Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роспуск региональных органов законодательной власти
Одновременно с федеральными санкциями в отношении губернаторов в России в июле 2000 г. были разработаны аналогичные санкции в отношении законодательных органов власти в регионах. Отличие на первом этапе состояло в том, что президент не имел права на роспуск регионального законодательного собрания своим указом (что связано с разделением ветвей власти). Поэтому процедура выглядела несколько иной. Повод для роспуска регионального законодательного собрания центром возникал в том случае, если принятый им нормативный правовой акт (в том числе конституция или устав субъекта федерации, региональный закон) признаны противоречащими российской конституции и федеральным законам. Наличие противоречия, как и в случае с губернаторскими нормативными актами, устанавливал суд. Президент России в соответствие с законом имел право направить в региональное законодательное собрание представление о приведении регионального нормативного акта в соответствие с федеральным законодательством. Первая проба, кстати, была проведена В. Путиным в мае 2000 г., когда он обратился с таким представлением в парламент Башкирии. Право вынести предупреждение региональному законодательному собранию президент получал в случае, если оно уклоняется от исполнения судебного решения. Срок на приведение нормативного акта в соответствие с российскими законами составлял в этом случае шесть месяцев (либо суд может предусмотреть иной срок). После окончания этого срока суд мог принять решение о том, что в результате бездействия регионального законодательного собрания возникли препятствия для реализации закрепленных в федеральном законодательстве полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, были нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. В случае принятия судом такого решения президент мог своим указом вынести предупреждение органу региональной законодательной власти. После президентского предупреждения законодательное собрание должно было в трехмесячный срок привести нормативный акт в соответствие с российским законодательством. Если этого не происходило, то президент получал право внести в Госдуму проект закона о роспуске законодательного собрания". Окончательное 11 Закон предполагал, что срок вынесения президентом предупреждения законодательному собранию и внесения в Госдуму проекта закона о его роспуске не мог превышать один год с момента принятия судом решения о несоответствии нормативного акта федеральному законодательству. ¶ 6.3 Правовые механизмы и институты (/хдерального вмешательства и централизованного контроля решение принимает Госдума в виде закона (его проект должен быть рассмотрен в течение двух месяцев после внесения президентом). Вступление в силу соответствующего закона и означает роспуск регионального законодательного собрания. Таким образом, процедура роспуска регионального законодательного собрания предполагалась на первом этапе сложной и длительной. Как и в случае с губернаторами, главным для центра было само создание соответствующей нормативной базы на федеральном уровне. При этом прецедентов роспуска законодательных собраний в соответствии с этим законом не было. В результате изменений федерального законодательства во второй половине 2004 г. процедура роспуска региональных законодательных собраний стала более простой, а к возможным поводам добавилось неутверждение предложенного президентом кандидата в губернаторы. Эти меры серьезно усилили влияние федеральных властей на региональные законодательные собрания. Во-первых, президент получил прямое право роспуска законодательного собрания своим указом, исключив из этого процесса Госдуму. Во-вторых, одной из причин для применения санкции стал отказ региональных депутатов утвердить предложенного президентом кандидата на пост губернатора. Такое право у президента появляется в случае второго или третьего отклонения кандидатуры (при этом президент может выбирать между роспуском законодательного собрания, согласительными процедурами и консультациями и решением все-таки предложить другого кандидата). 6.3.6 Изъятие полномочий у региональной власти Еще одним важнейшим институтом федерального вмешательства является временное изъятие полномочий у региональной власти и их передача для исполнения федеральными властями. Этот институт был создан в результате внесения поправок в российское законодательство в 2003 г. (при этом некоторые нормы должны вступить в силу в 2007 г.). Законодательство определяет перечень ситуаций, в которых полномочия региональных властей могут быть переданы федеральному центру. 1. Возникновение чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, катастрофа, иная чрезвычайная ситуация12). Для такого случая российский закон определяет наличие ситуации, когда региональная власть отсутствует или не может быть сформирована. 12 К разряду чрезвычайных ситуаций могут быть отнесены не только природные катаклизмы, но и политические конфликты — вооруженные столкновения, массовые выступления и т.п. ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений " центр — регионы " в современной России В этом случае глава государства по согласованию с Советом Федерации принимает решение о новой схеме управления регионом, действующей до истечения чрезвычайной ситуации. Президент издает указ, определяющий, какие федеральные органы государственной власти будут временно исполнять какие полномочия на территории данного региона. Создание этой нормы стало первым шагом по развитию в России института прямого президентского правления. В дальнейшем стали возникать предложения о том, чтобы прямо ввести эту норму в российское законодательство и использовать в отношении нестабильных регионов, в частности некоторых национальных республик. 2. Признаки финансовой несостоятельности региона (превышение просрочен В этой ситуации в регионе создается временная финансовая администрация, т.е. вводится внешнее финансовое управление на срок до одного года (оно стало возможным с 1 января 2007 г.). Соответствующее решение принимает Высший арбитражный суд по ходатайству правительства России. 3. Признаки финансовых нарушений (наличие установленных судом наруше В таком случае решение о временном осуществлении полномочий федеральной властью принимается президентом и (или) правительством России с одновременным изъятием субвенций. 6.4 Институты регионального влияния на федеральном уровне 6.4.1
|