Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развивающая и психокоррекционная работа






Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую час­ти. Последняя разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, мастером, родителями. Разви­вающая и психокоррекционная работа может проводить­ся в процессе специальной индивидуальной и групповой работы, в русле воспитательных мероприятий и др.

Исходной теоретической основой коррекционной ра­боты являются учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. За­порожец и др.) и его основные принципы. Назовем и кратко охарактеризуем их.

Принцип «нормативности развития». Он постулирует су­ществование некоторой «возрастной нормы», своеобраз­ного эталона возраста. При определении стратегии коррекционной работы, выбора ее целей необходимо исходить из сопоставления «эталонного» нормативного развития и конкретных особенностей того или иного индивиду­ального варианта развития. Это помогает четко диффе­ренцировать проблемы и трудности, возникающие в связи с различными нарушениями и отклонениями в разви­тии, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», предъявляемыми воспитателями и родителями к детям без учета психологических особенностей возраста.

Принцип коррекции «сверху вниз». В центре внимания должен быть «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы — зоны ближайшего развития личности ребенка. При этом кор­рекция должна строиться как целенаправленное форми­рование психологических новообразований, составля­ющих сущностную характеристику возраста. Специфику коррекции определяет формирующаяся функция, пред­полагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований. В отличие от коррек­ции «снизу вверх» коррекция «сверху вниз» носит опере­жающий, предвосхищающий характер, ставя целью ак­тивное формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.

Принцип системности развития. Он обеспечивает на­правленность в устранении причин и источников откло­нений в развитии. Ориентирами для выбора первооче­редных целей коррекции должны стать как структура на­рушения, так и значение каждого вторичного дефекта для дальнейшего развития ребенка.

Деятельностный принцип. Он определяет тактику работы — выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Этот принцип, во-первых, опреде­ляет сам предмет приложения коррекционных усилий и, во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Коррекционная работа должна учитывать не только структуру конкретного варианта психического развития, но и «путь» этого развития и причины наблюдаемых яв­лений. Это дает возможность определить ту возрастную точку, когда началось отклонение от условно-норматив­ного варианта развития, и строить коррекционную про­грамму с «нужного» места.

Принцип интегративной коррекционной работы. Он сфор­мулирован А.А.Семенович и требует учета уровня двига­тельного, когнитивного, аффективного и эмоционально-личностного развития ребенка; общих законов и законо­мерностей нормативного развития; последовательности прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития; формирования ба­зовых предпосылок (составляющих) психического разви­тия как операционально-технологических компонентов становления когнитивной и эмоционально-личностной сфер; ведущего типа мотивации деятельности; поэтапности в формировании новых видов деятельности.

В практике психологической коррекции выделяются следующие основные направления:

• преодоление социальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;

• помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышении своего социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения;

• формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у детей;

• развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

• формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс;

• создание в детском коллективе, где воспитывается и обучается «особенный» ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал