образный — по преимуществу у женщин (г = 0, 24) и практический — в большей степени у мужчин (г = 0, 19) виды мышления. <...> Познавательные интересы в области досуговой деятельности, проявляющиеся в соответствующей активности взрослого, оказывают преимущественное влияние на уровень развития практического вида мышления (г = 0, 21). Хотя и не удалось на всей выборке обнаружить их прямого влияния на степень развития мнемических процессов, но были выявлены значимые взаимосвязи с уровнем развития как переключения внимания (г= 0, 19), так и ориентировочного внимания (г = 0, 18). То есть те взрослые, которых характеризует активное проведение досуга, стимулируют тем самым эвристические компоненты наглядно-действенного мышления, способствуют сохранению уровня развития практического мышления (в общем случае снижающегося после 40 лет). <...> В микропериод 51-55 лет переключение внимания приобретает больше всего взаимосвязей как с различными сторонами мышления, так и памяти, иными словами, взрослые с хорошим переключением внимания имеют значительно больше шансов сохранить высокий уровень памяти, а также хорошую продуктивность мыслительных процессов. В микропериод 51-55 лет сохранение активной позиции по отношению к самообразованию, организованным формам образования, установка на принятие нового в профессиональной деятельности, восприимчивость к новому, позитивному в различных сферах жизнедеятельности в еще большей степени, чем это ^ " А. К. Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды... 333 отмечено в период 41 -50 лет, влияют на уровень развития различных видов мышления, проявления мнемической способности — особенно в отношении смыслового материала, а также качества внимания взрослого человека. Не только самые разнообразные стороны интеллектуальной деятельности взрослого человека испытывают на себе, как мы могли убедиться, значительное влияние индивидуальной познавательной активности, но также и личностные качества, в том числе и те, что чрезвычайно важны для самопро-явлсния, самореализации, оказываются под сильным воздействием образовательных устремлений взрослого. В то же время индивидуально достигнутый уровень личностного развития своеобразно влияет на интенсивности мотивации в различных областях знаний. Изучение особенностей влияния интенсивности мотивации в различных областях знаний было предпринято в рамках исследования познавательных запросов (совместно с Е. И. Огаревым) на выборке из 478 чел., жителей Санкт-Петербурга. Интенсивность познавательной мотивации оценивалась с помощью 4-балльной шкалы по отношению к 11 областям жизнедеятельности: профессиональная деятельность, семейная жизнь (воспитание детей, домоводство), художественная культура (музыка, литература, живопись и т. д.), поддержание и укрепление здоровья, иностранные языки, компьютерная грамотность, экономические знания и др. У всех респондентов с помощью специально адаптированного опросника (Маслоу, 1997) выявлялся уровень развития таких личностных свойств, как степень креативности, уровень субъективного контроля (способность взрослого человека брать ответственность на себя при решении достаточно важных жизненных проблем), широта познавательных интересов, гибкость поведения и оценок. <...> Корреляционный анализ показал, что потребность в профессиональных знаниях и умениях статистически значимо связана со всеми четырьмя изучавшимися нами личностными свойствами. Наибольшая теснота связей выявлена с таким качеством, как уровень субъективного контроля (г =0, 23 прир < 0, 001), гибкость поведения (г= 0, 22 при p < 0, 001), и затем уже идут креа- l ЧАСТЬ VI. Психология взрослых тивность (г =0, 16 при p < 0, 001) и широта познавательных интересов (г= 0, 13 при p < 0, 005). <...> Уровень развития личностных качеств несколько меняется с возрастом, есть определенное своеобразие такого изменения у мужчин и женщин (см. табл. 6.2, 6.3). Таблица 6.2 Развитие личностных качеств в зависимости от возраста
Таблица 6.3 Развитие личностных качеств в зависимости от образования
^ E. И. Степанова. Психология взрослых _______________________ 335 Таким образом, полученные данные свидетельствуют о сложной динамике интеллектуального развития и обучаемости, обусловленных образованием, активностью и личной зрелостью в поздний период «акмэ». На степень развития личностных качеств определенное влияние оказывает уровень образования взрослого (см. табл. 6.3). Рассмотрим шесть подвыборок, различающихся по этому параметру следующим образом: имеющие неполное среднее образование (1—29 чел.), среднее образование (2—56 чел.), начальное профессиональное (3—92 чел.), среднее специальное (4—120 чел.), неполное высшее (5—71 чел.) и, наконец, высшее образование (6—99 чел.). Взрослые с неполным высшим и высшим образованием имеют статистически значимое преимущество в уровне развития креативности (t = 2, 0) и в степени интернальности личностных качеств (£ = 2, 5). < > E. И. Степанова ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ1 <...> В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Следует отметить, однако, что воздействия, оказываемые на человека как целостную систему, отличающуюся разноуровневой, иерархической организацией психических функций, процессов, свойств личности, порождают с его стороны определенную систему отношений с окружающим миром. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Изменяющиеся факторы и возникающая вслед- Степанова Е. И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. Издательство Санкт-Петербургского университета «Алетейя», 2000. 336 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взросльц- ствие их влияния система отношений не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека. Как уже отмечалось, конвергенция разнородных явлений психической сферы в ходе онтогенетического развития человека от рождения до старости протекает с разной интенсивностью и проявляется в возрастных особенностях психофизиологических функций, психических процессов и свойств личности. Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфазности в развитии психофизиологических функций, заключающейся в соотношении моментов нарастания их «работоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Суть теории Ананьева в том, что первая фаза развития психофизиологических функций представляет собой фронтальный прогресс в развитии функций от рождения до возрастов зрелости (ранней и средней), вторая — специализацию тех же функций в зрелости. В процессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относительная стабилизация. Вместе с тем имеет место сочетание моментов нарастания, снижения, стабилизации, сказывающееся в перестройке внутрифункциональных и межфункциональных структур целостной системы интеллекта. Фронтальный прогресс психофизиологических функций (первая фаза) обнаруживается главным образом в период созревания (в детстве, отрочестве, ранней и средней зрелости). Специализация этих функций достигает оптимума в средней зрелости, т. е. в более поздние периоды жизни. Однако специализация разных функций в разных условиях жизни и деятельности происходит по-разному — для одних наступает раньше, для других позже. Разновременное проявление общих и специальных свойств функций свидетельствует о неравномерности (гетерохронности) развития. Гетерохронность, как общая закономерность развития всего живого, распространяется и на психофизиологическую сферу человека. Временная последовательность в соотношении общих и специальных свойств функций начинается в раннем детстве, с преимущественного развития того или иного вида чувствительности в определенные периоды жизни ребенка. У взрослого человека компенсация g Я- Степанова. Психология взрослых _______________________ 337 резервов развития общих свойств происходит за счет высокого уровня специализированных свойств функций, который щолсет не совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств функций. Известно, что с возрастом изменяется порог чувствительности (зрительной, слуховой, тактильной и др.). Взрослые часто жалуются на ухудшение памяти. Совершенствование профессиональной памяти, которую можно считать функцией специализации, может не совпадать с общим ухудшением памяти, в результате чего жизнеспособность мнемической функции в целом сохраняется. То же самое справедливо и для мыслительных функций, где специализацией функции является практическое и техническое мышление. Двухфазность развития психических функций в разные периоды жизни взрослого человека проявляется по-разному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. В этот возрастной период больше всего оптимальных точек подъема в уровне развития памяти и мышления. Фронтальный прогресс функций является здесь определяющим, хотя он и протекает в условиях относительной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей, выявленных с помощью корреляционного анализа. Вторая фаза развития тех же функций, характеризующаяся их специализацией, начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внут-рифункциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. Подчеркивая значение первой фазы развития психических функций как подготовительного периода для вто-рой, Б. Г. Ананьев писал: «Эта фаза наступает только на наиболее высоком уровне функциональных достижений в первой фазе и накладывается на нее. Пик функционального развития Достигается в более поздние периоды зрелости, причем не исключено, что оптимум специализированных функций может овпадать с начавшейся инволюцией общих свойств этих функ-Чий». Уровень достижений развития функций в первой фазе л 338 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых сказывается на второй фазе развития. У людей одного и того же возраста показатели обеих фаз развития психических функций могут не совпадать: например, у тех, кто начинает профессиональную деятельность в юности, следует ожидать более раннего «наложения» второй фазы развития функции на первую. Средства воздействия на человека в период профессиональной подготовки к самостоятельной трудовой деятельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специальных способностей. Как справедливо заметил В. Д. Шадриков, ссылаясь на наше исследование, взаимосвязь и взаимодействие двух фаз развития функций составляют механизм взаимосвязи общих и специальных способностей. <...> Профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования, удовлетворение которых — необходимое условие эффективности труда. Например, высокая степень развития координации движений, переключение и распределение внимания необходимы для профессии водителя. Профессии типа «человек — техника» предъявляют требования к зрительной, слуховой, вибрационной, мышечно-сустав-ной чувствительности. Человек, овладевающий такого рода профессией, поставлен перед необходимостью развивать у себя соответствующие функции (психические, психомоторные, психовегетативные). Если выполнение трудовых операций требует напряжения физических и интеллектуальных сил, необходимы условия для упражняемости психофизиологических и психических функций, способствующих выработке конкретных умений и навыков. Известны факты высоких результатов упражняемости различных видов чувствительности как в экспериментальных условиях, так и в условиях трудовой деятельности. <...> Есть данные, подтверждающие, что возрастная изменчивость видов чувствительности находится в зависимости от профессиональной деятельности человека. Как показано в исследовании Б. М. Теплова, в процессе специальных педагогических воздействий, направленных на развитие музыкальных способностей, £ Ц. Степанова. Психология взрослых ______________________ 339 происходит повышение уровня чувствительности к звукораз-личению. Деятельность, как трудовая, так и учебная, предъявляет определенные требования к уровню развития чувствительности. <...> Интересные данные получены М. Д. Александровой: люди, которые в процессе трудовой деятельности постоянно имеют дело с мелкими деталями, предметами, раньше обнаруживают снижение остроты зрения. Те же, кто работает с удаленными предметами, сохраняют остроту зрения до самой старости. Приведенные экспериментальные данные показывают, что нельзя рассматривать возрастные изменения в психических функциях без учета условий конкретных видов деятельности. Именно под влиянием этих условий происходит формирование чисто «человеческой чувствительности», о которой К. Маркс писал: «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувствительности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы». <...> В практической деятельности взрослых большое значение имеет наблюдение, представляющее собой целенаправленное восприятие объектов, с которыми человек имеет дело по роду занятий, — инструментов, приборов, материалов и др. Полнота наблюдения профессионала зависит от его подготовленности к целенаправленному восприятию этих объектов и прежде всего — от того объема знаний, которым он располагает в Данной области восприятия. Планомерное наблюдение с постановкой конкретных задач наблюдения возможно лишь на основе знаний, прежде всего профессиональных. Наиболее сложным является наблюдение за человеком, предполагающее включение процесса восприятия в сферу обще-1ия, где немаловажное значение имеют особенности влияния Фуг на друга вступающих во взаимоотношения людей. Иссле-(Уя проблему восприятия человека человеком, А. А. Бодалев обратил внимание на профессиональные особенности такого ЧА СТЬ VI. Психология взрослых восприятия: «Образ восприятия, который один и тот же человек вызывает у людей неодинакового жизненного опыта, принадлежащих к различным общественным классам, различающихся этико-эстетическими требованиями, представляющих различные возрастные группы, пол, профессии, не бывает совершенно одинаковым». На основе систематического наблюдения определенных объектов у человека формируется способность видеть и понимать наблюдаемое, что является необходимым условием развития наблюдательности как черты характера. В процессе жизнедеятельности человека складывается система наблюдений, в которой организуется процесс чувственного познания окружающего мира, взаимосвязь восприятия и мотивационной сферы. Отмечая это, Б. Г. Ананьев пишет: «С возрастом повышается точность диагностических оценок в работе опытного врача, педагога, руководителя трудовых коллективов, диспетчера и т. д. и глубина зрительных суждений, несмотря на постоянное ослабление зрительных функций. Благодаря операционным механизмам восприятия в структуре наблюдения возникает сила, противодействующая старению перцептивных способностей». С возрастом человек больше общается с другими людьми, приобретает профессиональный опыт, что сказывается на восприятии как объектов деятельности, так и людей, с которыми он вступает в общение. В процессе трудовой деятельности человеку приходится решать профессиональные задачи, оперировать наглядными образами технических объектов, представлениями на основе чертежей, схем, сетевых графиков. Поэтому психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Так, в условиях технической деятельности, требующей решения задач технического типа, развивается техническое мышление (Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская, Р. А. Пономарева и др.). Умение оперировать пространственными образами технических объектов и развитие технического воображения основываются на подвижности «сплава» образных, понятийных и действенных компонентов мышления. Указанные авторы выделяют в качестве показателя развития технического E. И. Степанова. Психология взрослых 341 мышления конструирование пространственного образа на основе графического изображения; а в качестве специфических критериев, по которым можно определить степень развития технического мышления, — точность, легкость и скорость создания образа. Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельности, но и с уровнем образования субъекта деятельности. В одних и тех же условиях профессиональной деятельности лица, имеющие разный уровень образования (среднее, высшее), будут решать задачи с разной степенью успешности, что подтверждается и нашим исследованием, в котором на группах испытуемых технического и нетехнического видов деятельности проверялась роль образных компонентов в техническом мышлении. В исследовании использовалась методика, представляющая собой задание матричного типа. От испытуемого требовалось создать образ на основе чертежа, выполненного в ортогональной проекции. Опознавательные признаки создаваемого образа были даны в виде четырех изображений фигур, среди которых находилась та, которую он должен определить по чертежу, соотнеся размеры, форму чертежа с фигурой. В эксперименте участвовали 350 человек. Полученные в двух группах данные сопоставлялись. В первую группу вошли лица, деятельность которых связана с техническим конструированием, с чтением чертежей (187 чел.), во вторую — люди, не связанные с техническим видом деятельности (163 чел.). Результаты анализа данных показали, что испытуемые первой группы успешнее справились с заданием: показатель выполнения в этой группе составил т\ = 8, 4, тогда как во второй — т2 = 7, 0 (различие статистически значимо на уровне 0, 1%). Испытуемые первой группы выполнили задание быстрее: их временной показатель ti = 46, 7 с, тогда как во второй группе tl = 58, 2 с (различие статистически значимо на уровне 1%). Во второй группе (нетехнической) по результатам выполнения задания выделились две подгруппы, одну из которых составили лица с высшим образованием, а другую — со средним. 342 _____________________________ ЧАСТЬ VI. Психология взрослых Испытуемые подгруппы с высшим образованием справились с заданием успешнее, их результаты были выше, чем во второй подгруппе. Поэтому средний показатель успешности всей группы в целом был обеспечен за счет испытуемых с высшим образованием. Таким образом, оказалось, что профессиональная деятельность влияет на психические процессы в совокупности с показателем уровни образования. Гибкость и подвижность в соотношении образных, понятийных и действенных компонентов, свойственные человеку с техническим мышлением, присутствуют и у людей с высшим образованием нетехнического профиля деятельности. Можно предположить, что именно такой механизм мышления лежит в основе высокого уровня интеллектуального развития человека. Это подтверждают сопоставления экспериментальных данных, изложенные ниже. Поскольку все участники эксперимента прошли испытание на определение уровня вербального и невербального интеллекта с помощью набора Д. Векслера, то мы имели возможность сопоставить те и другие данные. В первой группе (технической) показатели интеллекта оказались выше, чем во второй группе (нетехнической). В первой группе вербальный интеллект составил тп= 121, 0, невербальный — m = 106, 5. Во второй группе вербальный интеллект составил тпв = 111, 7, невербальный — m = 102, 3. Величины различия значимы. В подгруппе лиц с высшим образованием второй группы показатели вербального и невербального интеллекта оказались выше, чем в подгруппе, в которую вошли лица со средним образованием. Эти данные подтверждают ранее сделанный вывод о совокупном влиянии факторов труда и образования на психическое развитие человека. Однако уровень развития интеллекта зависит не только от уровня образования и вида труда, но и от того, насколько труд является творческим. Сопоставляя по уровню интеллекта группы лиц в возрасте 25-35 лет, занятых техническим видом труда, но имеющих разный уровень технического образования (среднее и высшее), Л. Н. Борисова обнаружила зависимость интеллекта от характера трудовой деятельности, от того, насколько труд этих лиц является творческим, требующим умственного напряжения. /t. Адлер. Стиль жизни __________________________________ 343 А. Адлер СТИЛЬ ЖИЗНИ1 Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева — это его индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что вследствие окружения он не совпадает с нашими ожиданиями, и понимаем при этом, что у каждого дерева есть своя модель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение. В основном, это справедливо и для человека. Перед нами жизненный стиль в определенных условиях, окружающих его, и нашей задачей является тщательно проанализировать его связь с обстоятельствами, ведь с изменениями в окружении меняется и сознание. Пока человек находится в благоприятной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо. Только опытный психолог может с большой долей вероятности определить стиль жизни человека, если тот пребывает в благоприятных условиях, когда же субъект попадает в неблагоприятное и даже тяжелое положение, его жизненный стиль становится очевиден каждому. Жизнь редко похожа на игру, и чего-чего, а трудностей в ней хватает. Человек то и дело оказывается перед препятствием, и именно в таких ситуациях мы и должны изучать его, отмечать его разнообразные движения и определять его отличительные качества. Как мы уже говорили раньше, жизненный сгиль — это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели. Но наши интересы касаются не столько прошлого, сколько будущего людей, понимать которое можно, только понимая их 1 Наука жить. Киев, 1997. 344 ЧАСТЬ VI. Психология взрослых стиль жизни. Даже если мы понимаем их инстинкты, стимулы, влечения и так далее, мы не в силах
|