![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
АРТЕ-ФАКТЫ
Рис. 1 ными, не противостоят друг другу: каждая из них адекватна своим исследовательским задачам, приемам психотерапии. Второе основание относится к позициям психолога при изучении субъекта (личности). Этих позиций, как минимум, две. В теоретической и практической работе они обязательно сочетаются, однако в принципе их следует различать. Первая позиция — исследователь, он не вторгается в психическую жизнь изучаемого субъекта, за исключением, конечно, экспериментального исследования, но и оно не должно здесь быть формирующим. Цель исследователя — выявить индивидуальные свойства или процессы, механизмы, закономерности их создания такими, какими они сложились без его участия. Вторая позиция — организатор, он, напротив, имеет дело с регуляцией поведения субъекта, и если нужно — активно участвует в его психической, личностной жизни и развитии. Цель организатора — выделить у субъекта наличные средства управления своим поведением, способы решения личностных проблем, а затем создать и, предложив ему более эффективные приемы — психологической коррекции, помощи, консультирования — испытать их возможности и ограничения. Пересечение двух предложенных оснований образует четыре части раздела «Субъект деятельности» (см. рис. 1). Конечно, выделение соответствующих предметных областей требует уточнений при их изучении: оно не строго, но эвристично. Так, первая часть определяется как исследование фактов, наличных свойств, т.е., прежде всего, психодиагностика, предмет которой «Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер». Житейский вопрос, символизирующий эту часть — «Чем я отличаюсь от других?», с которого, по-видимому, и начинается познание человеком самого себя. В данную часть раздела входят тема 8 — «Личность как индивидуальность: способности, темперамент, характер» и тема 9 — «Типология индивидуальности». Предисловие
Теперь заметим, что когда эмоционально-волевая регуляция деятельности сталкивается с трудностями и оказывается неэффективной, следует обратиться к фундаментальным причинам, ее побуждающим, т.е. к третьей части раздела — исследованию артефактов, процессов и закономерностей создания личностных свойств. Центральной здесь становится проблема побуждения субъекта к деятельности, изучение потребностно-мотивационной сферы, а значит и иерархии мотивов, определяющей строение личности. Отсюда и название части — «Потребности и мотивы: строение личности», которой соответствует уже личностный вопрос о подлинных причинах собственных поступков: «Кто я есть?» Эта часть включает тему 12 — «Психология мотивации» и тему 13 — «Строение личности». Анализ и осознание действительных мотивов личности тесно связаны с четвертой, заключительной частью раздела. Ее определение покажется непосвященному странным — организация артефактов: ведь в быту слово «артефакт» относится к досадным случайностям, а то и к неожиданным дефектам — частым последствиям неумелых действий наивного «организатора». Однако мы понимаем, что здесь речь идет об участии психолога в создании субъектом своих личностных свойств, в разрешении собственных проблем, в том числе — о психологической помощи, консультировании. «Развитие личности: личностный рост» — таково название этой части и включенной в нее темы 14. И если до сих пор осознание подлинных мотивов — того, кто же я есть на самом деле — предполагало, что я все-таки есть, то для развивающейся личности, находящейся в процессе решения собственной проблемы, вопрос прозвучит пожестче: «Есть ли Я?», т.е. существую ли не только как природный и социальный индивид, но и как личность в точном смысле слова. Теперь части раздела названы, структура тома определена (см. рис. 2). Второй том нашего издания больше первого по объему и состоит из двух книг. Это связано с необходимостью обеспечить студентов литературой не только для семинарских занятий, но и для сдачи монографий, самостоятельного чтения. Перед вами — книга первая, включающая темы 8—11. Ключевые слова для них: индивидуальность (тема 8) — типология (тема 9) — эмоции (тема 10) — воля (тема 11). Предисловие
способности, темперамент, характер Внутренняя регуляция деятельности: эмоции, воля < M О Потребности и мотивы: строение личности Развитие личности: личностный рост АРТЕ-ФАКТЫ Рис.2 Второй том (как и первый) содержит некоторые материалы лекционного курса, важные для понимания и организации текстов в каждой из тем. Так, в теме 8 представлены основные подходы к изучению индивидуальности (личности). Личность здесь понимается, как правило, в широком смысле, т.е. как индивидуальность — совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Тем самым центральное место в изучении способностей, темперамента, характера по праву принадлежит дифференциальной психологии, хотя их понятийные определения, факторы и закономерности развития суть предмет психологии общей. К этим двум полюсам и будут тяготеть излагаемые нами подходы (точные названия которых — в тексте), имеющие свою специфику, дополняющие друг друга. Так, при изучении способностей один подход занимается, прежде всего, их измерением, установлением наличия и степени выраженности индивидуальных свойств, а другой — возможностями развития, связанными, прежде всего, с развитием личности в целом. По-разному подходят здесь и к пониманию характера: в одном случае акцентируется его связь с природной основой — темпераментом, а в другом — с культурным, собственно личностным развитием, когда характер создается как форма поведения, сохраняющая наличную иерархию мотивов. Личность как индивидуальность рассматривается и в теме 9, при построении типологий, поэтому слова «характер» и даже «темперамент» часто выступают здесь как ее синонимы. Например, тип характера (или личности) следует отличать от простого набора («емкости») совпадающих индивидуальных свойств: это — целостная совокупность взаимосвязанных черт (и способов поведения), обладающая общей структурой. Различаются и стратегии построения типологий, классификаций индивидуальности: Предисловие 11
В темах 10 и 11 рассматриваются единство эмоционально-волевой регуляции деятельности, основные аспекты изучения эмоций, а также общие ситуации, требующие (или нет) произвольной и волевой регуляции. Сейчас же еще раз подчеркнем, что разделение природного организма и социального индивида, собственно личности, совпадает с общепринятой очередностью рассмотрения основных классов эмоциональных состояний в теме 10. Так, во-первых, выделяют аффекты — кратковременные, ярко выраженные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности, близкие по изначальному содержанию понятия «стресс». Во-вторых, эмоциональные состояния и процессы нашей повседневной социальной жизни — собственно эмоции, которые связаны (как и аффекты) с конкретными ситуациями, но возникают уже при их представлении — воспоминании, предвосхищении. Заметим, что наиболее изучены среди них (в том числе — экспериментально) отрицательные эмоции, вызывающие трудности при регуляции поведения. И в-третьих, чувства — устойчивые (т.е. уже внеситуативные), личностно значимые эмоциональные состояния, управляемые с помощью культурных (предметных, символических) средств. К сожалению, даже у чувств бывают свои негативные (патологические) альтернативы, однако в принципе чувства произвольны и являются собственно человеческими переживаниями. Переходя к теме 11, отметим, что если эмоциональная регуляция часто бывает непроизвольной, то волевая является произвольной как минимум. Действительно, непроизвольны природные, натуральные психические функции, а функции высшие произвольны в своем формировании, связаны с усилием, задержкой естественного процесса, что, как правило, является результатом освоения культурных средств. Различие же между произвольной и волевой регуляцией состоит в следующем. При произвольной регуляции потребность, побуждающая субъекта к деятельности, дана ему естественно, и задача заключается в том, что при необходимости можно задержать, 12 Предисловие
Материалы второго тома составлены с учетом программ для семинарских занятий, разработанных проф. А.Г.Асмоловым и проф. В.К.Вилюна-сом, при активном участии ст. преп. Н.И.Наенко, доц. Е.Е.Насиновской и доц. А.А.Пузырея. Редакторы глубоко благодарны А.Г.Макалатия, М.В.Фа-ликман и Р.С.Шилко за активную помощь при подготовке издания. Изучение научной психологии личности — необходимый этап освоения общей психологии в целом, тесно связанный с личными интересами каждого. Кто знает, быть может успешное прохождение учебного материала позволит вам правильно, уже профессионально рассматривать индивидуальные черты различных людей, опознавать их психологические типы, а значит более терпимо и с пониманием относиться к другим и себе, осознавать собственные эмоциональные переживания и быть способным к волевой регуляции своего поведения. В.В.Петухов, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Тема 8 Личность как индивидуальность: способности, темперамент, характер
Вопросы к семинарским занятиям: О Общая и дифференциальная психология личности. © Понятие способностей: способности и задатки. Измерение и развитие способностей. © Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. Индивидуальный стиль деятельности. О Характер и его формирование. Характер и личность. Психологические различия между полами. О Общая и дифференциальная психология личности
|