![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели специальной психологической помощи
Психологическая помощь определяется как система воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств, на гармонизацию развития личности. Сложившиеся в мировой практике виды психологической помощи детям и подросткам различаются прежде всего по характеру задач, решаемых специалистами: это рекомендации, связанные с подготовкой к школе; дальнейшим обучением и воспитанием детей и подростков их профессиональной ориентацией, выявлением причин трудностей в учении, другими психотерапевтическими психокоррекционными воздействиями. Среди специалистов, оказывающих психологическую помощь, могут быть не только психологи, но и врачи-психиатры, психотерапевты, педагоги, социальные работники и др. Можно выделить несколько моделей специальной психологической помощи. Педагогическая модель. Она включает помощь родителям в воспитании детей: педагог-консультант вместе родителями анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер по ее изменению. Диагностическая модель. Объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, отклонениями в поведении, трудностями в учебе. Процесс диагностики является комплексным, поэтому модель используется достаточно широко. Социальная модель. Она применима при консультировании семей, в которых есть дети с проблемами в развитии. Такие семьи общаются между собой в городских (районных) социальных службах, обмениваются информацией, создают семейные клубы и др. Медицинская модель. Это усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию, оздоровление детей с проблемами в развитии, а также на психологическую адаптацию членов семьи в связи с наличием больного ребенка. Психологическая модель. Она основывается на анализе особенностей формирования познавательных процессов, видов деятельности применительно к личности ребенка или подростка с отклонениями в развитии. Выбираются адекватные методы психологического воздействия на него, т.е. оказывается всесторонняя психологическая помощь. В сфере образования психолог имеет дело как с отдельными учащимися, так и классами, группами, возрастной параллелью, учителями, родителями. В США на этом основании выделяются две системы психологической службы: «прямая» и «непрямая». В «прямой» службе психолог лично работает с учащимся. Это традиционный и наиболее распространенный вариант, он предусматривает непосредственный контакт специалиста с ребенком. «Непрямая» служба предполагает работу психолога со специалистами других профессий (педагогами) и непрофессионалами (родителями) — всеми, кто непосредственно общается с «проблемным» школьником. Основные виды работы: консультация, тренинг для педагогов и родителей и др. Общей целью обеих служб является коррекция проблем. Дополнительная цель «непрямой» службы — пополнить знания и умения других профессионалов и непрофессионалов, чтобы они могли эффективно предотвращать и решать подобные проблемы в будущем. Очевидно, что психолог должен быть компетентен в обоих вариантах службы и применить тот, который в том или ином случае будет более надежным
|