Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПробелыСтр 1 из 5Следующая ⇒
О текстовых дефектах Конституции Российской Федерации
Закон, как и любой другой продукт человеческой деятельности, может быть сделан с ошибками. В созданном законе возможны ошибки концептуальные и текстовые. Концептуальные ошибки законов наносят существенный вред обществу и, при наличии соответствующих условий, исправляются. Текстовые ошибки обычно не замечаются или игнорируются, хотя при некотором стечении обстоятельств вред от них тоже может быть немалый. О концептуальных ошибках основного закона государства говорить не принято. К тому же вопрос о наличии концептуальной ошибки в законе чаще всего является дискуссионным. Что касается текстовых ошибок, то они более очевидны (для специалистов) и, несмотря на их кажущуюся безвредность, должны подвергаться анализу, чтобы подобные не допускались в дальнейшем. В настоящей работе ее автором отражены результаты проведенной им экспертизы текста Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) в его первоначальной редакции на предмет наличия в нем законотворческих ошибок текстового характера. Незначительные текстовые дефекты Конституции здесь не упоминаются. Внимание уделено только тем, которые допускают неясность текста Конституции, делают его нелогичным, искажают замысел авторов Конституции или могут стать причинами конституционных кризисов. Выявленные ошибки текста Конституции классифицированы следующим образом: 1) пробелы; 2) неунифицированные термины; 3) грамматические ошибки; 4) логические ошибки; 5) внутренние несоответствия и противоречия.
Пробелы
1.1. В статье 43 (части 2 и 3) содержатся условия получения разных уровней образования, а именно: дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего. Здесь недостает условия получения полного (среднего) общего образования. 1.2. В части 1 статьи 72 (пункт «а») записано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение соответствия Конституции и федеральным законам «конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов». Здесь упущены иные, кроме конституций и законов, нормативные правовые акты республик. 1.3. В части 2 статьи 92 записано, что Президент России прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его «стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Здесь отсутствует порядок прекращения указанных полномочий. А ситуация, в которой никто не имеет права объявить о «стойкой неспособности», может перерасти в конституционный кризис. 1.4. В части 3 статьи 92 записано, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Здесь не сказано, кому в этих случаях переходят права Президента. 1.5. В части 3 статьи 135 записано, что Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо «разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием... или выносится на всенародное голосование». Здесь отсутствует субъект, который принимает решение о способе принятия новой Конституции. Вероятно, Конституционное Собрание решит принять ее самостоятельно. Однако если проект Конституции не будет устраивать Президента или парламент, то они могут настаивать на «всенародном голосовании», после чего вероятен конституционный кризис. 1.6. В части 2 статьи 125 записано, что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции различных нормативных правовых актов. Здесь упущены дела о соответствии Конституции ненормативных правовых актов, например, о самостоятельном назначении Президентом России Генерального прокурора или об отклонении им федерального конституционного закона. 1.7. В Конституции предусмотрено принятие разного рода законов. Но в ней не указано, кто и в какие сроки должен внести соответствующие законопроекты в парламент. В результате некоторые из предусмотренных в Конституции законов были приняты через несколько лет после ее принятия (а могли быть не приняты и по сей день).
|