Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Октябрьская революция и рождение советского федерализма






В то время как территориальная сеть советов на местах составила институциональ­ный каркас новой власти, в роли субъектов нового государственного строительства выступили этнокультурные сообщества. Их консолидация заложила основы совет­ского федерализма.

По своей природе советский федерализм был этническим федерализмом, по­скольку в основе процесса федерализации лежало национально-территориальное раз­межевание и создание субъектов федерации в формате национальных государств, при­нимающих при этом социалистическую доктрину. Советский федерализм, будучи совершенно новым историческим экспериментом, сочетал юридические элементы самого либерального федерализма, местами напоминающего конфедерализм, с

4.3 Отношения " центр — регионы " в советский период

фактической жесткой централизацией в условиях однопартийной системы, плано­вой экономики и авторитарного режима. Советское начало (территориальная сеть социально-классовых советов как институциональный каркас) сочеталось с нача­лом социалистическим (политическая победа левого движения) в границах прин­ципиально новых государственных образований — советских республик. Совет­ские республики формировались в значительной степени по этническому принци­пу, хотя в годы гражданской войны могли представлять собой и русские регио­нальные сообщества (как это было на Юге России; см. ниже).

Одним из принципиальных положений программы большевиков было право народов на самоопределение вплоть до отделения. Большевистская программа пред­ставляла царскую Россию в качестве " тюрьмы народов", что определяло контекст предполагаемых действий новой власти — освобождение всех народов России от " гнета царизма".

Принципы большевистской национальной политики после Октябрьской ре­волюции были реализованы в форме федерализма. При этом федерализм понимал­ся в контексте права народов на самоопределение, т.е. субъектами федеративных отношений считались этнические группы31. Предполагалось, что одни народы мо­гут объединиться в федерацию, а другие — создать собственные независимые госу­дарства. Такая программа имела важный политический смысл: она позволяла при­влечь на сторону большевиков национальные окраины, которым было обещано создание национальной автономии, практически невозможной в условиях само­державия.

Новая государственность на территории бывшей Российской империи оформляется в виде РСФСР — Российской Социалистической Федеративной Со­ветской Республики32. Одним из первых актов нового государства была Деклара­ция прав народов России, принятая 2 ноября (15 по новому стилю) 1917 г. Эта дек­ларация содержала следующие принципиальные позиции, определившие новое со­держание региональной политики и идеологические основы советского федера­лизма [Лепешкин, 1977]:

• равенство и суверенность всех народов;

• право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания не­зависимых государств;

• отмена национальных и религиозных привилегий и ограничений.
Логика мировой революции, в развитие которой верили большевики, пред­
полагала неуклонное увеличение количества советских национальных республик,

" По истории федерализма в России существует целый ряд интересных работ. В ча­стности, можно выделить: |Абдулатипов и др., 1992—1993; Медведев, 1995] и др.

12 В 1936 г. о названии РСФСР слова " социалистическая" и " советская" поменяли местами.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы " центррегионы "

стремящееся в пределе к их всемирной федерации. Как показала практика, это ко­личество оказалось ограниченным рамками прежней Российской империи, и то не всей ее территории. Но сам принцип формирования новой государственности на основе территориальных структур социально-классовой политико-партийной са­моорганизации при размежевании государственных образований по национально­му принципу позволял создать широкую сеть советских национальных республик.

Наиболее крупной такой республикой стала РСФСР, оформленная юриди­чески в январе 1918 г. Тогда в Петрограде проходили III Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов и III всероссийский съезд советов кресть­янских депутатов, которые затем были объединены. Объединенный съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая является исто­рическим документом, установившим систему советского федерализма. Позднее она стала первым разделом первой конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом советов. Российская государственность определялась как свободный союз свободных наций, которые создают федерацию советских нацио­нальных республик. Данная формулировка представляла компромисс между прин­ципом национально-государственного размежевания и сохранением России как крупного и притом неизбежно многонационального государства. Иными словами, стремясь создать всемирную федерацию и будучи ее естественным центром, РСФСР сама конституировалась в качестве федерации, субъектами которой выступали внут-рироссийские национально-государственные образования. Это изначально задало статусные различия национально-государственных образований.

Региональная политика в период установления советской власти понималась как национальная политика". Их смысл виделся в предоставлении народам импе­рии национально-государственной автономии. Федерализм понимался как способ решения национального вопроса через предоставление автономии и объединение этих автономий в федерацию. Как отмечал лидер нового государства В.И. Ленин, " мы дали всем нерусским национальностям их собственные республики или авто­номные области" [Ленин, 1958—1965, т. 44, с. 146]. В реальности, конечно, речь не могла идти действительно обо всех народах: менее крупные и периферийные этносы получили автономию не сразу, если вообще ее получили.

На территории империи был численно доминирующий народ — русские, который оказался в противоречивом положении. Было очевидно, что создать для русских отдельную национальную автономию невозможно, поскольку ее размеры будут несопоставимо больше размеров любой другой национальной автономии. Поэтому на концептуальном уровне было принято решение, что русские реализуют

" Одним из ключевых ведомств в новой системе власти стал Народный комиссариат по делам национальностей — Наркомнац под руководством И. Сталина, ведавший вопро­сами национальной политики и национально-территориального размежевания.

4.3 Отношения " центр — регионы " в советский период

свои национальные права непосредственно через РСФСР, в составе которой нахо­дятся нерусские автономии.

4.3.4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал