![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способности, темперамент, характерСтр 1 из 140Следующая ⇒
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М.В.ЛОМОНОСОВА _____________________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕКСТЫ
Под общей редакцией В. В. Петухова
ТОМ 2 Книга 1 «СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Содержание Предисловие................................................................................................ 6 Тема 8. Личность как индивидуальность: СПОСОБНОСТИ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР 1. Общая и дифференциальная психология личности Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования..................................................................................... 14 Петухов В.В. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности)......................................................... 24 2. Понятие способностей: способности и задатки. Теплое Б.М. Способности и одаренность................................................. 32 Акимова М.К. Интеллектуальные тесты................................................... 43 Анастази А. Теории организации свойств................................................ 50 Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов.......................................................... 54 Гиппенрейтер Ю.Б. [Развитие способностей]......................................... 61 Лейтес Н.С. Одаренные дети................................................................... 69 Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества......................................................................... 77 Стпернберг Р., Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности: двенадцать стратегий обучения творческому мышлению]........... 84 3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое Небылицын ВД. Темперамент................................................................. 104 Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека..................................................................... 111 Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии....................................................... 114 Климов ЕА. Индивидуальный стиль деятельности................................ 121 4. Характер и его формирование. Характер и личность. Кант И. О характере как образе мыслей.............................................. 125 Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер........................................... 128 Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты....... 147 Адлер А. [Индивидуальный стиль жизни и характер]........................... 159 Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера................. 174 Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики..... 177 Содержание Тема 9. Типология индивидуальности 1. Строение тела и характер. Стратегии определения Кречмер Э. Строение тела и характер.................................................... 194 Холл К., Линдсей Г. Конституциональная психология Шелдона.......... 231 2. Психопатии и акцентуации характера: Ганнушкин П.Б. [Психопатии].......................................................... 243 Леонгард К. Акцентуированные личности............................................ 250 Личко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера]............................................................. 268 3. Проблема и критерии выделения психологических типов. Юнг К.Г. Психологические типы............................................................ 299 Лазурский А.Ф. Классификация личностей............................................ 319 4. Социально-типическое и индивидуальное в личности. Фромм Э. Индивидуальный и социальный характер............................. 339 Фромм Э. [Типы социальных характеров]............................................. 349 Кант И. Характер народа....................................................................... 378 Ключевский В.О. Психология великоросса............................................ 386 Пронников В А., Ладанов ИД. Черты характера японцев...................... 388 Кон И.С. К проблеме национального характера.................................... 400 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций Петухов В.В. Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности................................................................ 404 1. Определение и функции эмоций. Условия Рубинштейн С.Л. Эмоции........................................................................ 409 Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций... 415 Петухов В.В. Основные аспекты изучения эмоций................................ 425 Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных.......................... 432 Рейковский Я. Выражение эмоций — мимика, пантомимика, вокализация............................................................ 441 2. Классификации эмоций Рубинштейн С.Л. Виды эмоциональных переживаний......................... 447 Леонтьев А.Н. Эмоциональные процессы.............................................. 452 Содержание
Джеймс У. Что такое эмоция?................................................................ 456 Вейтен У. Теории эмоций....................................................................... 466 Анохин П.К. Эмоции............................................................................... 474 Симонов П.В. Информационная теория эмоций................................... 480 4. Аффект. Диагностика аффективных следов. ЛурияА.Р. Диагностика следов аффекта................................................. 488 Селъе Г. Некоторые аспекты учения о стрессе.................................... 495 Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты........................................... 501 5. Тревожность: два аспекта ее изучения. Хекхаузен X. Тревожность................................................................. 543 Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальттерапии]. Превращение тревожности в возбуждение................................... 548 Нюттен Ж. Препятствие и фрустрация................................................ 561 Фресс П. Избыточная мотивация при фрустрации............................... 564 6. Клиническое описание и анализ эмоций. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии....... 566 Эпштейн М. [Ужас (Horror)]................................................................... 577 Мамардашвили М.К. Обязательность формы....................................... 581 Бергсон А. Смех...................................................................................... 584 Роджерс К. Эмпатия............................................................................... 590 Тема 11. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли 1. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция. Проблема свободы воли Вундт В. Волевые процессы................................................................... 594 Джеймс У. Воля....................................................................................... 597 Рубинштейн С.Л. Волевой процесс........................................................ 615 Петухов В.В. Критерии воли. Общие ситуации, требующие произвольной и волевой регуляции......................... 626 2. Мотивационные конфликты, способы их разрешения. Левин К. Типы конфликтов................................................................ 641 Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса и его исследования]....................................................................... 645 ПРЕДИСЛОВИЕ «Субъект деятельности» — второй раздел целостного курса общей психологии. В первом разделе курса — «Введение», представленном в соответствующем томе настоящего издания, вы узнали о становлении предмета психологии, ее основных понятиях и проблемах, принципах их решения. Вы научились отличать научные представления о человеке от житейских, а его самого увидели разным — природным, социальным, культурным, но и единым — активным, развивающимся, деятельным — субъектом. Человек как субъект деятельности с его индивидуальными особенностями, эмоционально-волевой регуляцией поведения, потребностно-мотивационной сферой, строением и развитием личности будет рассмотрен теперь подробно. Немного истории. Во времена основания (1966) и становления факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова данный раздел был одним из пяти в целостном курсе общей психологии и завершал его. Он назывался «Потребности, эмоции, личность» и занимал в учебном плане один семестр. Лекции по этому разделу читал только декан факультета, заведующий кафедрой общей психологии проф. А.Н.Леонтьев. Затем, когда целостный курс лекций стала читать проф. Ю.Б.Гиппенрейтер (1976), ей удалось увеличить объем раздела до двух учебных семестров, включив интересные материалы по психологии индивидуальных различий, типологиям характера, его соотношению с личностью. Однако случилось так, что уже тогда лекции по психологии потребностей, мотивов, эмоций читала не она, а ведущий специалист в этой области доц. В.К.Вилюнас. Эксперименты со структурой курса общей психологии продолжались, и в результате сначала на дневном (1988), а затем и на вечернем (1989) отделениях факультета курс стал суммарным, поделенным на частные разделы, читаемые разными преподавателями. В таком виде он существует до сих пор как один из вариантов преподавания общей психологии, причем частный раздел «Психология мотивации, эмоций» (проф. В.К.Вилюнас) следует сразу за «Введением в общую психологию», а, как правило, после него идет ставший самостоятельным раздел «Психология личности», который читают заведующий кафедрой психологии личности проф. А.Г.Асмолов и доцент этой кафедры Е.Е.Насиновская. Избегая возможных дискуссий, Предисловие
При восстановлении целостного курса общей психологии на дневном и спецотделениях факультета (1991) нам было ясно, что идущие друг за другом частные разделы «Психология мотивации, эмоций» и «Психология личности» можно (а значит нужно) объединить, дополнив их результатами исследований индивидуальных особенностей человека, волевой регуляции его поведения. Выбор названия общего раздела — «Субъект деятельности» (а не, скажем, «Психология личности», ведь речь по сути идет о ней) объясняется так. Во-первых, родовое понятие субъекта («subject», как известно, в мировой психологии означает просто «испытуемый») позволяет привлекать любые особенности человека (а иногда и животных) и рассматривать понятие личности и в широком, и в узком смыслах (см. тему 3 в первом томе настоящего издания). Во-вторых, категория деятельности задает уровень анализа психической жизни и поведения людей: предметом изучения является реальный конкретный индивид — в природной среде, общественной практике, процессе культурного развития. В течение десяти лет нами была разработана и опробирована в учебном процессе структура раздела, представленная в данном томе. Она включает семь тем и состоит из четырех основных частей, выделяемых по следующим двум основаниям. Первое основание связано с вопросом о том, какова единица изучения субъекта (личности). С одной стороны, таковой можно считать наличное, уже сложившееся индивидуальное психическое свойство, качество, например, черту характера, связанную с определенными способами поведения. Показательно, что здесь исследователю в принципе не важно происхождение свойства: оно может быть и природно данным, и сформированным в социальной среде. Важно, что оно принимается как готовое и в пределе устойчивое качество (как «статуя», сказал бы француз), а значит эти качества можно диагносцировать, устанавливать степень их выраженности, закономерные сочетания с другими. Короче, единицы изучения личности, как правило, в широком смысле, рассматриваются как факты: вежливость — грубость, общительность — замкнутость, доминирование — подчинение и т.п. С другой стороны, те же свойства могут определяться как артефакты, т.е. в буквальном переводе («art — искусство») — искусственно созданные свойства, субъектом которых является личность только в узком смысле, решающая собственные проблемы. Тем самым психические качества и связанные с ними способы поведения требуют анализа и рассматриваются исследователем вместе с историей их происхождения. Такие свойства, как последствия былых решений личностных проблем, являются, по существу, функциональными образованиями, а значит могут меняться, если проблема не решена до конца. Остается добавить, что обе стороны рассмотрения индивидуальных (личностных) свойств, будучи качественно раз- Предисловие
|