Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы федерализации






Исторические факторы связаны с формированием федераций в виде новых госу­дарств, создаваемых, как правило, в процессе постфеодальной интеграции или пост­колониального объединения. Федерализация происходит в случае значительной исходной неоднородности объединяющейся территории и наличия у ее частей ин­тереса к интеграции.

С этими факторами обычно связан классический сценарий договорной ин­теграции. Однако подлинно суверенные государства пока еще почти никогда не создавали федерации, в лучшем случае это были временные конфедеративные об­разования. Речь идет именно о полуавтономных политиях в рамках рыхлых союзов (типа Священной Римской империи) или слабо интегрированных между собой колониях.

Исторические факторы, связанные с раздробленной феодальной территори­ально-политической структурой, создали эффект исторической (традиционной) ге­терогенности. Примером служит старогерманская основа Священной Римской им-

2.4 Современный сравнительный федерализм

перии. На ее основе сформировались федеративные региональные структуры Гер­мании, Австрии и Швейцарии (также с ней связано АТД Бельгии, но федерацию в Бельгии составляют новые территориально-политические образования). Историче­ские факторы, связанные с феодальной раздробленностью, повлияли на создание федерации в ОАЭ. Кроме того, устойчивые феодальные образования участвовали в процессе федерализации в Малайзии и отчасти в Индии.

Другим примером служит колониальная территориально-политическая струк­тура, ставшая другим историческим фактором федерализации. Колониальная сис­тема исторических провинций стала территориальной основой федерализации (или федеративной централизации) в США Мексике, Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Канаде, Австралии.

Возникновение федерации в бывших колониях связано с тем, что территории этих колоний были слабо интегрированы, и у них отсутствовала общая идентич­ность. Центр управления был вынесен, он находился в метрополии, которая не за­нималась специальной интеграцией колоний (либо, как Великобритания, делала это в федеративной форме) или сохраняла там традиционные феодальные образова­ния. В результате на этапе освобождения независимые государства характеризова­лись сильно развитым регионализмом.

Этноконфессионалъные факторы связаны с формированием федераций на основе полиэтнических государств, когда субъекты федерации более или менее сов­падают с этническими ареалами. Эти факторы оказали наибольшее воздействие на федерализацию в Индии, Пакистане, Эфиопии, Судане, Ираке, Бельгии, Боснии и Герцеговине. Нынешняя федерация Сербии и Черногории включает две нацио­нальные республики и представляет собой остаток от прежней Югославии. Следует здесь же упомянуть и Нигерию, где региональная структура эволюционировала от простой внутриколониальной к более дробной этноконфессиональной, лучше учи­тывающей особенности этнической карты.

В то же время не следует считать, что федеративная модель развивается во всех полиэтнических государствах. Ее принятие требует принципиального решения со стороны центра. Федерализация не происходит в государствах:

• со слабо артикулированными интересами этнических общин;

• где нет территорий компактного проживания этнических групп;

• где действуют жесткие авторитарные и военные режимы.

К числу многонациональных и притом унитарных государств относятся та­кие страны, как Иран, Турция, Индонезия, Таиланд, Афганистан, большинство стран Африки и др. Однако политическая эмансипация этнических ареалов всегда остается возможным сценарием их политического развития. Примером служит Ирак, где курды воспользовались конфликтом между Западом и режимом С. Ху­сейна, чтобы начать конституирование своей автономии на севере страны. После свержения С. Хусейна курды получили большое влияние в иракской политике в

7*

¶195

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

целом, настаивая при этом на федерализации страны и особом статусе Иракского Курдистана.

Природно-географические факторы связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены морскими преградами или горными барьерами. В усло­виях географического обособления часто развивается ярко выраженная региональ­ная идентичность, даже если обособленная территория не отличается по этническим параметрам. Примерами федераций, на формирование которых преимущественное влияние оказали природно-географические факторы, являются Коморские острова (три острова), Микронезия (три островных группы и четвертый отдельный остров), Сент-Киттс и Невис (два острова).

Но и в этом случае совсем не обязательно, чтобы государство, представляю­щее собой архипелаг или включающее островные группы, формировало федерацию. Одной лишь дифференцированной физико-географической геоструктуры недоста­точно, нужна еще реально развитая и артикулированная региональная идентич­ность. Поэтому обратными примерами служат Индонезия, Япония, Греция и др. Рядом с федерацией Сент-Киттс и Невис находится государство Антигуа и Барбуда, состоящее из двух равновеликих островов. Однако федерацией оно не является. В то же время процессы развития региональной идентичности на географически обособ­ленных территориях могут приводить к появлению требований о децентрализации.

Следует указать, что величина государственной территории не является сама по себе фактором федерализации (также как и децентрализации). Фактором явля­ется не размер, а степень неоднородности территории по тем или иным параметрам, что ведет к развитию региональной идентичности и дальнейшей артикуляции ре­гиональных интересов. Причем последнее происходит далеко не всегда и характер­но для политически более развитых обществ с их " региональной эмансипацией". В то же время развитие федерализации зависит от политического режима в стране: авторитарный и тем более тоталитарный режим может какое-то время эффективно подавлять импульсы к децентрализации. По разным причинам не являются федера­циями такие крупные и, кстати, не столь уж однородные государства, как Китай, Япония, Индонезия, Таиланд, Афганистан, Иран, Турция, Заир, Перу, Колумбия, Боливия, Франция, Швеция и др.

В реальности, как правило, происходит смешение факторов федерализации. Очень часто связаны друг с другом исторические и этноконфессиональные факто­ры, которые действуют одновременно и параллельно.

Также следует понимать, что наличие дифференцированной геоструктуры только создает потенциал для федерализации. Актуализация этого потенциала зави­сит от конкретных условий политического развития страны и ее регионов.

Отсутствие федерализма в неоднородных государствах может объясняться несколькими причинами:

2.4 Современный сравнительный федерализм

• сильной унитаристской традицией;

• наличием авторитарного режима;

• слабой региональной идентичностью;

• моноэтническим составом населения.

2.4.4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал