![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. В. Петухов, В. В. Столин
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ1 Индивидуальные особенности человека рассматриваются в психологии в нескольких направлениях. Выделяют такие их области, как способности, темперамент, характер. Различия между людьми прослеживают и по отдельным психическим процессам, описывая диапазоны характеристик восприятия, внимания, памяти и др. Но есть общие особенности индивидуального развития, которые затрагивают все психические процессы, свойства и качества человека. Это — его пол и возраст. Свойства и качества людей, определяемые их половой и возрастной принадлежностью, можно описывать и изучать на уже выделенных трех уровнях индивидуальности. Так, половозрастными являются прежде всего особенности организма, его морфологическое строение, физиологические, гормональные процессы и особенности психики, так или иначе связанные с ними. Становление половых признаков и возрастные изменения, задаваемые генетически, подчиняют индивидуальное развитие природным, биологическим законам. Его общественная обусловленность также подкрепляется рядом нормативных предписаний. Становление социального индивида основано на распределении половых ролей и обеспечивается культурными средствами их присвоения — образцами социального поведения и типичных черт мужчин и женщин, т.е. стереотипами маскулинности и фемининности. Представления о типичных способах поведения, психических качествах существуют также и для каждого возрастного периода. Становление половой идентичности есть одновременно результат процесса социализации индивида и одно из условий развития личности, в ходе которого человек осознает социальные стереотипы и через соб-
|