![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные темы и понятия раздела 10 страница
п Креч и др. Нравственность, агрессия, справедливость Для однозначных выводов о связи пола и характера нет оснований. Существует достаточно широкий круг различий между мальчиками и девочками по отдельным факторам характера личности, причем выраженность этих различий отчетливо возрастает от 8-9 к 10-11 годам. Но еще шире представлены различия, образуемые структурно-функциональными связями отдельных черт; в их системе индивидуальные вариации занимают настолько большое место, что можно говорить лишь о немногих типичных для пола структурах, которые у девочек представлены шире, чем у мальчиков. Существует и множество различий в выраженности отдельных черт характера личности и их структурной организации в зависимости от типа половой идентичности. Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон НРАВСТВЕННОСТЬ, АГРЕССИЯ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ1 <...> Развитие моральных суждений Моральные суждения, как и восприятие, мышление, ходьба, чувства и почти все проявления, на которые способен человек, подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление детей проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, в то время как другие проявляют моральную зрелость в отрочестве. Скорость прохождения детьми этапов Чувственного развития зависит от уровня интеллекта, обще-сокращенное изложение главы из книги: Krech D., Crutchfield R., Livson N. Elements of psychology. N. Y., 1974//Вопросы психологии, № 1, 1992, пер. с а«гл. А. В. Александровой. 278 Ч А СТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте ства, в котором они живут, и от принятых в нем традиций воспитания детей. Однако последовательность стадий не меняется. • Пример 1. Дети, оказавшиеся перед моральной дилеммой Л. Колберг (Гарвардский университет) изучал развитие моральных суждений у детей, подростков и взрослых: они должны были высказать свое суждение по такой, например, гипотетической ситуации. Женщине, больной раком, не помогают ни-какие лекарства. Испытываемая ею боль так ужасна, что она просит своего врача дать ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавить от страданий. Должен ли врач в этих обстоятельствах прибегнуть к эвтаназии? Были получены следующие ответы на вопрос о моральности эвтаназии: Ребенок: Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить ее от боли. Но это могло бы быть неприятно ее мужу — ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене. Подросток. Врач не имеет права на эвтаназию. Он не может дать жизнь и он не должен ее уничтожать. Взрослый. Умирающей должен быть предоставлен свободный выбор, хочет ли она подвергнуться эвтаназии. Значение имеет качество жизни, а не сам ее факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбрать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет. Обращает на себя внимание то, что ребенок оценивал человеческую жизнь, исходя из чисто практических соображений, не обращаясь к общим моральным принципам. Подросток, согласно Колбергу, находится на следующей стадии развития моральных суждений и уже может рассматривать предложенную ему проблему с точки зрения абстрактного принципа -принципа святости жизни. Взрослый также считает жизнь величайшей ценностью, но делает упор на качестве жизни и на праве человека решать, хочет ли он жить любой ценой. На основании многих ответов Колберг создал теоретическую схему, в общих чертах параллельную теории Ж. Пиаже о стадиях когнитивного развития; согласно Колбергу, развитие я Кречи др. Нравственность, агрессия, справедливость ________ 279 нравственного чувства есть последовательный прогрессивный процесс. Им были предложены следующие градации: три общих уров-„л морали (предшествующей традиционному; традиционный, конформистский; самостоятельный, принципиальный) и внутри каждого из них шесть типов: 1) ориентация на возможное наказание, послушание; 2) наивный потребительский гедонизм; 3) мораль «пай-мальчика», ориентированная на поддержание хороших отношений, одобрение окружающими; 4) ориентация на авторитет; 5) мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона; 6) индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Каждый из типов может быть применен к любой из характеристик нравственности (их существует более тридцати): в приведенном выше примере рассмотрена характеристика «Ценность человеческой жизни», и оценки могут быть классифицированы (в порядке следования) как принадлежащие типам 2, 4 и 5. С точки зрения Колберга, хотя социальное научение несомненно приводит к наполнению моральных понятий специфическим содержанием, его все же недостаточно, чтобы объяснить иерархическую природу продвижения индивида в плане морали. Биологическое взросление является важнейшей движущей силой нравственного развития, как это имеет место в когнитивном развитии (по Пиаже). Моральная стадия (как интеллектуальный возраст) коррелирует в значительной мере с календарным возрастом, но по мере того как человек взрослеет, его нравственное развитие делается все более независимым от возраста (как и интеллектуальные возможности). В дальнейшем исследования, проводившиеся Колбергом, привели его к некоторому пересмотру взглядов на тесную связь дологического взросления и достижения высоких уровней фавственности. Он предположил, что для достижения поздних индивиду необходим опыт в разрешении более слож-'х нравственных дилемм и в контакте с жизненными реали-I той социальной системы, в которой он живет. Например, обнаружил при обследовании лиц, отказавшихся от служ-в армии во время войны во Вьетнаме, их прогресс от типа 4 к типу 6. 280 ___________ ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте Пиаже, Колберг и другие исследователи отмечали существование различных направлений нравственного развития; были также определены приблизительные возрастные границы его стадий. К первым могут быть отнесены следующие показатели- 1. Наличие интенции. Маленькие дети оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерения индивида, совершившего то или иное действие. Например, восьмилетний ребенок наверняка сочтет, что разбить четыре дорогие чашки случайно — это хуже, чем разбить одну нарочно. Большинство четырнадцатилетних пришли бы к противоположному заключению. 2. Относительность. Маленькие дети считают, что любое действие может однозначно быть оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они теряют этот категорический подход: они начинают понимать, что взгляды на одно и то же действие могут быть разными. Дети младшего возраста также полагают, что при расхождении в моральной оценке чего-то один из спорящих обязательно прав (обычно тот, что старше). 3. Независимость последствий. Маленькие дети обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают проступок по тому, насколько важное правило поведения было нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен. Трехлетний ребенок обычно считает плохим другого малыша только потому, что того нашлепали, независимо отзаслуженности наказания; взрослая аналогия такого взгляда на вещи — считать виновным того, кому предъявлено обвинение в совершении преступления (даже если впоследствии его и оправдают). 4. Готовность дать сдачи. Многие дети моложе 12 лет не могут поставить себя на место другого. Они действуют в зависимости только от своих чувств и потребностей и не способны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели: дернуть за волосы того, кто их дер" нул, например. Некоторые дети, однако, достаточно рано проявляют готовность мириться и прощать. д Кречи др. Нравственность, агрессия, справедливость 281 с Использование наказания для исправления и перевоспитания. Маленькие дети склонны считать, что за любой проступок нужно строго наказывать. Более старшие дети считают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправления «преступника». б Натуралистические взгляды на неудачи. Дети моложе 8 лет склонны видеть в несчастных случаях и неудачах наказания со стороны Бога или другой всемогущей силы. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая. В целом, дети уделяют наибольшее внимание установленным правилам, букве закона (которую они способны понять), а не его духу, недоступному их восприятию. Они принимают правила как абсолют. По мере взросления, однако, ребенок начинает понимать, что правила создаются людьми для общего удобства, что они могут быть несовершенны и противоречивы и что нужно самому решать, каким нужно следовать. Совершенно очевидно, что представленная картина развития нравственных представлений ребенка основана на наблюдениях за детьми, воспитывавшимися в традициях западной цивилизации и западной морали. Однако существует и некоторое число исследований, касающихся обществ не западного образца, и картина оказывается сходной. Таким образом, развитие этических представлений зависит от специфического опыта индивида. Работы Дж. Дж. Трейси и X. Дж. Кросса дают возможность считать, что развитие моральных суждений может быть ускорено обучением и тренировкой. Исследование заключалось в оценке существующего нравственного развития 76 семиклассников и последующем предоставлении половине из них воз-южности участвовать в ролевых играх, требующих уровня Нравственности на одну ступень выше, чем имевшийся в наличии. Через три недели все мальчики снова получили задание ю оценке этических проблем. Испытуемые из эксперимен-альной группы продемонстрировали большую нравственную Злость, чем их сверстники из контрольной группы, не имев-йие возможности научиться более зрелым решениям. Ни уро- 282 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте. вень интеллекта, ни социоэкономический уровень семьи не оказывали влияния на способность к достижению более высокого нравственного развития. Нравственные суждения являются важным, но не единственным фактором, определяющим поведение человека. Можно придерживаться весьма нравственных взглядов на ситуацию, но не иметь достаточного самоконтроля или мужества действовать в соответствии с ними, и наоборот. Однако предметом нашего рассмотрения в следующих разделах будут разнообразные связи, существующие между нравственными суждениями и поведением. Социализация нравственного поведения Вести себя нравственно — значит проявлять интернализиро-ванный контроль над своим поведением: такой контроль препятствует совершению дурных поступков и благоприятствует совершению действий, полезных для окружающих. Мы считаем контроль интернализированным, если индивид раз за разом ведет себя этично в ситуации, когда ему не грозит наказание за отступление от моральных норм. Человек, у которого интер-нализовано большинство требований, налагаемых обществом, в котором он живет, может быть назван достигшим социализации. Четкая граница между внешним и внутренним контролем отсутствует. Даже вполне социализированный взрослый может беспокоиться о том, какое впечатление производит его поведение и не сочтут ли окружающие его аморальным или безответственным. Характеристикой социализации и интерна-лизации служит не то, помнит ли постоянно человек о своей референтной группе (друзьях, родителях, учителях и т. д.), а та реакция последней, на которую индивид ориентируется: есЛЯ важным является то, последует ли наказание за неодобряемые действия, тогда индивид не достиг настоящей социализации, если же человека заботит оценка другими этичности его поведения, то социализация достигнута. Как происходит интернализация? Как влияют этические взгляды человека на его действия, и наоборот? Каким образом родители влияют на моральное развитие своих детей? /т Кре4 и dp- Нравственность, агрессия, справедливость 283 Многие положения теорий нравственного развития базируются на результатах, полученных в возрастной психологии, гДе социализация рассматривается как процесс науче-НИЯ: как сделать этичное поведение настолько поощряемым, чтобы ребенок научился вести себя нравственно, а не эгоцентрически. Детям свойственна эмоциональная привязанность к тем, кто их растит. Соответственно, примерно к середине первого года жизни ребенок обычно сильно привязан к заботящимся о нем родителям. Присутствие родителей и общение с ними очень приятно ребенку; их отсутствие неприятно и вызывает тревогу. Слова, улыбки, жесты, ассоциирующиеся с родительской заботой, имеют большую ценность для ребенка, а неодобрение, напряженность, предшествующие прекращению заботы, обретают отрицательное значение. Вполне возможно, что самая ранняя социализация поведения происходит именно через этот процесс научения: желательные формы поведения вознаграждаются вниманием и заботой, а нежелательные формы подавляются неодобрением. Но поощрение хорошего поведения и наказание за плохое являются лишь незначительной частью нравственной социализации. Большая часть форм поведения, которые мы будем рассматривать ниже, не свойственна маленькому ребенку. Имеются данные о том, что на интернализацию влияет та забота о нем, которую ребенок испытал в раннем детстве. Если прочная эмоциональная связь со взрослым не сформирована в первый год жизни и не сохраняется на протяжении первых лет жизни ребенка, интернализации нравственных ценностей южет вовсе не произойти. Этот аспект воспитания ребенка п> ясняет различия в морали как между разными культурами, к и внутри каждой из них. Кросскультурные исследования жазывают, что большое распространение воровства (без испиваемого при этом чувства вины) свойственно обществен- ' формациям, где приняты меры достижения социализации «гостью, а не заботой. пример 2. Как вырастить ребенка вором. М. Бэкон, И. Чайлд Берри из Йельского университета проанализировали дан- Ш общинах (8 африканских, 11 североамериканских ин- 284 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возраста дейских, 5 южноамериканских индейских, 16 островных тихо океанских и 8 азиатских), где отсутствовала письменность, ддя выяснения вопроса о наличии связи между традициями воспитания детей и уровнем преступности. Общины были выбра. ны по признаку географического разнообразия и наличия информации о них (из проведенных ранее антропологических исследований). Уровень преступности определялся по распространенности воровства (любого объекта — от зуба кита д0 песни) и причинения вреда определенной личности (насилие клевета, наведение порчи). Оценивались также обычаи и традиции воспитания детей. Были обнаружены следующие ярко выраженные тенденции: 1. Общины, где родители были заботливы (отзывчивы на потребности ребенка, ласковы, не строги), отличались низким уровнем преступности. 2. Воровство было наиболее распространено в общинах, где для воспитания послушания, ответственности и самостоятельности применялись методы наказаний и строгости. 3. И воровство, и преступления против личности были весьма распространены там, где воспитание мальчиков было исключительно обязанностью матерей и где отсутствовала возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцами. 4. Преступления против личности были наиболее частыми в общинах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность. Полученные результаты подтверждают наблюдения, относящиеся к западной цивилизации: теплые, тесные связи ребенка и родителя (особенно родителя того же пола, что и ребенок) способствуют развитию нравственности. Функция заботливости в нравственном развитии. Почему забота о ребенке необходима? Что еще, кроме заботливости, нужно для возникновения интернализации? На эти вопросы существует несколько ответов, дополняющих друг друга. 1. Дети более склонны подражать заботливому родителю, чем безразличному. Заботливое поведение понимается как уход в-pgt/ и др. Нравственность, агрессия, справедливость 285 за ребенком и внимание к нему; в этом смысле оно удовлетворяет обычным представлениям о нравственном поведении родителя, и таким образом заботливый взрослый представляет образец для подражания в моральном плане, о Заботливый родитель предоставляет ребенку возможность видеть, как его поведение отражается на окружающих. Ребенок должен научиться соотносить потребности, чувства и общее благополучие окружающих с приятными или нет последствиями своих действий. Наиболее раннее осознание последствий своих действий возникает у ребенка, когда его родители выражают неодобрение его поведению или проявляют удовольствие и привязанность к нему. 3. Любящий и заботливый родитель привлекателен для ребенка в смысле тесного взаимодействия с ним. Ребенок ищет, а не избегает контакта с ним, именно эта близость усиливает потенциал воздействий, описанных выше. Стили поддержания дисциплины. В добавление к заботе для интернализации нравственного контроля необходимо и основанное на любви поддержание дисциплины. Такой вид дисциплины подразумевает постоянное общение с ребенком — объяснения, обсуждения, словесное неодобрение, если поведение ребенка этого заслуживает, интерес к движущим мотивам, предложения возможных путей действия, похвалу за хорошее поведение. Наказание, которое может применяться при этом, — демонстрация неодобрения, отстраненность, кратковременная изоляция ребенка, а не физическое наказание, ругань, высмеивание или объявление во всеуслышание о прегрешении. Два описанных вида поддержания дисциплины приводят к различным психологическим последствиям. Строгий стиль приводит к возникновению повышенной эмоциональности у ребенка, делая маловероятными его размышления о своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах. Любящий стиль дает ребенку возможность учиться и взрослеть с уверенностью в себе и гибкостью. Другим важным различием является уровень тревожности > ебенка. При основанном на любви стиле поддержания дис-ЧИплины родитель настойчиво предостерегает ребенка от нежелательных действий, объясняет причины этого и описывает об- 286 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте стоятельства, при которых такие действия особенно нежелатедь-ны. Ребенок имеет возможность составить более абстрактное представление, уловить дух морального принципа, о котор01ь(идет речь, и иметь собственное суждение, а не слепо подчиняться принципу. Он также учится понимать, что он лишится одобрения родителей или нарушит запрет. Как следствие этого, замышляя проступок, ребенок предвидит потерю родительского хорошего отношения и испытывает тревогу. Если искушение не слишком велико, тревога удерживает его от плохого поступка. Изложенное выше краткое описание социализации как научения нравственному поведению представляет собой лишь один из взглядов на процесс. Существуют другие подходы. К ним относится концепция развития совести 3. Фрейда; она делает акцент на относительно неуправляемых психодинамических силах. Следует отметить, что концепции социального научения и психоаналитическая необязательно являются взаимоисключающими. Любое описание нравственного развития неизбежно оказывается упрощенным. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям, все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все делает методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив — то, что принято называть гиперактивным. Мириады влияний - в семье, в школе, с телеэкрана, на улице — воздействуют на ребенка, и невозможно ни предсказать их результат заранее, ни объяснить его задним числом. Время от времени каждый ребенок говорит матери: «Ну, все ребята так делают». Один ребенок, сказав это, все же на практике придерживается тех же ценностей, что и его родители; другой же, хотя, может быть, и из той же семьи, свергнет большинство взрослых стандартов и будет ориентироваться только на сверстников. Ни то, как воспитывался ребенок, нЯ преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка. г, уреч и др. Нравственность, агрессия, справедливость 287 Агрессия Доз нашего обсуждения развития морали может создаться представление, что люди отличаются от животных степенью и сложностью усилий, направленных на развитие нравственности ребенка. Действительно, мы считаем нравственность присущей только людям. Но в то же время очевидно, что человек наиболее агрессивное и разрушительное существо на нашей планете. Мы не хотим сказать, что агрессия — это нечто, противоположное нравственности: некоторые формы агрессии не рассматриваются обычно как аморальные. Но в большинстве случаев агрессия аморальна, и, таким образом, неудивительно, что те же механизмы, которые ответственны за нравственное научение, лежат и в основе социализации агрессивных импульсов. Определение агрессии. Наиболее распространенные описания агрессии включают очень широкий спектр проявлений — от спортивных соревнований до каннибализма и войны. Как можно объединить все это в едином определении? Существуют два приемлемых определения агрессии. Первое основано на оценке поведения: агрессия — это любой вид поведения, приносящего вред другому. Второе определение базируется на понятии намерения: агрессия — это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому. Как любое бихевиористское определение, первое из них выделяет доступный наблюдению поведенческий критерий наличия агрессии: вред был причинен. Это представляется достаточно простым. Второе определение, однако, связано с проблемой: намерения не поддаются наблюдению. Казалось бы, выбор между двумя определениями ясен. Но попробуйте оценить с точки зрения определений агрессии следующие события: Младенец, срыгнув, забрызгал все новое платье матери. Человек, в чей дом проник грабитель, убил его. Рассердившись, сын не пишет матери, которая ждет письма и переживает его отсутствие. Дантист вырывает зуб у отчаянно вопящего ребенка. Конгрессмен не выступает с протестом против эскалации военных действий, хотя их морально осуждает. 288 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте 6. Исполнитель нажимает на кнопку, приводящую в действие электрический стул, казня осужденного преступника. Ни одно из определений агрессии не приложимо ко всем приведенным ситуациям. То, где рассматривается намерение представляется более адекватным, но не решает всех проблем Дантист, хотя и намерен произвести болезненные манипуляции, делает это ради благой цели, а не с намерением только причинить боль. Является ли агрессией отказ от действий, которым намеренно причиняется неприятность, как в случае с сыном который не пишет матери, или со сдержанным конгрессменом? Таким образом, вопрос выбора определения сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Чтобы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть различные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение. Социализация агрессии. Агрессия в младенчестве и раннем детстве часто проявляется совершенно откровенно. Большинство матерей не удивляются, когда их ребенок брыкается, дерется или ругается. Хотя такое поведение неприятно и не поощряется, оно не является ненормальным: многие психологи считают, что агрессия является врожденной. Контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение, однако, не являются врожденными: они результат научения. Процесс научения контролировать свои агрессивные стремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии. Очевидно, человек не перестает быть агрессивным, достигнув зрелости. Однако в результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. Другие индивиды остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко, через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования и другие тактические приемы. Наконец, остаются люди, не подвергшиеся социализации, чьи агрессивные импульсы находят выход часто в физическом насилии. Вопросу о том, как происходит социализация агрессии, посвящены многие исследования. Одной из ранних работ, оказавших сильное влияние на последующие, была работа Р. С. ^ИР Я Креч и &? • Нравственность, агрессия, справедливость 289 Е. Е. Маккоби и К. Левина (1957): в ней говорилось, что в социализации агрессии присутствуют два важных и отчетливо различающихся фактора: 1) снисходительность (степень готовности родителя прощать поступки) и 2) строгость наказания родителем агрессивного поведения ребенка. Снисходительность относится к поведению родителя до совершения проступка. Ожидает ли родитель агрессии со стороны ребенка? В какой степени его поведение предостерегает ребенка, так что он не решался бы быть агрессивным? Строгость наказания относится к поведению родителя после совершения проступка. Как сильно он наказывает ребенка за проявленную агрессивность? Поскольку снисходительность сама по себе не способствует возникновению тревоги (относительно как уже совершенных проступков, так и замышляемых), можно было бы ожидать, что агрессивность ребенка окажется пропорциональной снисходительности матери. Аналогично, поскольку наказания подавляют нежелательное поведение, можно было бы ожидать, что чем строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако такие предположения на практике оказываются упрощенными. Сире и соавторы, на основе отчетов матерей, прибегавших к разным методам воспитания ребенка и оценивавших его агрессивность, получили результаты, отраженные в таблице. Из нее видно, что наиболее снисходительные родители (группа С) и наиболее требовательные (группа В) имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Родителями наименее агрессивных детей оказались те из них (группа А), кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний; их позиция заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Такое отношение, ко-ечно, выражает заботливый стиль воспитания, о котором шла ечь выше. Родители наиболее агрессивных детей (группа Д) ели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не 1елая свое отрицательное отношение к агрессии заранее яс-: Ь1! ч; однако когда ребенок совершал проступок, он бывал стро-Наказан. Возникает вопрос: почему в этих обстоятельствах ети упорно продолжают быть агрессивными? Суровое нака- '" Зак. №401 290 ЧАСТЬ V. Психическое развитие в раннем возрасте
зание, что естественно и понятно, вызывает в ребенке враждебность и, таким образом, дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к тому, что агрессия — это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя более агрессивно, чем дети, которые воспитываются иначе.
|