![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психодиагностическая работа
Психодиагностика – это выявление проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, выявление особенностей их развития, интересов, способностей, сформированности личностных образований. Психодиагностика находится в центре внимания школьного психолога и имеет свою специфику. Он собирает информацию об индивидуально-психологических особенностях детей для себя и своих коллег — учителей, воспитателей, родителей. Диагностика всегда подчинена главной задаче — разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодолению трудностей и нарушений в его развитии. Психодиагностика в школе всегда предполагает, в конечном счете, выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий. Как отмечал Л.С. Выготский, правильный диагноз отражает не только качество применяемой методики, но и профессиональные знания, способности и навыки самого психодиагноста. Тщательное обследование должен вести специалист, осведомленный в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. В практике психологической работы выделяются различные виды диагностик: § скрининговая — диагностируется группа детей или весь класс, она направлена на определение детей, обладающих теми или иными свойствами (группой характеристик), оценку постоянства тех или иных психологических свойств; § динамическая — это наблюдение динамики развития, определение эффективности обучения, развивающих и коррекционных мероприятий; § итоговая — оценивается состояние ребенка в конце этапа обучения или цикла коррекционной работы. Каждый из этих видов диагностик имеет свои технологии и набор инструментальных средств — методик и тестов. Наиболее важной характеристикой, выявляемой психологом, является оценка возможностей овладения ребенком определенными программами обучения (дошкольной, школьной, любой другой образовательной). В диагностическом процессе выделяются конкретные этапы. 1. Запрос психологу от учителей, родителей или самих учащихся. Сам запрос свидетельствует о возникновении какой-то проблемы. Это могут быть жалобы, сомнения, обеспокоенность. Сам такой факт уже настораживает психолога, концентрирует его внимание на конкретном школьнике или группе учащихся. Он изучает особенности их поведения, общения, учебы, выясняет причины их беспокойства. 2. Определение психологической проблемы. Запрос преобразуется в психологическую проблему, формулируемую на основании проведенного изучения. Информацию психолог получает из бесед с классным руководителем, другими учителями, родителями, из «личного дела» школьника, наблюдения за ним. Когда психологическая проблема определена, психолог выдвигает гипотезы причин нарушений в обучении, воспитании, развитии школьника. Менять исходные гипотезы и формулировать новые психолог может и должен на основании собранной информации. 3. Выбор метода исследования – один из наиболее сложных этапов. Здесь особо важно сочетание количественного и качественного анализа, но на первый план выступает качественная характеристика полученных данных. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать результаты наблюдения и свои собственные впечатления. Л.С. Выготский специально обращал внимание на то, что установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу, что исследователь должен творчески истолковывать все симптомы. 4. Психологический диагноз. Это формулировка заключения об основных характеристиках психического развития школьника. По определению Выготского, это узловой этап, во имя которого развертываются все предшествующие и на основе которого могут строиться последующие этапы работы с ребенком. Психологический диагноз должен ставиться школьным психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне осуществления конкретной психолого-педагогической коррекции или другой психологической помощи. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем при двух условиях: если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и, что такой работы не будет. 5. Практические рекомендации — последний этап, когда составляются программы психокоррекционой работы. Они обычно включают психологическую и педагогическую части. Психолог всегда несет полную ответственность за осуществление рекомендации и конечный результат
|