Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические ошибки. 4.1. В части 2 статьи 13 записано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной».






 

4.1. В части 2 статьи 13 записано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной».

Та или иная идеология, как совокупность идей, лежит в основе любой разумной деятельности, в том числе и в основе государственной политики, например, идеология справедливости, гражданского согласия, национальной безопасности, благополучия граждан.

4.2. В части 2 статьи 14 записано: «Религиозные объединения отделены от государства».

Государством у нас является Россия (см. ст. 1 Конституции), поэтому трудно себе представить, как от нее можно отделить религиозные объединения ее граждан. Видимо предполагалось, что эти объединения должны быть отделены от органов государственной власти, но получилась новая редакция известного лозунга об «отделении церкви от государства».

4.3. Глава 2 называется «Права и свободы человека и гражданина».

По закону логики между словом «человек» и словом «гражданин» нельзя ставить союз «и». Это все равно, что сказать: «в лесу живут волки и звери». В связи с этим следует отметить, что в статье 64, которая завершает главу 2, записано, что положения этой главы составляют основы правового статуса «личности», а не «человека и гражданина», то есть, правильно.

Кроме того, около десяти положений этой главы устанавливают не права и свободы, а обязанности (статьи 38, 43, 44, 57, 58, 59 и др.).

4.4. В части 2 статьи 38 записано: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

С юридической точки зрения одно и то же действие не может быть одновременно и правом, и обязанностью.

4.5. В части 3 статьи 43 записано: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование…».

Конкурс проводится с целью допущения к получению «бесплатного» высшего образования лучших, а не каждого. Следовало написать: «Высшее образование можно получить бесплатно на конкурсной основе».

4.6. В части 1 статьи 55 записано: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Однако перечисление – это действие и в данном контексте оно должно толковаться только как «упоминание всех» [1: с. 527] и никак не может толковаться как умаление чего-то.

4.7. В части 1 статьи 68 записано: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».

В действительности русский язык является государственным языком России не только на ее территории, но и за ее пределами.

4.8. В части 3 статьи 81 записано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России «более двух сроков подряд».

Логичнее было бы написать: «не может быть избрано на должность Президента более двух раз подряд», потому что действующая норма может быть истолкована таким образом: Президент может подавать в отставку незадолго до окончания срока своих полномочий и снова идти на выборы столько раз, сколько ему будет угодно. Примеры такого толкования уже имели место на выборах глав субъектов Российской Федерации.

4.9. В статье 94 записано, что парламент Российской Федерации «является представительным и законодательным органом».

Слово «законодательный» отражает основную функцию парламента, но употребление вместе с ним слова «представительный» нелогично, потому что в данном контексте представительный – это выборный, отражающий интересы [1: с. 599]. То есть, представительным парламент является по своей сути. Мы же не пишем, что Президент «является человеком и главой государства». Представительская функция парламента проявляется не сама по себе, а при осуществлении им конкретных его функций: законодательной, контрольной и др.

4.10. В части 1 статьи 104 записано, что право законодательной инициативы, в частности, принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации и законодательным органам субъектов Российской Федерации.

Нелогично предоставление этого права как Совету Федерации, если такое же право имеет каждый его член, так и законодательным органам субъектов Российской Федерации, если такое же право принадлежит их представителям в Совете Федерации (см. ч. 2 ст. 95).

4.11. В части 1 статьи 110 записано: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».

Коллегиальный орган, принимающий решения голосованием, в принципе не может осуществлять исполнительную власть. Ее могут осуществлять постоянно действующие (а не заседающие один раз в месяц) административные органы и соответствующие должностные лица. Другое дело, что Правительство является высшим органом исполнительной власти.

4.12. В статье 133 сказано, что местное самоуправление в России гарантируется «запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

О том, что у местного самоуправления не может быть прав, уже сказано. Но нелогично писать в Конституции и о запрете на ограничение установленных ею прав, которые должны соблюдаться и без того. Иначе после каждого конституционного права в конституции надо писать, что ограничение этого «гарантируется запретом». Кстати, собственно о запрете названных прав в Конституции не сказано.

4.13. В статье 134 записано, что предложение «о поправках … Конституции» может вносить Государственная Дума.

Это нелогично, потому что поправки к Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 136). Это означает, что соответствующий законопроект Государственная Дума должна внести в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104).

4.14. В части 2 статьи 135 записано, что если предложение о пересмотре положений «глав 1, 2 и 9» Конституции России будет поддержано определенным числом парламентариев, то созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции России.

Во-первых, по закону логики, союз «и» между номерами глав Конституции означает, что «предложение о пересмотре» должно быть направлено на пересмотр не одной, а всех трех названных глав. Что представляется нелогичным и вряд ли соответствует замыслу авторов Конституции.

Во-вторых, если согласно части 3 этой же статьи Конституционное Собрание должно рассматривать не предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, а совсем другой вопрос (о неизменности Конституции либо о разработке проекта новой Конституции), то было бы логично, если бы и предложение было «о разработке проекта новой Конституции». Иначе предложение «о пересмотре» совершенно любого положения из названных глав, пусть и самого наименее значимого, становится не причиной, а поводом для принятия новой Конституции.

Здесь же сказано, что разработанный Конституционным Собранием проект новой Конституции принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование. Но если в части 3 этой статьи предусмотрен федеральный конституционный закон только о созыве Конституционного Собрания, то надо полагать, что порядок своей работы оно будет определять самостоятельно, в том числе само определять, каким образом будет приниматься новая Конституция России. Однако нелогично, чтобы Конституционное Собрание выносило свой проект на всенародное голосование, потому что отрицательный результат этого голосования (а его исключать нельзя) будет означать бесславный конец его работы. Вероятнее всего участники или члены Конституционного Собрания захотят стать отцами новой Конституции России и примут ее сами.

4.15. В Конституции содержатся нелогичные словосочетания:

1) «органы государственной власти Российской Федерации» и «федеральные органы государственной власти» (органы власти России не могут быть негосударственными);

2) «нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» (нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут быть неправовыми; кстати, в части 2 статьи 125 (п. «б») применен термин «нормативные акты субъектов Российской Федерации»);

3) «законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации» (см. обоснование выше);

4) «стойкая неспособность» (стойкий – это прочный, неослабевающий [1: с. 795] и поэтому можно говорить о стойкой способности, но не о неспособности);

5) арбитражные суды (арбитраж – это суд, например, в СССР хозяйственные споры разрешал Государственный арбитраж при Совете Министров СССР).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал