Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роспуск региональных органов законодательной власти






Одновременно с федеральными санкциями в отношении губернаторов в России в июле 2000 г. были разработаны аналогичные санкции в отношении законода­тельных органов власти в регионах. Отличие на первом этапе состояло в том, что президент не имел права на роспуск регионального законодательного собрания своим указом (что связано с разделением ветвей власти). Поэтому процедура вы­глядела несколько иной.

Повод для роспуска регионального законодательного собрания центром воз­никал в том случае, если принятый им нормативный правовой акт (в том числе кон­ституция или устав субъекта федерации, региональный закон) признаны противо­речащими российской конституции и федеральным законам. Наличие противоре­чия, как и в случае с губернаторскими нормативными актами, устанавливал суд.

Президент России в соответствие с законом имел право направить в регио­нальное законодательное собрание представление о приведении регионального нор­мативного акта в соответствие с федеральным законодательством. Первая проба, кстати, была проведена В. Путиным в мае 2000 г., когда он обратился с таким пред­ставлением в парламент Башкирии.

Право вынести предупреждение региональному законодательному собранию президент получал в случае, если оно уклоняется от исполнения судебного решения. Срок на приведение нормативного акта в соответствие с российскими законами составлял в этом случае шесть месяцев (либо суд может предусмотреть иной срок). После окончания этого срока суд мог принять решение о том, что в результате без­действия регионального законодательного собрания возникли препятствия для реа­лизации закрепленных в федеральном законодательстве полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, были наруше­ны права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. В случае принятия судом такого решения президент мог своим указом вынести предупреждение органу региональной законодательной власти.

После президентского предупреждения законодательное собрание должно было в трехмесячный срок привести нормативный акт в соответствие с российским законодательством. Если этого не происходило, то президент получал право внести в Госдуму проект закона о роспуске законодательного собрания". Окончательное

11 Закон предполагал, что срок вынесения президентом предупреждения законода­тельному собранию и внесения в Госдуму проекта закона о его роспуске не мог превышать один год с момента принятия судом решения о несоответствии нормативного акта феде­ральному законодательству.

6.3 Правовые механизмы и институты (/хдерального вмешательства и централизованного контроля

решение принимает Госдума в виде закона (его проект должен быть рассмотрен в течение двух месяцев после внесения президентом). Вступление в силу соответст­вующего закона и означает роспуск регионального законодательного собрания.

Таким образом, процедура роспуска регионального законодательного соб­рания предполагалась на первом этапе сложной и длительной. Как и в случае с гу­бернаторами, главным для центра было само создание соответствующей норматив­ной базы на федеральном уровне. При этом прецедентов роспуска законодатель­ных собраний в соответствии с этим законом не было.

В результате изменений федерального законодательства во второй половине 2004 г. процедура роспуска региональных законодательных собраний стала более простой, а к возможным поводам добавилось неутверждение предложенного пре­зидентом кандидата в губернаторы. Эти меры серьезно усилили влияние федераль­ных властей на региональные законодательные собрания.

Во-первых, президент получил прямое право роспуска законодательного со­брания своим указом, исключив из этого процесса Госдуму.

Во-вторых, одной из причин для применения санкции стал отказ региональ­ных депутатов утвердить предложенного президентом кандидата на пост губерна­тора. Такое право у президента появляется в случае второго или третьего отклоне­ния кандидатуры (при этом президент может выбирать между роспуском законода­тельного собрания, согласительными процедурами и консультациями и решением все-таки предложить другого кандидата).

6.3.6

Изъятие полномочий у региональной власти

Еще одним важнейшим институтом федерального вмешательства является времен­ное изъятие полномочий у региональной власти и их передача для исполнения фе­деральными властями. Этот институт был создан в результате внесения поправок в российское законодательство в 2003 г. (при этом некоторые нормы должны всту­пить в силу в 2007 г.).

Законодательство определяет перечень ситуаций, в которых полномочия ре­гиональных властей могут быть переданы федеральному центру.

1. Возникновение чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, катастрофа, иная чрезвычайная ситуация12). Для такого случая российский закон определяет наличие ситуации, когда региональная власть отсутствует или не может быть сформирована.

12 К разряду чрезвычайных ситуаций могут быть отнесены не только природные ка­таклизмы, но и политические конфликты — вооруженные столкновения, массовые выступ­ления и т.п.

Глава 6 Региональная политика и баланс отношений " центр — регионы " в современной России

В этом случае глава государства по согласованию с Советом Федерации принимает решение о новой схеме управления регионом, действующей до исте­чения чрезвычайной ситуации. Президент издает указ, определяющий, какие фе­деральные органы государственной власти будут временно исполнять какие пол­номочия на территории данного региона.

Создание этой нормы стало первым шагом по развитию в России института прямого президентского правления. В дальнейшем стали возникать предложения о том, чтобы прямо ввести эту норму в российское законодательство и использовать в отношении нестабильных регионов, в частности некоторых национальных рес­публик.

2. Признаки финансовой несостоятельности региона (превышение просрочен­
ной задолженности уровня в 30% от собственных доходов регионального бюджета).

В этой ситуации в регионе создается временная финансовая администрация, т.е. вводится внешнее финансовое управление на срок до одного года (оно стало возможным с 1 января 2007 г.). Соответствующее решение принимает Высший ар­битражный суд по ходатайству правительства России.

3. Признаки финансовых нарушений (наличие установленных судом наруше­
ний федерального законодательства13 при реализации полномочий, осуществляемых
за счет субвенций из федерального бюджета).

В таком случае решение о временном осуществлении полномочий федераль­ной властью принимается президентом и (или) правительством России с одновре­менным изъятием субвенций.

6.4

Институты регионального влияния на федеральном уровне

6.4.1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал