Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы и понятия раздела 11 страница






Приведенный выше краткий обзор относится только к по­ведению в так называемых границах нормы. Средства массо­вой информации ежедневно обрушивают на нас яркие описания ситуаций, явно выходящих за эти границы. Причина; яопг успех, которым пользуется такая информация у слушателей зрителей. То, какое влияние оказывает постоянная демонсц ция насилия на аудиторию и на детей в особенности, остаетс несмотря на многочисленные исследования, нерешенным в просом. Мы не будем обсуждать выводы (часто противоречием к которым приходят исследователи этой проблемы. Хотелось

П Кр^4 и ^Р' Нравственность, агрессия, справедливость

291

надеяться, что как взрослые, так и дети имеют эффективную зашиту от, например, телевизионных ужасов и насилия; воз­можно, даже достигается определенный эффект катарсиса: нако­пившийся гнев находит себе безвредный для окружающих вы­ход. Но для индивидов, которые с трудом управляют своими агрессивными импульсами, постоянное соприкосновение с ин­формацией о насилии может обострить проблему и угрожать их самоконтролю.

В предыдущей главе были рассмотрены механизмы — иногда адаптивные, иногда нет, — избавления от фрустрации, гнева и тревоги. В социальной психологии наиболее часто рассматри­вается фактор «козла отпущения»: механизм отнесения фрус­трации на счет невиновного в ней источника, часто других лю­дей. Целые общественные группы, потерпевшие поражение в чем-то, могут возлагать вину за это на другие общественные группы, обычно более слабые. Фактор «козла отпущения», та­ким образом, становится основой развития и поддержания не­терпимости. Чем чаще это случается, тем выше уровень неспра­ведливости по отношению к индивиду и целым группам в дан­ном обществе.

Справедливость

Во всех человеческих цивилизациях в той или иной форме всегда встает вопрос: как среди членов определенной группы должны распределяться поощрения и наказания? Связанная с этим проблема социальной психологии выглядит так: что опре­деляет наше восприятие справедливого или несправедливого распределения усилий и благ?

Справедливость понимается как равенство и беспристраст-

ость; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в

обой системе, связанной с распределением между людьми

°, что они заслужили. Хотя возможны расхождения во взгля-

ис на то, как оценить «заслуги» каждого, общее представле-

е о справедливости определяет наше социальное поведение

чень значительной мере. Очевидно, что этические взгляды

еиствия индивида существенно зависят от его представле-

' ° справедливости и о том, удовлетворяет ли им действи-

Гельность.

292

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте...

Теория справедливости. При любом виде отношений — меж­ду друзьями, учеником и учителем, врачом и пациентом, чле­нами спортивной команды, нанимателем и работником, мужем и женой — каждый из них одновременно дает и получает. То, что, по мнению индивида, он дает, мы будем называть вкладом; то, что он получает, — благом. Дж. С. Адаме определил спра­ведливые отношения как такие, где пропорция вклад/благо для каждого человека одинакова.

Упрощенный пример этого таков: если врач, принимаю­щий 40 пациентов в неделю, получает 40 000 долларов в год, он будет считать оплату своего труда справедливой, если его коллега, принимающий 30 больных в неделю, получает 30000 долларов, и несправедливой, если принимающий 10 пациен­тов врач получает за это 20 000 долларов в год. Другими сло­вами, ситуация, в которой пропорция вклад/благо для лиц А и В неодинакова, воспринимается как несправедливая. При этом важно учитывать, что под вкладом и благом понимается то, что является тем и другим в восприятии индивида. Раз­ные люди и целые общества могут по-разному понимать спра­ведливость. Например, в Японии существенной частью вкла­да работника (определяющей оплату его труда) считается его возраст, образование, стаж работы в данной фирме и размер семьи; производительность труда рассматривается как менее существенный фактор.

Люди обычно не сравнивают себя с представителями со­всем иных социальных или экономических групп. В случае если человек имеет большой опыт деятельности в определен­ной сфере, он может сравнивать себя не с конкретным колле­гой, а с обобщенным стандартом, составленным на основании имеющегося опыта.

Г. С. Хоманс предположил, что в ситуациях, требующих разрешения проблемы справедливости, люди ищут «распреде­лительной справедливости» — беспристрастности в распреде­лении поощрений и наказаний. Он подчеркивал, что цель за­ключается не в достижении полного равенства и даже не в по­лучении большего количества благ по сравнению с вкладом, а в поддержании справедливого соотношения этих параметров, как применительно к себе, так и применительно к другим.

Д Креч и др. Нравственность, агрессия, справедливость

293

Как реагируют люди, когда, как они чувствуют, справедли­вость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или по крайней мере рост напряженности являются наиболее частыми откли­ками. Но этим не ограничиваются возможности человека. Су­ществует множество путей исправления несправедливости: и одни из них честные и объективные, другие — нереалистичес­кие, но относительно безвредные, некоторые же безответствен­ные и пагубные. Представляет интерес ситуация, когда чело­век обнаруживает, что получает больше, чем заслуживает. Он может начать работать интенсивнее или по крайней мере счи­тать, что он это делает; он может забыть о разнице своего вкла­да и отдачи; он может счесть себя более одаренным, чем дру­гие. Однако маловероятно, что он предпримет шаги к умень­шению получаемых им благ.

Вера в справедливый мир. Очевидно, что для многих идея справедливости является интернализованной и они старают­ся сохранить веру в справедливый мир. Это нам обычно уда­ется, несмотря на яркие примеры несправедливости, которые мы видим ежедневно. Как нам это удается?

В целом, наблюдая пример несправедливости и не имея возможности ее исправить, мы предпочтем (только бы не по­терять веру в то, что незаслуженное зло не может случиться с достойным человеком) заставить себя поверить в то, что жерт­ва получает по заслугам. Социальные последствия готовнос­ти обвинять жертву идут весьма далеко. Жертва не только не получает помощи, но добропорядочные граждане, в попытке сохранить свое представление о мире как о справедливом, ее же и обвиняют. Многие примеры существующих предубежде­ний большинства против меньшинств (обычно ущемленных и угнетаемых) имеют корни как раз в настоятельной потребно­сти оправдать испытываемую меньшинством несправедли­вость.

Таким образом, мы способны на иррациональные и безот­ветственные действия ради поддержания веры в справедли­вый мир. Примером этого могут служить средневековые про­цессы над ведьмами. Однако нам не следовало бы относиться свысока к подобным проявлениям невежества наших предков, поскольку этот же механизм часто срабатывает и в современ-

294

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте...

ном обществе: охота на ведьм все еще продолжается, и под дру­гими названиями. Но существует шанс добиться прогресса в этой области. Хотя интерес социальных психологов к анализу общественных и юридических установлений, аспектов культу­ры, благоприятствующих травле жертвы, носят относительно недавний характер, некоторые тенденции им удалось выявить. Их мы и рассмотрим ниже.

Факторы, влияющие на восстановление справедливости. До сих пор мы рассматривали две проблемы, связанные с наруше­нием справедливости: получение человеком больше или мень­ше того, что он считает заслуженным; трансформация бесси­лия помочь в восстановлении справедливости в веру в винов­ность жертвы. Теперь мы рассмотрим ситуацию, когда один человек причиняет зло другому. При каких обстоятельствах обидчик постарается возместить жертве ущерб?

Существует два основных пути, следуя которым обидчик может заглушить укоры совести: возмещение ущерба жертве или убеждение себя в правомочности своих действий. То, ка­кой путь будет избран, определяется несколькими факторами. Первый более вероятен, если обидчик располагает средствами для помощи или может спасти лицо, не будучи вынужден пуб­лично оправдывать свои поступки. С другой стороны, обидчик может винить жертву, отрицать свою личную ответственность за несправедливость или преуменьшать урон, понесенный жер­твой, и таким образом по существу отрицать наличие выра­женной несправедливости. Для любого из нас эти приемы ско­рее всего узнаваемы, особенно если они применялись к нам, а не осуществлялись нами.

<...> Выводы

1. Определение нравственного поведения неизбежно зависит от конкретной культуры в конкретный исторический пери­од; даже с учетом этого оценка того, что нравственно, может разниться.

2. Один из взглядов на мораль заключается в том, что люди интуитивно осознают, что нравственно, а что — нет (инту-

д Креч и др. Нравственность, агрессия, справедливость

295

итивизм). Другая теория — эмотивизм — приравнивает мо­раль к осознанному следованию определенным правилам, без какой-либо рациональной базы для таковых. Еще один подход — предписательность — требует от системы правил, которым следует индивид, рациональности и, как следствие, приложимости к различным ситуациям.

3. Нравственное развитие может рассматриваться как про­хождение последовательных стадий: приоритет намерений по сравнению с последствиями, относительности по срав­нению с абсолютом, обретение умения игнорировать уже наложенные санкции, вырабатывая собственную нравствен­ную оценку.

4. Прохождение стадий морального развития зависит от воз­раста, но может быть ускорено специальной тренировкой (по крайней мере, применительно к представителям запад­ной цивилизации).

5. Нравственность и социализация имеют место, только ко­гда они надежно интернализированы. Важнейшие факторы этого — забота родителей о ребенке, основанные на любви дисциплинарные воздействия. Строгость в воспитании ме­нее эффективна для развития навыков нравственного по­ведения.

6. Развитие нравственности в значительной мере зависит от научения неагрессивному поведению. Агрессия может быть определена по признаку причиненного вреда или по наме­рению причинить его. Ни то ни другое определение не дает возможности создать четкую классификацию агрессивно­го и неагрессивного поведения.

7. Если агрессия может рассматриваться как врожденное ка­чество, то контроль над агрессивными импульсами дости­гается только путем научения. Социализация агрессии при­водит к отказу от ее прямых проявлений; она зависит от уровня снисходительности или склонности родителей при­бегать к наказаниям. Наилучших результатов достигают родители, отличающиеся низким уровнем того и другого.

8. Психологически справедливые отношения определяются равенством пропорции вклад/благо. Существуют разнооб-

296

ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте...

разные пути исправления совершенной несправедливос­ти. Реакция на допущенную в отношении другого челове­ка несправедливость зависит от наличия возможности ее исправить.

9. Терпимость к несогласию значительно более распростране­на в абстрактных, чем в конкретных случаях.

VI_________

Психология взрослых


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал