![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные темы и понятия раздела 11 страница
Приведенный выше краткий обзор относится только к поведению в так называемых границах нормы. Средства массовой информации ежедневно обрушивают на нас яркие описания ситуаций, явно выходящих за эти границы. Причина; яопг успех, которым пользуется такая информация у слушателей зрителей. То, какое влияние оказывает постоянная демонсц ция насилия на аудиторию и на детей в особенности, остаетс несмотря на многочисленные исследования, нерешенным в просом. Мы не будем обсуждать выводы (часто противоречием к которым приходят исследователи этой проблемы. Хотелось П Кр^4 и ^Р' Нравственность, агрессия, справедливость 291 надеяться, что как взрослые, так и дети имеют эффективную зашиту от, например, телевизионных ужасов и насилия; возможно, даже достигается определенный эффект катарсиса: накопившийся гнев находит себе безвредный для окружающих выход. Но для индивидов, которые с трудом управляют своими агрессивными импульсами, постоянное соприкосновение с информацией о насилии может обострить проблему и угрожать их самоконтролю. В предыдущей главе были рассмотрены механизмы — иногда адаптивные, иногда нет, — избавления от фрустрации, гнева и тревоги. В социальной психологии наиболее часто рассматривается фактор «козла отпущения»: механизм отнесения фрустрации на счет невиновного в ней источника, часто других людей. Целые общественные группы, потерпевшие поражение в чем-то, могут возлагать вину за это на другие общественные группы, обычно более слабые. Фактор «козла отпущения», таким образом, становится основой развития и поддержания нетерпимости. Чем чаще это случается, тем выше уровень несправедливости по отношению к индивиду и целым группам в данном обществе. Справедливость Во всех человеческих цивилизациях в той или иной форме всегда встает вопрос: как среди членов определенной группы должны распределяться поощрения и наказания? Связанная с этим проблема социальной психологии выглядит так: что определяет наше восприятие справедливого или несправедливого распределения усилий и благ? Справедливость понимается как равенство и беспристраст- ость; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в обой системе, связанной с распределением между людьми 1Г°, что они заслужили. Хотя возможны расхождения во взгля- ис на то, как оценить «заслуги» каждого, общее представле- е о справедливости определяет наше социальное поведение чень значительной мере. Очевидно, что этические взгляды еиствия индивида существенно зависят от его представле- ' ° справедливости и о том, удовлетворяет ли им действи- Гельность. 292 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте... Теория справедливости. При любом виде отношений — между друзьями, учеником и учителем, врачом и пациентом, членами спортивной команды, нанимателем и работником, мужем и женой — каждый из них одновременно дает и получает. То, что, по мнению индивида, он дает, мы будем называть вкладом; то, что он получает, — благом. Дж. С. Адаме определил справедливые отношения как такие, где пропорция вклад/благо для каждого человека одинакова. Упрощенный пример этого таков: если врач, принимающий 40 пациентов в неделю, получает 40 000 долларов в год, он будет считать оплату своего труда справедливой, если его коллега, принимающий 30 больных в неделю, получает 30000 долларов, и несправедливой, если принимающий 10 пациентов врач получает за это 20 000 долларов в год. Другими словами, ситуация, в которой пропорция вклад/благо для лиц А и В неодинакова, воспринимается как несправедливая. При этом важно учитывать, что под вкладом и благом понимается то, что является тем и другим в восприятии индивида. Разные люди и целые общества могут по-разному понимать справедливость. Например, в Японии существенной частью вклада работника (определяющей оплату его труда) считается его возраст, образование, стаж работы в данной фирме и размер семьи; производительность труда рассматривается как менее существенный фактор. Люди обычно не сравнивают себя с представителями совсем иных социальных или экономических групп. В случае если человек имеет большой опыт деятельности в определенной сфере, он может сравнивать себя не с конкретным коллегой, а с обобщенным стандартом, составленным на основании имеющегося опыта. Г. С. Хоманс предположил, что в ситуациях, требующих разрешения проблемы справедливости, люди ищут «распределительной справедливости» — беспристрастности в распределении поощрений и наказаний. Он подчеркивал, что цель заключается не в достижении полного равенства и даже не в получении большего количества благ по сравнению с вкладом, а в поддержании справедливого соотношения этих параметров, как применительно к себе, так и применительно к другим. Д Креч и др. Нравственность, агрессия, справедливость 293 Как реагируют люди, когда, как они чувствуют, справедливость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или по крайней мере рост напряженности являются наиболее частыми откликами. Но этим не ограничиваются возможности человека. Существует множество путей исправления несправедливости: и одни из них честные и объективные, другие — нереалистические, но относительно безвредные, некоторые же безответственные и пагубные. Представляет интерес ситуация, когда человек обнаруживает, что получает больше, чем заслуживает. Он может начать работать интенсивнее или по крайней мере считать, что он это делает; он может забыть о разнице своего вклада и отдачи; он может счесть себя более одаренным, чем другие. Однако маловероятно, что он предпримет шаги к уменьшению получаемых им благ. Вера в справедливый мир. Очевидно, что для многих идея справедливости является интернализованной и они стараются сохранить веру в справедливый мир. Это нам обычно удается, несмотря на яркие примеры несправедливости, которые мы видим ежедневно. Как нам это удается? В целом, наблюдая пример несправедливости и не имея возможности ее исправить, мы предпочтем (только бы не потерять веру в то, что незаслуженное зло не может случиться с достойным человеком) заставить себя поверить в то, что жертва получает по заслугам. Социальные последствия готовности обвинять жертву идут весьма далеко. Жертва не только не получает помощи, но добропорядочные граждане, в попытке сохранить свое представление о мире как о справедливом, ее же и обвиняют. Многие примеры существующих предубеждений большинства против меньшинств (обычно ущемленных и угнетаемых) имеют корни как раз в настоятельной потребности оправдать испытываемую меньшинством несправедливость. Таким образом, мы способны на иррациональные и безответственные действия ради поддержания веры в справедливый мир. Примером этого могут служить средневековые процессы над ведьмами. Однако нам не следовало бы относиться свысока к подобным проявлениям невежества наших предков, поскольку этот же механизм часто срабатывает и в современ- 294 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте... ном обществе: охота на ведьм все еще продолжается, и под другими названиями. Но существует шанс добиться прогресса в этой области. Хотя интерес социальных психологов к анализу общественных и юридических установлений, аспектов культуры, благоприятствующих травле жертвы, носят относительно недавний характер, некоторые тенденции им удалось выявить. Их мы и рассмотрим ниже. Факторы, влияющие на восстановление справедливости. До сих пор мы рассматривали две проблемы, связанные с нарушением справедливости: получение человеком больше или меньше того, что он считает заслуженным; трансформация бессилия помочь в восстановлении справедливости в веру в виновность жертвы. Теперь мы рассмотрим ситуацию, когда один человек причиняет зло другому. При каких обстоятельствах обидчик постарается возместить жертве ущерб? Существует два основных пути, следуя которым обидчик может заглушить укоры совести: возмещение ущерба жертве или убеждение себя в правомочности своих действий. То, какой путь будет избран, определяется несколькими факторами. Первый более вероятен, если обидчик располагает средствами для помощи или может спасти лицо, не будучи вынужден публично оправдывать свои поступки. С другой стороны, обидчик может винить жертву, отрицать свою личную ответственность за несправедливость или преуменьшать урон, понесенный жертвой, и таким образом по существу отрицать наличие выраженной несправедливости. Для любого из нас эти приемы скорее всего узнаваемы, особенно если они применялись к нам, а не осуществлялись нами. <...> Выводы 1. Определение нравственного поведения неизбежно зависит от конкретной культуры в конкретный исторический период; даже с учетом этого оценка того, что нравственно, может разниться. 2. Один из взглядов на мораль заключается в том, что люди интуитивно осознают, что нравственно, а что — нет (инту- д Креч и др. Нравственность, агрессия, справедливость 295 итивизм). Другая теория — эмотивизм — приравнивает мораль к осознанному следованию определенным правилам, без какой-либо рациональной базы для таковых. Еще один подход — предписательность — требует от системы правил, которым следует индивид, рациональности и, как следствие, приложимости к различным ситуациям. 3. Нравственное развитие может рассматриваться как прохождение последовательных стадий: приоритет намерений по сравнению с последствиями, относительности по сравнению с абсолютом, обретение умения игнорировать уже наложенные санкции, вырабатывая собственную нравственную оценку. 4. Прохождение стадий морального развития зависит от возраста, но может быть ускорено специальной тренировкой (по крайней мере, применительно к представителям западной цивилизации). 5. Нравственность и социализация имеют место, только когда они надежно интернализированы. Важнейшие факторы этого — забота родителей о ребенке, основанные на любви дисциплинарные воздействия. Строгость в воспитании менее эффективна для развития навыков нравственного поведения. 6. Развитие нравственности в значительной мере зависит от научения неагрессивному поведению. Агрессия может быть определена по признаку причиненного вреда или по намерению причинить его. Ни то ни другое определение не дает возможности создать четкую классификацию агрессивного и неагрессивного поведения. 7. Если агрессия может рассматриваться как врожденное качество, то контроль над агрессивными импульсами достигается только путем научения. Социализация агрессии приводит к отказу от ее прямых проявлений; она зависит от уровня снисходительности или склонности родителей прибегать к наказаниям. Наилучших результатов достигают родители, отличающиеся низким уровнем того и другого. 8. Психологически справедливые отношения определяются равенством пропорции вклад/благо. Существуют разнооб- 296 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте... разные пути исправления совершенной несправедливости. Реакция на допущенную в отношении другого человека несправедливость зависит от наличия возможности ее исправить. 9. Терпимость к несогласию значительно более распространена в абстрактных, чем в конкретных случаях. VI_________ Психология взрослых
|