Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности, темперамент, характер






МОСКОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.В.ЛОМОНОСОВА

_____________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

ТЕКСТЫ

 

 

Под общей редакцией В. В. Петухова

 

ТОМ 2

Книга 1

«СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Содержание

Предисловие................................................................................................ 6

Тема 8. Личность как индивидуальность:

СПОСОБНОСТИ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР

1. Общая и дифференциальная психология личности

Анастази А. Функции и происхождение психологического

тестирования..................................................................................... 14

Петухов В.В. Основные подходы к изучению

индивидуальности (личности)......................................................... 24

2. Понятие способностей: способности и задатки.
Измерение и развитие способностей

Теплое Б.М. Способности и одаренность................................................. 32

Акимова М.К. Интеллектуальные тесты................................................... 43

Анастази А. Теории организации свойств................................................ 50

Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных

различий методом близнецов.......................................................... 54

Гиппенрейтер Ю.Б. [Развитие способностей]......................................... 61

Лейтес Н.С. Одаренные дети................................................................... 69

Трик Х.Е. Основные направления экспериментального

изучения творчества......................................................................... 77

Стпернберг Р., Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности:

двенадцать стратегий обучения творческому мышлению]........... 84

3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое
описание. Индивидуальный стиль деятельности

Небылицын ВД. Темперамент................................................................. 104

Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности

животных и человека..................................................................... 111

Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы

и их значение для психологии....................................................... 114

Климов ЕА. Индивидуальный стиль деятельности................................ 121

4. Характер и его формирование. Характер и личность.
Психологические различия между полами

Кант И. О характере как образе мыслей.............................................. 125

Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер........................................... 128

Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты....... 147

Адлер А. [Индивидуальный стиль жизни и характер]........................... 159

Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера................. 174

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики..... 177


Содержание

Тема 9. Типология индивидуальности

1. Строение тела и характер. Стратегии определения
психотелесных соответствий

Кречмер Э. Строение тела и характер.................................................... 194

Холл К., Линдсей Г. Конституциональная психология Шелдона.......... 231

2. Психопатии и акцентуации характера:
понятия и основные виды

Ганнушкин П.Б. [Психопатии].......................................................... 243

Леонгард К. Акцентуированные личности............................................ 250

Личко А.Е. [Определение и типы психопатий

и акцентуаций характера]............................................................. 268

3. Проблема и критерии выделения психологических типов.
Индивидуальность человека и развитие личности

Юнг К.Г. Психологические типы............................................................ 299

Лазурский А.Ф. Классификация личностей............................................ 319

4. Социально-типическое и индивидуальное в личности.
Социальный и национальный характер

Фромм Э. Индивидуальный и социальный характер............................. 339

Фромм Э. [Типы социальных характеров]............................................. 349

Кант И. Характер народа....................................................................... 378

Ключевский В.О. Психология великоросса............................................ 386

Пронников В А., Ладанов ИД. Черты характера японцев...................... 388

Кон И.С. К проблеме национального характера.................................... 400

Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Петухов В.В. Единство эмоционально-волевой

регуляции деятельности................................................................ 404

1. Определение и функции эмоций. Условия
возникновения эмоций и закономерности
их протекания. Выражение эмоций

Рубинштейн С.Л. Эмоции........................................................................ 409

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций... 415

Петухов В.В. Основные аспекты изучения эмоций................................ 425

Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных.......................... 432

Рейковский Я. Выражение эмоций — мимика,

пантомимика, вокализация............................................................ 441

2. Классификации эмоций

Рубинштейн С.Л. Виды эмоциональных переживаний......................... 447

Леонтьев А.Н. Эмоциональные процессы.............................................. 452


Содержание

3. Теории эмоций

Джеймс У. Что такое эмоция?................................................................ 456

Вейтен У. Теории эмоций....................................................................... 466

Анохин П.К. Эмоции............................................................................... 474

Симонов П.В. Информационная теория эмоций................................... 480

4. Аффект. Диагностика аффективных следов.
Представление о стрессе

ЛурияА.Р. Диагностика следов аффекта................................................. 488

Селъе Г. Некоторые аспекты учения о стрессе.................................... 495

Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты........................................... 501

5. Тревожность: два аспекта ее изучения.
Фрустрация: определение и виды реакций на нее

Хекхаузен X. Тревожность................................................................. 543

Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальттерапии].

Превращение тревожности в возбуждение................................... 548

Нюттен Ж. Препятствие и фрустрация................................................ 561

Фресс П. Избыточная мотивация при фрустрации............................... 564

6. Клиническое описание и анализ эмоций.
Чувства и личность

Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии....... 566

Эпштейн М. [Ужас (Horror)]................................................................... 577

Мамардашвили М.К. Обязательность формы....................................... 581

Бергсон А. Смех...................................................................................... 584

Роджерс К. Эмпатия............................................................................... 590

Тема 11. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли

1. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция.
Структура и виды, волевых процессов.

Проблема свободы воли

Вундт В. Волевые процессы................................................................... 594

Джеймс У. Воля....................................................................................... 597

Рубинштейн С.Л. Волевой процесс........................................................ 615

Петухов В.В. Критерии воли. Общие ситуации,

требующие произвольной и волевой регуляции......................... 626

2. Мотивационные конфликты, способы их разрешения.
Когнитивный диссонанс и его исследования

Левин К. Типы конфликтов................................................................ 641

Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса

и его исследования]....................................................................... 645


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Субъект деятельности» — второй раздел целостного курса общей психологии. В первом разделе курса — «Введение», представленном в соот­ветствующем томе настоящего издания, вы узнали о становлении предмета психологии, ее основных понятиях и проблемах, принципах их решения. Вы научились отличать научные представления о человеке от житейских, а его самого увидели разным — природным, социальным, культурным, но и единым — активным, развивающимся, деятельным — субъектом. Человек как субъект деятельности с его индивидуальными особенностями, эмоцио­нально-волевой регуляцией поведения, потребностно-мотивационной сфе­рой, строением и развитием личности будет рассмотрен теперь подробно.

Немного истории. Во времена основания (1966) и становления фа­культета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова данный раздел был од­ним из пяти в целостном курсе общей психологии и завершал его. Он назывался «Потребности, эмоции, личность» и занимал в учебном плане один семестр. Лекции по этому разделу читал только декан факультета, заведующий кафедрой общей психологии проф. А.Н.Леонтьев. Затем, ког­да целостный курс лекций стала читать проф. Ю.Б.Гиппенрейтер (1976), ей удалось увеличить объем раздела до двух учебных семестров, включив интересные материалы по психологии индивидуальных различий, типоло­гиям характера, его соотношению с личностью. Однако случилось так, что уже тогда лекции по психологии потребностей, мотивов, эмоций читала не она, а ведущий специалист в этой области доц. В.К.Вилюнас. Эксперимен­ты со структурой курса общей психологии продолжались, и в результате сначала на дневном (1988), а затем и на вечернем (1989) отделениях фа­культета курс стал суммарным, поделенным на частные разделы, читае­мые разными преподавателями. В таком виде он существует до сих пор как один из вариантов преподавания общей психологии, причем частный раздел «Психология мотивации, эмоций» (проф. В.К.Вилюнас) следует сразу за «Введением в общую психологию», а, как правило, после него идет ставший самостоятельным раздел «Психология личности», который чи­тают заведующий кафедрой психологии личности проф. А.Г.Асмолов и доцент этой кафедры Е.Е.Насиновская. Избегая возможных дискуссий,


Предисловие

отметим, что в суммарном варианте курса общей психологии материалы по изучению потребностей, мотивов, эмоций, личности, взаимосвязанные и из­лагавшиеся когда-то в единстве, оказались разделены (и преподаются под­час с разных методологических позиций).

При восстановлении целостного курса общей психологии на дневном и спецотделениях факультета (1991) нам было ясно, что идущие друг за другом частные разделы «Психология мотивации, эмоций» и «Психология личности» можно (а значит нужно) объединить, дополнив их результатами исследований индивидуальных особенностей человека, волевой регуляции его поведения. Выбор названия общего раздела — «Субъект деятельности» (а не, скажем, «Психология личности», ведь речь по сути идет о ней) объяс­няется так. Во-первых, родовое понятие субъекта («subject», как известно, в мировой психологии означает просто «испытуемый») позволяет привлекать любые особенности человека (а иногда и животных) и рассматривать поня­тие личности и в широком, и в узком смыслах (см. тему 3 в первом томе настоящего издания). Во-вторых, категория деятельности задает уровень анализа психической жизни и поведения людей: предметом изучения яв­ляется реальный конкретный индивид — в природной среде, общественной практике, процессе культурного развития.

В течение десяти лет нами была разработана и опробирована в учеб­ном процессе структура раздела, представленная в данном томе. Она вклю­чает семь тем и состоит из четырех основных частей, выделяемых по сле­дующим двум основаниям. Первое основание связано с вопросом о том, какова единица изучения субъекта (личности). С одной стороны, таковой можно считать наличное, уже сложившееся индивидуальное психическое свойство, качество, например, черту характера, связанную с определенными способами поведения. Показательно, что здесь исследователю в принципе не важно происхождение свойства: оно может быть и природно данным, и сформированным в социальной среде. Важно, что оно принимается как го­товое и в пределе устойчивое качество (как «статуя», сказал бы француз), а значит эти качества можно диагносцировать, устанавливать степень их вы­раженности, закономерные сочетания с другими. Короче, единицы изучения личности, как правило, в широком смысле, рассматриваются как факты: вежливость — грубость, общительность — замкнутость, доминирование — подчинение и т.п. С другой стороны, те же свойства могут определяться как артефакты, т.е. в буквальном переводе («art — искусство») — искусст­венно созданные свойства, субъектом которых является личность только в узком смысле, решающая собственные проблемы. Тем самым психические качества и связанные с ними способы поведения требуют анализа и рас­сматриваются исследователем вместе с историей их происхождения. Такие свойства, как последствия былых решений личностных проблем, являются, по существу, функциональными образованиями, а значит могут меняться, если проблема не решена до конца. Остается добавить, что обе стороны рас­смотрения индивидуальных (личностных) свойств, будучи качественно раз-



Предисловие


    ФА1 сты  
ОВАТЕЛЬ I     II
5        
  III     IV

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал