![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические различия между полами
В научной психологии проблема выявления и объяснения половых различий имеет два аспекта. С одной стороны, источник поиска и даже выбор предметных областей для выделения маскулинных и фемининных психологических качеств восходит к традиционной дихотомии мужского и женского начала, точнее, соответствующих социальных стереотипов. Сами эти качества нередко совпадают с теми, что необходимы для присвоения половых ролей. С другой стороны, строгое объективное исследование направлено на констатацию действительных различий между полами и, тем самым, позволяет проверить наличие таких, которые «должны существовать» согласно полоролевым нормативным ожиданиям. Конечно, в своих гипотезах исследователь не всегда свободен от многочисленных житейских поверий, смешивающих нормативные качества с реальными. Но тем интереснее изучение действительных психологических различий между полами, результаты которого часто ставят под сомнение устоявшиеся «эталоны». Сравнительные исследования межполовых различий охватывают как познавательную, так и мотивационную сферы человека. Начнем с изложения гипотез и результатов исследования умственных способностей. Житейские стереотипы полоролевого поведения сходны с привычными ролями мужа и жены. Работящая, усидчивая жена и деловой, инициативный муж — основа представлений о межполовых различиях по умственным способностям. Одно из них — гипотеза о том, что девочки успешнее осваивают простые навыки, монотонную работу, мальчики лучше справляются с творческими задачами, требующими выделения необычных свойств. В исследованиях эта гипотеза (получившая название гипотезы Бровермана) проверялась по частям. Типичный тест на образование простых навыков — выработка условных рефлексов — позволяет привлекать любые возрастные группы. Исследования обусловливания у младенцев и дошкольников (звуковой и зрительный материал), а также младших школьников и подростков (вербальный материал) не выявили межполовых различий. Впрочем, в отдельных случаях девочки действительно превосходят мальчиков в скорости установления условных связей, но объясняется это «побочным» обстоятельством — их повышенной тревожностью. Сходные результаты получены при выполнении мальчиками и девочками заданий, предполагающих творческое, оригинальное мышление. Так, количество необычных ответов по методике парных ассоциаций (нужно связать два понятия, различные по смыслу) у обоих полов оказа- 186 Тема 8, Личность как индивидуальность...
Интересен другой устойчивый признак различения специальных умственных способностей по половому принципу — та чувственная модальность, с которой эти способности связаны. Общая теория напоминает известное положение о межполушарной асимметрии: девочки имеют преимущество в сфере слуховых (и вербальных) навыков, мальчики — в сфере наглядно-пространственной. Конкретные предположения касаются уже самого раннего, младенческого возраста. Однако гипотеза о том, что в этом возрасте девочки предпочитают слуховую, а мальчики — визуальную стимуляцию, в последних исследованиях не подтверждается. Показательно, что независимо от модальности более значимыми для тех и для других оказываются так называемые социальные стимулы (например, лица людей в отличие от геометрических фигур). Неоднозначное подтверждение получает и знаменитая гипотеза о том, что девочкам более доступны вербальные задачи, а мальчикам — математические и наглядно-пространственные. Ее принятие не может быть полным и требует учета возрастной динамики развития способностей. Так, распространенное мнение о более раннем вербальном развитии девочек, подтвержденное работами 1930—40-х гг., пока еще (по данным для детей до 3-х лет) не имеет достаточных статистических оснований. Во всяком случае, позднее, в дошкольном возрасте, девочки не имеют соответствующего преимущества перед мальчиками (за исключением групп детей с умственной отсталостью). Оно появляется примерно к 10 годам и проявляется здесь как в более высокой беглости чтения, так и в лучшем развитии речевых навыков. Интересна возможная связь этих половых различий с особенностями социального развития: именно в подростковом возрасте девочки с большим интересом обсуждают и лучше вербализируют свои телесные и психические переживания (хотя объясняют их не точнее мальчиков). Преимущество в математических способностях, которое по традиции приписывается мальчикам, также обнаруживается достаточно поздно, в раннем юношеском возрасте (до этого половые различия имеют место в группах детей с умственной отсталостью, однако здесь лучше осваивают понятия числа и простые арифметические навыки не мальчики, а девочки). Юноши действительно превосходят девушек по средним Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 187
Аналогично выявление половых различий и по наглядно-пространственным способностям. Последние проверяются по заданиям, требующим мысленного поворота фигуры или нахождения простой фигуры, «вставленной» в сложную конфигурацию. По результатам таких тестов мальчики начинают превосходить девочек в среднем после 10—12 лет, хотя некоторые из них могут иметь очень низкие оценки, в то время как отдельные девочки — очень высокие. До этого возраста достаточно широкие различия, например, в результатах теста «Вставленные фигуры», не относятся к половым. Нужно подчеркнуть, что данный показатель более дифференцированного когнитивного стиля не следует считать общим преимуществом мужского «аналитического ума», с другими тестами на «выделение фигуры из контекста» девушки справляются не хуже, а иногда и лучше юношей. Очевидно, эти трудности связаны именно с наглядно-пространственной сферой. Успехи в интеллектуальном развитии тесно связаны со стремлением их достижения. При этом уровень мотивации достижения1 — еще один традиционный пункт сравнения мужчин и женщин. Относительно малое количество женщин, достигших крупных успехов в научных областях, нередко принимается за показатель отсутствия у них стремления к достижению (начиная с детского возраста). Однако во время школьного обучения, особенно в младших классах, девочки больше, чем мальчики, ориентированы на высокую академическую успеваемость, и, как правило, доказывают это на деле. Правда, мальчики, интересы которых выходят за рамки школьных в среднем чаще, чем у девочек, более склонны к соревнованию (между собой), но девочки не уступают сверстникам в интеллектуальном развитии. Не обнаружено половых различий и в настойчивости, упорстве при решении задач. Не получило достаточного фактического подтверждения и распространенное мнение о том, будто девочки стремятся к внешней похвале, а мальчики проявляют больший интерес к содержанию своих занятий. Во всяком случае, к мнению и поддержке взрослых — родителей, учителей — оба пола чувствительны в равной мере. Интересна возрастная динамика оценки будущих успехов на основе текущих реальных достижений. Среди подростков различий в самооценке развития способностей и самоуважении в целом не обнаруживается. Однако в студенческие годы положение меняется: студентки прогнозируют свои профессиональные достижения (при равных со студентами учебных успехах) менее оптимистично, напротив, среди студентов стереотип маскулинности, предметно-инструментальный стиль поведения и стремление к успеху обретает наиболее яркое и сильное проявление.
188 Тема 8. Личность как индивидуальность...
К объективным показателям общей активности обычно относят количество и интенсивность двигательных, поведенческих реакций. В первые годы жизни половых различий по таким показателям не обнаруживается. В ряде случаев они появляются после 2-х лет. Например, с этого возраста мальчики более активны, чем девочки, в совместной игре, причем в игре в одиночку различий не наблюдается. Взаимная активность мальчиков имеет специфические черты и, возможно, биологические причины. Показательны результаты опыта, произведенного на молодых обезьянах: если они содержались поодиночке (или вместе с матерями), то самцы и самки были равно активны, если же две пары «мать—ребенок» могли видеть друг друга (например, разделялись стеклянной перегородкой), то самцы проявляли гораздо большую активность. Хорошо известен и характер взаимного возбуждения при встрече молодых самцов (отличный от того, что наблюдается при встрече самок, а также самок и самцов): это агрессивность, стремление к физическому превосходству, вызов его испытать. По-видимому, половые различия относятся к наличию у самцов особых биологических сигналов, побуждающих к агрессивному поведению и к постоянной готовности реагировать на них. Агрессивность — эмпирически установленный признак различения полов по темпераменту. Начиная с 2-летнего возраста, как в естественных, так и в искусственных условиях, мальчики более агрессивны, чем девочки. Это относится как к физическим, так и к вербальным проявлениям агрессии, причем последние обычно предшествуют первым, служат средствами доминирования в совместных играх. Данные половые различия универсальны и отмечаются во всех обществах и культурах, где проводились исследования. Понятно желание связать маскулинную агрессивность с особенностями мужской физиологии, найти ее объективно-телесный показатель. Одним из таких показателей является уровень мужского гормона — андрогена: он коррелирует со многими (правда, не со всеми) проявлениями агрессивного поведения, а введение андрогена приводит к их усилению. Интересна гипотеза о «латентной» агрессивности женщин, якобы не меньшей, чем у мужчин, но ограниченной нормами полоролевого поведения. Проявляется эта агрессивность в специальных экспериментах: спонтанные агрессивные реакции у девочек довольно редки, но если их спровоцировать (показ и предложение выбрать среди других возможные способы поведения в различных ситуациях), то девочки с готовностью осваивают агрессивные «модели» реагирования. И все же гипотеза сомни- Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 189
Высокая агрессивность мальчиков может быть связана с другими характерными чертами, например, с сопротивлением требованиям взрослых. Как правило, требования типа «Прекрати!», «Положи на место!» девочки выполняют немедленно, а мальчики продолжают начатое действие, пока «нажим» не станет сильнее. Стремление настоять «на своем» нередко считают проявлением более общего стремления к лидерству, доминированию, тем самым объединяя его с мужской агрессивностью. Действительно, мальчики чаще, чем девочки, пытаются подчинить себе сверстников, иногда даже взрослых, но довольно редко девочек (которые сопротивляются подобным попыткам). Вопрос о половых различиях в доминировании над другими остается открытым, поскольку от 4-х лет до ранней юности общение детей разделяется обычно как раз по половому принципу. С возрастом лидировать на основании физического («силового») превосходства становится труднее: не исчезая само по себе, оно теряет силу, значимость. Интересы молодых людей настолько разносторонни, что лидер в одном деле может не обладать авторитетом в каком-либо другом. Во всяком случае, связь доминирования с агрессией в этом возрасте существенно ослабляется. К выделению половых различий в способах социального взаимодействия подходят и с другой стороны — от стереотипа фемининности. В его состав по традиции включают стремление к подчинению, конформность и, как иногда говорят, социабельность. Житейский опыт подсказывает, что девочки чаще хотят нравиться, быть «любимыми», в раннем детстве они более привязаны к родителям, лучше контактируют с другими взрослыми людьми, да и позднее более чувствительны к мнениям и реакциям, не терпят одиночества и т.д. Фактических же подтверждений всему этому немного. Так, ни в одном исследовании не установлено половых различий в чувствительности к социальной стимуляции; у детей обоих полов она достаточно высока. Больше сходного, чем различного, и в отношениях детей с родителями: как девочки, так и мальчики требуют родительского внимания, особенно в стрессовых ситуациях, и часто готовы им пренебречь ради освоения нового социального окружения. Существуют некоторые свидетельства о том, что, оставаясь без присмотра, более склонны к 190 Тема 8. Личность как индивидуальность..,
Более высокая чувствительность девочек к эмоциональным состояниям других, их отзывчивость, сопереживание также оказываются данью житейскому поверью. По результатам исследования, дети обоих полов в равной мере способны к идентификации с чувствами другого человека, готовы помочь ему, обрадовать, снять эмоциональное беспокойство. Наиболее яркий материал для межполового сравнения характерных способов социального поведения дает «переходный» — подростковый возраст. Рассмотрим кратко его типичные черты, относительно независимые от индивидуальных различий, Среди возрастных особенностей подростков — мальчиков и девочек — обычно выделяют стремление любым (не всегда адекватным) путем занять достойное положение в коллективе сверстников и в семье, избежать изоляции в классе и в группе близких друзей (порождающее повышенный интерес к «соотношению сил» внутриклассных группировок), отмежеваться от всего «детского», отсутствие авторитета возраста, повышенную требовательность к взрослым (в частности, восприимчивость к ошибкам учителей) и непринятие «необоснованных» запретов, ярко выраженную эмоциональность, чувствительность к неудачам, тенденцию фантазировать и мечтать о будущем при переоценке своих возможностей и боязнь утратить созданный идеал, интерес к своему физическому и умственному развитию и т.д. Половые различия затрагивают в той или иной мере фактически все указанные особенности, прежде всего характер общения и социальные интересы. Подростки-мальчики общаются обычно в больших компаниях, девочки (особенно в школе) — более интимно, парами или тройками. В общении мальчики эмоционально-сдержанны, склонны к соревнованию, у них обычно не принято выражение личных привязанностей и «нежных чувств», а девочки ценят именно откровенность и эмоциональный контакт, объединяясь не по сходству интересов, а по личной симпатии. Мальчики нередко входят в две малые группы одного и того же класса согласно разным предметным основаниям, избегают «закрытых» группировок и стремятся стать членами малых коллективов старшеклассников. Напротив, девочки избегают попадать в компании старшеклассниц и охотно (но без демонстрации и нажима) входят в состав мальчишеских группировок сверстников. Вместе с тем они более чувствительны к колебаниям эмоционального климата внутри класса и могут остро реагировать на нейтральную позицию учителя в борьбе учеников за лидерство в классном коллективе. Девочки, как правило, более исполнительны, реже своевольничают и бравируют недостатками. Но именно они в среднем дольше сохраняют интерес к промашкам наставников (а также к любым разговорам в их среде), в то время как мальчики чаще поддерживают уважаемых учителей. Девочки обычно стремятся заслужить авторитет успехами Петухов В.В., Столин 8.6. Половозрастные особенности психики 191
Старшие подростки утверждаются в своей сексуальной идентичности, принимая внутренние позиции соответственно «мужчин» и «женщин». Мальчики больше не враждуют с девочками, а девочки не игнорируют сверстников и даже ухаживания с их стороны. В этом возрасте они действительно хотят нравиться, затрачивая на это немало усилий и несколько переоценивая значение внешней привлекательности. Телесная угловатость травмирует их, в отличие от мальчиков, которые легко адаптируются к недостаткам своей наружности. Мальчики-подростки отличаются влюбчивостью преимущественно романтического характера, обычно лишенной строгой избирательности и б, ез ожидания взаимности, с чем, по-видимому, связаны их сексуальная аморфность, равнодушие к половой морали, подчеркнутое восхищение избранным предметом (и демонстративное пренебрежение к другим сверстницам). Девочки же любят избирательно, их мечты о желанном герое имеют сексуальную окраску; допуская разрушение сексуального барьера, они восприимчивы к половой морали и рассчитывают на взаимное чувство. Интересно, что если в младшем подростковом возрасте девочки обычно остро чувствительны к разделению людей по признаку пола, то в старшем эта чувствительность утрачивается и подчас наблюдается удивительный «когнитивный диссонанс»: чувство приоритета своего пола может сочетаться у девочек с выраженной неприязнью к женщинам и скрытой завистью к мужчинам. Более ранняя по сравнению с мальчиками готовность к любви имеет, таким образом, и свои специфические проблемы. Завершая характеристику общих психологических различий между полами, нужно обсудить женскую принадлежность чувства материнства. У животных оно подчинено и обеспечено законами природы: гормоны, связанные с беременностью и деторождением, «заставляют» мать кормить, охранять, обучать малыша. Роль таких гормонов у человека еще 192 Тема 8. Личность как индивидуальность...
Тема 9 Типология индивидуальности
Вопросы к семинарским занятиям: О Строение тела и характер. Стратегии определения психотелесных соответствий. © Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды. © Проблема и критерии выделения психологических типов. Индивидуальность человека и развитие личности. О Социально-типическое и индивидуальное в личности. Социальный и национальный характер.
|