Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностическая работа






Психодиагностика – это выявление проблем, трудно­стей в обучении и воспитании отдельных учащихся, вы­явление особенностей их развития, интересов, способ­ностей, сформированности личностных образований.

Психодиагностика находится в центре внимания школь­ного психолога и имеет свою специфику. Он собирает ин­формацию об индивидуально-психологических особен­ностях детей для себя и своих коллег — учителей, воспи­тателей, родителей. Диагностика всегда подчинена главной задаче — разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодолению трудностей и нарушений в его развитии. Психодиагностика в школе всегда предполагает, в конечном счете, выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также со­здание тех или иных психологических условий.

Как отмечал Л.С. Выготский, правильный диагноз от­ражает не только качество применяемой методики, но и профессиональные знания, способности и навыки само­го психодиагноста. Тщательное обследование должен ве­сти специалист, осведомленный в вопросах психопато­логии, дефектологии и лечебной педагогики.

В практике психологической работы выделяются раз­личные виды диагностик:

§ скрининговая — диагностируется группа детей или весь класс, она направлена на определение детей, обладающих теми или иными свойствами (группой характеристик), оценку постоянства тех или иных психологических свойств;

§ динамическая — это наблюдение динамики развития, определение эффективности обучения, развивающих и коррекционных мероприятий;

§ итоговая — оценивается состояние ребенка в конце этапа обучения или цикла коррекционной работы.

Каждый из этих видов диагностик имеет свои техноло­гии и набор инструментальных средств — методик и тестов.

Наиболее важной характеристикой, выявляемой пси­хологом, является оценка возможностей овладения ре­бенком определенными программами обучения (дошколь­ной, школьной, любой другой образовательной).

В диагностическом процессе выделяются конкретные этапы.

1. Запрос психологу от учителей, родителей или самих учащихся. Сам запрос свидетельствует о возникновении какой-то проблемы. Это могут быть жалобы, сомнения, обеспокоенность. Сам такой факт уже настораживает психолога, концентрирует его внимание на конкретном школьнике или группе учащихся. Он изучает особенности их поведения, общения, учебы, выясняет причины их беспокойства.

2. Определение психологической проблемы. Запрос преобразуется в психологическую проблему, формулируемую на основании проведенного изучения. Информацию психолог получает из бесед с классным руководителем, другими учителями, родителями, из «личного дела» школьника, наблюдения за ним. Когда психологическая проблема определена, психолог выдвигает гипотезы причин нарушений в обучении, воспитании, развитии школьника. Менять исходные гипотезы и формулировать новые психолог может и должен на основании собранной информации.

3. Выбор метода исследования – один из наиболее сложных этапов. Здесь особо важно сочетание количественного и качественного анализа, но на первый план выступа­ет качественная характеристика полученных данных.

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать результаты наблюдения и свои собствен­ные впечатления. Л.С. Выготский специально обращал внимание на то, что установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу, что исследова­тель должен творчески истолковывать все симптомы.

4. Психологический диагноз. Это формулировка заключения об основных характеристиках психического развития школьника. По определению Выготского, это узловой этап, во имя которого развертываются все предшествующие и на основе которого могут строиться последующие этапы работы с ребенком. Психологический диагноз должен ставиться школьным психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне осуществления конкретной психолого-педагогической коррекции или другой психологической помощи.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем при двух условиях: если с ребенком будет свое­временно проведена необходимая работа, и, что такой работы не будет.

5. Практические рекомендации — последний этап, когда составляются программы психокоррекционой работы. Они обычно включают психологическую и педагогическую части. Психолог всегда несет полную ответственность за осуществление рекомендации и конечный результат


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал