Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биология пола человека: половой диморфизм
Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, называемое диморфизмом, относится прежде всего к структуре человеческого тела. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Между тем именно в биологии термин «пол» имеет наибольшее число значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов — половой дифференциации. Сочетание хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяет генетический (хромосомный) пол будущего ребенка (XX — девочка, XY — мальчик). На этом основании примерно на 7-й неделе развития зародыша образуются половые железы, т.е. его гонадный пол. Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, продолжающие половую дифференциацию и составляющие гормональный пол: во-первых, под их влиянием формируется внутренний и внешний морфологический пол (последний называют также генитальной внешностью); во-вторых, происходит разделение соответствующих мозговых центров (в области гипоталамуса), задающее основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни, и дальнейшие качественные изменения в половом развитии являются уже постнатальными. При рождении ребенка на основании генитальной внешности определяют его гражданский (паспортный) пол. В соответствии с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственной телесной внешности и т.д. Однако половое воспитание — это не отдельный биологический процесс. Биологическим является еще один этап дифференциации полов — период созревания, или пубертатный период. Полноценное функционирование мозговых центров и половых гонад формирует пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологические (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное прохождение этого периода, о котором будет рассказано ниже, завершается осознанием половой идентичности. Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроизведением человека как вида. Разделение полов соответствует двум фундаментальным тенденциям, равно необходимым для функционирования биологической системы, наследственности: генетическому воспроизводству ее внутренних свойств и их изменчивости, обеспечивающей приспособление Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 179 к изменениям внешней среды. В этом и состоит эволюционное обоснование, значение полового диморфизма. За неизменное сохранение генетического кода биологической системы «отвечает» женская особь, а за его возможные вариации, попытки развития, соответствующие новым полезным контактам со средой, — мужская. Иногда эти тенденции образно сравнивают с долговременной и оперативной памятью биологического вида. По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носителях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий создания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что самки обладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влияниям среды. Более высокий процент смертности самцов компенсируется их количественным перевесом на самых первых этапах развития: так называемое первичное отношение самцов и самок (на уровне генетического пола) равно 120—150: 100. Интересно, что биологическое создание самца — более трудный, неоднозначный процесс: при переходах на каждую новую ступень половой дифференциации необходимы влияния, дополнительные к генетическому полу. Если, например, в период формирования гормонального пола по тем или иным причинам влияние мужского гормона (андрогена) окажется недостаточным, то даже при сочетании XY образуется женская особь. Таким образом, процесс половой дифференциации не является линейным. Наивно было бы полагать, будто между хромосомным сочетанием, сложившимся в момент зачатия, и половой идентичностью взрослого человека существует однажды заданная жесткая программа. Даже собственно биологический, пренатальный процесс формирования пола разделен на качественные стадии, каждой из которых соответствует критический период, когда организм обладает особой чувствительнстью к определенным воздействиям, направляющим его по мужскому или женскому пути дальнейшего развития. Тем самым по отношению к каждой следующей стадии организм является биполовым, и половая дифференциация есть результат (а не фатальное условие) всего этого сложного процесса. <...> Половой диморфизм определяет многие конкретные закономерности развития организма. Однако точное различение женских (фемининных) и мужских (маскулинных) наборов индивидуальных черт оказывается проблемой даже тогда, когда рассматриваются только физические, телесные свойства. Конечно, основания для определения гражданского пола к моменту рождения ребенка говорят сами за себя. Однако полная половая определенность новорожденного содержит не только внешний, но и внутренний морфологический, а также гормональный (в том числе будущий пубертатный) пол. В процесс половой дифференциации и идентификации, далеко на завершенный, включаются теперь новые, социальные воздействия, условия воспитания. Бывает и так, что названный комплекс биологического пола настолько разнороден и неопределен, что гениталь-ная внешность оказывается обманчивой. В таких случаях трудно удер- 180 Тема 8. Личность как индивидуальность... жаться от интригующего вопроса: что же «победит» в итоге — «истинный» пол или пол воспитания? Участниками старинной дискуссии о роли врожденных и приобретенных факторов в развитии человека приходится признать, что фактические аргументы есть и у той, и у другой стороны. Как пол воспитания может становиться основным и определять поведение человека, двуполого при рождении, так и напротив, альтернативный ему биологический пол может «обнаруживаться» в пубертатном возрасте, несмотря на длительное воспитательное влияние. Становление половой идентичности человека — одно из направлений его социализации. Развитие тех или иных психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Точнее, природные возможности организма оказываются достаточно широкими, что относится и к половой дифференциации. Гормональные центры мозга любого организма всегда содержат потенциальные программы как для женского, так и для мужского поведения. Процесс половой идентификации определяется и направляется с помощью иных — социальных и культурных — средств. Стереотипы маскулинности и фемининности и становление половой идентичности1 Правильная половая идентификация ребенка — важная жизненная проблема овладения им собственным гражданским полом. Для этого в каждом обществе существуют определенные половые роли, т.е. социальные нормы, регламентирующие, чем должны или не должны заниматься представители того или другого пола. Дифференциация половых ролей связана с социальным положением мужчин и женщин и по традиции зависит от полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, меры их общественного признания и т.д. Аналогично, начальная система общественных институтов, образования и воспитания определяет нормативные требования к человеку данного возраста. Конкретным выражением таких требований и норм, доступным и адекватным для любого члена общества, являются социальные стереотипы. Средствами присвоения половых ролей служат принятые в данном обществе стереотипы маскулинности и фемининности. Это определенные представления о том, чем должны различаться мужчины и женщины по своим физическим и психическим свойствам. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и может существенно различаться в разных культурах. 1 Использованы материалы из кн.: Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. leiyxoe B.B., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 181 Традиционные культурные образы маскулинности и фемининности «штрастны и полярны. Разделение мужского и женского начал имеет ряд устойчивых символических закреплений. К ним относятся, например, свя-ш мужского начала с правой, женского — с левой стороной (что проявляет-: я в большинстве обрядов), с четными и нечетными числами; во многих февних мифах мужское начало трактуется обычно как активная, культур-1ая сила, женское — как пассивная, природная, взаимодействие которых де-нает возможным существование мира. Так, в мифологии Древнего Китая разделение символов «янь» и «инь» связывается, с одной стороны, со светом, теплом, сухостью, твердостью, а с другой — с тьмой, холодом, влажностью, мягкостью. Распространено также отождествление мужского начала с Солнцем, огнем, женского — с Луной, землей, водой. Достаточно устойчивыми оказываются также символы разделения полов и физических органов деторождения в традиционном современном фольклоре, при анализе сновидений: на одном полюсе объединяются сходные по метафорическому смыслу изображения змей, деревьев, самопишущих ручек, холодного и огнестрельного оружия, островерхих зданий и выступающих частей ландшафта, а на другом — округлых впадин, площадей, пещер, коробок, ваз и цветов, распахнутых настежь комнат и узких тоннелей. Среди стереотипных (но не всегда типичных) маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой и др. Противоположны фемининные стереотипные качества: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны не всегда могут быть подкреплены фактически, но они выполняют свои социальные функции. С опорой на определенную культурную норму, в соответствии с ней оцениваются и воспитываются члены любого общества. Важное значение для анализа указанных стереотипов имеют принятые нормы семейно-брачных отношений и особенно характер семейных ожиданий. Объективная сторона брака и семьи — это установленные законом социальные позиции супругов. Однако каждый человек вступает в брак с тем или иным набором ожиданий, т.е. представлений о допустимых брачных мотивах партнера, собственной роли в браке, «норме» семейной жизни, «правильном» поведении в браке — как собственном, так и партнера. Стереотипы маскулинности и фемининности — один из источников семейных ожиданий. По сравнению с социальными позициями членов семьи как результатом конкретных исторических условий, специфических для той или иной нации, эти стереотипы имеют более широкую социокультурную базу. Независимый, сильный, целеустремленный, с развитой деловой мотивацией и инструментальной сферой, доминирующий в отношениях и способный оказать поддержку мужчина и нежная, тактичная, тонко чувствующая и понимающая, несколько социально и инструментально беспомощная, ориентированная скорее на общение, нежели на дело, поэтичная 182 Тема 8. Личность как индивидуальность... и эмоциональная женщина — таковы инварианты социальных стереотипов маскулинности и фемининности. Конечно, становление половой идентичности индивида не обусловлено наличием таких стереотипов прямо и непосредственно. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности, быть присвоенными индивидом в качестве таковых. Данное направление процесса социализации и его результат — половая идентичность — требуют освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению. Уже к 1, 5 годам ребенок знает о своей половой принадлежности. Способность различать других людей по полу формируется в 3—4 года, хотя субъективными критериями этого различения могут выступать любые поверхностные и случайные свойства (например, одежда), причем ребенок допускает возможность их изменения у одного и того же человека. Факт необратимости половой принадлежности осознается ребенком в 6—7 лет, и это служит основой его полоролевой ориентации, т.е. формирования представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям определенной половой роли. Изучаемые в психологии механизмы становления половой идентичности человека характеризуют процесс его социализации с различных сторон, дополняющих друг друга. Так, с позиций теории социального научения — это процесс половой типизации, управляемый механизмами психического подкрепления со стороны взрослые. Родители и другие взрослые поощряют мальчиков (девочек) за маскулинное (фемининное) поведение и осуждают за противоположное ему. Однако процесс типизации через социальное подкрепление не может быть единственным, поскольку не объясняет достаточно широких индивидуальных вариаций (а иногда и отклонений) от полоролевых стереотипов и характеризует индивида только с одной стороны — как объекта социализации. Как бы в дополнение к этому представители когнитивной психологии выдвигают тезис осознанного принятия субъектом своей половой роли, т.е. самокатегоризации. Сначала ребенок получает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной и как они себя ведут, а затем старается сообразовывать свое поведение с этим представлением. Если типизация отражает становление половой идентичности с точки зрения воспитателей, то самокатегоризации — с точки зрения ребенка. Подчеркивание познавательных и сознательных аспектов принятия половой роли принижает, однако, значение аффективных и неосознаваемых психологических механизмов. Восполняет этот пробел классический психоанализ: половая социализация индивида раскрывается через механизм эмоциональной идентификации со взрослыми представителями своего пола, бессознательного подражания, имитации поведения родителей. Таким образом, каждое из направлений описывает разные стороны становления половой идентичности: обучение и тренировку, осознание себя, аффективные связи и отношения. Следует заметить, что помимо Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 183 отношений с родителями исключительное значение для половой социализации индивида имеет общество его сверстников, обладающее своими критериями маскулинности и фемининности, обычно завышенными по сравнению с принятыми в семье. Характер общения со сверстниками, как своего, так и противоположного пола существенно влияет на правильное психосексуальное развитие, а его отсутствие, особенно в подростковом возрасте, может оставить ребенка неподготовленным к сложным переживаниям пубертата. Период полового созревания является одним из критических этапов в развитии человека — организма, индивида, личности. Становление не только половой, но и сексуальной роли, идентичности — вот проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубертатного периода. Как и во всякий критический период, условия этого «переходного возраста» — телесные и психические — могут выступать препятствием на пути решения этой проблемы, и в их преодолении и закрепляется система психосексуальных ориентации. Период освоения сексуальной роли интересен не только сам по себе. Это один из ярких примеров становления «возрастной идентичности», адекватности человека, позволяющий проследить сензитивность к определенным воздействиям, попытки присвоения нового опыта, верные и неверные способы его осмысления, в том числе приводящие к задержкам половозрастного развития, к образованию инфантильных психических черт. «Переходный возраст» характеризуется рядом новообразований, озадачивающих подростков. Организмическое протекание пубертата зависит от индивидуальной половой конституции человека и может служить ее показателем (обычные критерии — менархе у девочек и эйякуля-ция у мальчиков). Новые телесные ощущения, вызванные гормональными процессами, эротическими переживаниями при их соотнесении с собственной половой принадлежностью, рождают интерес к любым, в том числе вторичным, сопутствующим пубертатным изменениям и особенностям тела. Типичные трудности в правильной оценке этих особенностей коренятся обычно в их несовпадении с завышенным социальным стереотипом маскулинности (фемининности). Так возникают беспокойства по поводу гинекомастии (увеличения грудных желез у мальчиков), хирсутизма (оволосения тела девочки), «недостаточных» размеров частей тела и его избыточного веса и др., о которых следует знать при педагогической работе, общении с подростками. Социальные стереотипы, присваиваемые, как правило, стихийно, определяют оценку подростками не только собственных половых признаков и эротических переживаний, но и связанных с пубертатом мастурбации, генитальных игр и других форм сексуального экспериментирования. Незнание о достаточно широких межиндивидуальных различиях нормальной половой конституции, степени распространенности этих форм, закономерностях протекания подобных процессов может порождать у 184 Тема 8. Личность как индивидуальность... практикующих их подростков серьезные психические трудности, приводить к социальной дезадаптации. Поэтому следует отличать умеренные способы саморегуляции половой функции, снижения повышенной постпубертатной возбудимости от навязчивых «инфантильных» форм полового поведения, подменяющих и вытесняющих нормативные в более взрослом возрасте. Заметим, что прямые педагогические воздействия, направленные на их устранение, обычно малоэффективны (и даже отрицательны). Положительные результаты дает косвенное снятие остаточных форм подросткового сексуального поведения через тактичное управление, развитие средств общения, помощь в осознании и принятии адекватной общественной позиции. Пубертатные гормоны определяют интенсивность сексуальных влечений, но не их направленность. Поэтому эротические ощущения и связанное с ними поведение, с одной стороны, и эмоциональная привязанность, первая влюбленность — с другой, могут быть независимыми в своих истоках и не совпадающими по содержанию. Нередко те и другие не совпадают предметно. Ранние детские впечатления, присвоенные культурные образцы, во многом определяющие содержание чувственных интересов, могут вступать в противоречие о теми (подчас неожиданными, шокирующими молодых людей) формами, в которых они переживаются, осуществляются в воображении. Именно это противоречие объясняет факт психологической разобщенности, аффектогенного сосуществования грубых, «бездуховных» эротических фантазий со стремлениями к нежной, возвышенной, «асексуальной» любви. Переживание «постыдности» первых, недопустимости их сочетания со вторыми (мнение, подкрепляемое традиционной педагогикой) препятствует психологической готовности человека к первой половой близости (сексуальной инициации), а иногда и осложняет совместную жизнь молодых супружеских пар. Примерами различных проявлений указанного противоречия, а также способов (как правило, стихийных) его преодоления полна классическая и художественная литература. В научной психологии изучаются, главным образом, типичные «защиты» от этой важной возрастной проблемы. Таковы, например, юношеский аскетизм, нарочито презрительное отношение к эротике как низменной, или интеллектуализм — признание ее не стоящей внимания. Эти и подобные психологические механизмы, возможные и функционально полезные в определенный возрастной период, когда проблема ждет своего решения, становятся задержками нормального психосексуального развития у взрослого человека: за постоянно подчеркнутым, преувеличенным морализированием стоит, как правило, инфантильная угнетенность собственными желаниями, неспособность управлять ими, неготовность к любви и страх перед жизнью. Адекватное присвоение половых ролей, использование стереотипов маскулинности и фемининности — необходимое условие социализации Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 185 индивида. Однако само разделение этих стереотипов, конечно, не предполагает их полного совпадения с реальными психологическими различиями между мужчиной и женщиной в разных возрастах.
|