Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биология пола человека: половой диморфизм






Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, назы­ваемое диморфизмом, относится прежде всего к структуре человеческого тела. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обус­ловленное биологически. Между тем именно в биологии термин «пол» имеет наибольшее число значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов — половой дифференциации.

Сочетание хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки опреде­ляет генетический (хромосомный) пол будущего ребенка (XX — девочка, XY — мальчик). На этом основании примерно на 7-й неделе развития за­родыша образуются половые железы, т.е. его гонадный пол. Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, продолжающие половую дифференциацию и составляющие гормональный пол: во-первых, под их влиянием формируется внутренний и внешний морфологический пол (последний называют также генитальной внешностью); во-вторых, проис­ходит разделение соответствующих мозговых центров (в области гипота­ламуса), задающее основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни, и дальнейшие качественные изменения в половом развитии являются уже постнатальными. При рождении ребенка на основании генитальной внеш­ности определяют его гражданский (паспортный) пол. В соответствии с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственной те­лесной внешности и т.д. Однако половое воспитание — это не отдельный биологический процесс. Биологическим является еще один этап диффе­ренциации полов — период созревания, или пубертатный период. Полно­ценное функционирование мозговых центров и половых гонад формирует пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические из­менения организма (вторичные половые признаки), так и физиологичес­кие (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное про­хождение этого периода, о котором будет рассказано ниже, завершается осознанием половой идентичности.

Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроиз­ведением человека как вида. Разделение полов соответствует двум фун­даментальным тенденциям, равно необходимым для функционирования биологической системы, наследственности: генетическому воспроизводству ее внутренних свойств и их изменчивости, обеспечивающей приспособление


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 179

к изменениям внешней среды. В этом и состоит эволюционное обоснова­ние, значение полового диморфизма. За неизменное сохранение генетичес­кого кода биологической системы «отвечает» женская особь, а за его воз­можные вариации, попытки развития, соответствующие новым полезным контактам со средой, — мужская. Иногда эти тенденции образно сравнива­ют с долговременной и оперативной памятью биологического вида. По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носителях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий со­здания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что самки об­ладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влия­ниям среды. Более высокий процент смертности самцов компенсируется их количественным перевесом на самых первых этапах развития: так назы­ваемое первичное отношение самцов и самок (на уровне генетического пола) равно 120—150: 100. Интересно, что биологическое создание самца — более трудный, неоднозначный процесс: при переходах на каждую новую ступень половой дифференциации необходимы влияния, дополнительные к генетическому полу. Если, например, в период формирования гормо­нального пола по тем или иным причинам влияние мужского гормона (андрогена) окажется недостаточным, то даже при сочетании XY образуется женская особь.

Таким образом, процесс половой дифференциации не является ли­нейным. Наивно было бы полагать, будто между хромосомным сочетани­ем, сложившимся в момент зачатия, и половой идентичностью взрослого человека существует однажды заданная жесткая программа. Даже собст­венно биологический, пренатальный процесс формирования пола разделен на качественные стадии, каждой из которых соответствует критический период, когда организм обладает особой чувствительнстью к определен­ным воздействиям, направляющим его по мужскому или женскому пути дальнейшего развития. Тем самым по отношению к каждой следующей стадии организм является биполовым, и половая дифференциация есть результат (а не фатальное условие) всего этого сложного процесса. <...>

Половой диморфизм определяет многие конкретные закономернос­ти развития организма. Однако точное различение женских (феминин­ных) и мужских (маскулинных) наборов индивидуальных черт оказыва­ется проблемой даже тогда, когда рассматриваются только физические, телесные свойства. Конечно, основания для определения гражданского пола к моменту рождения ребенка говорят сами за себя. Однако полная половая определенность новорожденного содержит не только внешний, но и внутренний морфологический, а также гормональный (в том числе бу­дущий пубертатный) пол. В процесс половой дифференциации и иденти­фикации, далеко на завершенный, включаются теперь новые, социальные воздействия, условия воспитания. Бывает и так, что названный комплекс биологического пола настолько разнороден и неопределен, что гениталь-ная внешность оказывается обманчивой. В таких случаях трудно удер-


180 Тема 8. Личность как индивидуальность...

жаться от интригующего вопроса: что же «победит» в итоге — «истин­ный» пол или пол воспитания? Участниками старинной дискуссии о роли врожденных и приобретенных факторов в развитии человека приходит­ся признать, что фактические аргументы есть и у той, и у другой сторо­ны. Как пол воспитания может становиться основным и определять пове­дение человека, двуполого при рождении, так и напротив, альтернативный ему биологический пол может «обнаруживаться» в пубертатном возрас­те, несмотря на длительное воспитательное влияние.

Становление половой идентичности человека — одно из направле­ний его социализации. Развитие тех или иных психических качеств, спо­собов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Точнее, природные возможности организма оказываются достаточно широкими, что относится и к половой дифференциации. Гормональные центры моз­га любого организма всегда содержат потенциальные программы как для женского, так и для мужского поведения. Процесс половой идентифика­ции определяется и направляется с помощью иных — социальных и культурных — средств.

Стереотипы маскулинности и фемининности и становление половой идентичности1

Правильная половая идентификация ребенка — важная жизненная проблема овладения им собственным гражданским полом. Для этого в каждом обществе существуют определенные половые роли, т.е. социаль­ные нормы, регламентирующие, чем должны или не должны заниматься представители того или другого пола.

Дифференциация половых ролей связана с социальным положени­ем мужчин и женщин и по традиции зависит от полового разделения тру­да, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, меры их общественного признания и т.д. Аналогично, начальная система обще­ственных институтов, образования и воспитания определяет нормативные требования к человеку данного возраста. Конкретным выражением та­ких требований и норм, доступным и адекватным для любого члена об­щества, являются социальные стереотипы.

Средствами присвоения половых ролей служат принятые в данном обществе стереотипы маскулинности и фемининности. Это определенные представления о том, чем должны различаться мужчины и женщины по своим физическим и психическим свойствам. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и может существенно различаться в разных культурах.

1 Использованы материалы из кн.: Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.


leiyxoe B.B., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 181

Традиционные культурные образы маскулинности и фемининности «штрастны и полярны. Разделение мужского и женского начал имеет ряд устойчивых символических закреплений. К ним относятся, например, свя-ш мужского начала с правой, женского — с левой стороной (что проявляет-: я в большинстве обрядов), с четными и нечетными числами; во многих февних мифах мужское начало трактуется обычно как активная, культур-1ая сила, женское — как пассивная, природная, взаимодействие которых де-нает возможным существование мира. Так, в мифологии Древнего Китая разделение символов «янь» и «инь» связывается, с одной стороны, со светом, теплом, сухостью, твердостью, а с другой — с тьмой, холодом, влажностью, мягкостью. Распространено также отождествление мужского начала с Солнцем, огнем, женского — с Луной, землей, водой. Достаточно устойчивы­ми оказываются также символы разделения полов и физических органов деторождения в традиционном современном фольклоре, при анализе сно­видений: на одном полюсе объединяются сходные по метафорическому смыслу изображения змей, деревьев, самопишущих ручек, холодного и огнестрельного оружия, островерхих зданий и выступающих частей ланд­шафта, а на другом — округлых впадин, площадей, пещер, коробок, ваз и цветов, распахнутых настежь комнат и узких тоннелей.

Среди стереотипных (но не всегда типичных) маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой и др. Противоположны фемининные сте­реотипные качества: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны не всегда могут быть подкреплены фак­тически, но они выполняют свои социальные функции. С опорой на опре­деленную культурную норму, в соответствии с ней оцениваются и воспи­тываются члены любого общества.

Важное значение для анализа указанных стереотипов имеют приня­тые нормы семейно-брачных отношений и особенно характер семейных ожиданий. Объективная сторона брака и семьи — это установленные за­коном социальные позиции супругов. Однако каждый человек вступает в брак с тем или иным набором ожиданий, т.е. представлений о допус­тимых брачных мотивах партнера, собственной роли в браке, «норме» се­мейной жизни, «правильном» поведении в браке — как собственном, так и партнера. Стереотипы маскулинности и фемининности — один из ис­точников семейных ожиданий. По сравнению с социальными позициями членов семьи как результатом конкретных исторических условий, специ­фических для той или иной нации, эти стереотипы имеют более широкую социокультурную базу.

Независимый, сильный, целеустремленный, с развитой деловой мо­тивацией и инструментальной сферой, доминирующий в отношениях и способный оказать поддержку мужчина и нежная, тактичная, тонко чув­ствующая и понимающая, несколько социально и инструментально беспо­мощная, ориентированная скорее на общение, нежели на дело, поэтичная


182 Тема 8. Личность как индивидуальность...

и эмоциональная женщина — таковы инварианты социальных стереоти­пов маскулинности и фемининности.

Конечно, становление половой идентичности индивида не обус­ловлено наличием таких стереотипов прямо и непосредственно. Они дол­жны стать средствами осознания собственной половой принадлежности, быть присвоенными индивидом в качестве таковых. Данное направление процесса социализации и его результат — половая идентичность — тре­буют освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению.

Уже к 1, 5 годам ребенок знает о своей половой принадлежности. Способность различать других людей по полу формируется в 3—4 года, хотя субъективными критериями этого различения могут выступать лю­бые поверхностные и случайные свойства (например, одежда), причем ре­бенок допускает возможность их изменения у одного и того же челове­ка. Факт необратимости половой принадлежности осознается ребенком в 6—7 лет, и это служит основой его полоролевой ориентации, т.е. форми­рования представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям опреде­ленной половой роли.

Изучаемые в психологии механизмы становления половой идентич­ности человека характеризуют процесс его социализации с различных сто­рон, дополняющих друг друга. Так, с позиций теории социального научения — это процесс половой типизации, управляемый механизмами психического подкрепления со стороны взрослые. Родители и другие взрослые поощря­ют мальчиков (девочек) за маскулинное (фемининное) поведение и осужда­ют за противоположное ему. Однако процесс типизации через социальное подкрепление не может быть единственным, поскольку не объясняет дос­таточно широких индивидуальных вариаций (а иногда и отклонений) от полоролевых стереотипов и характеризует индивида только с одной сторо­ны — как объекта социализации. Как бы в дополнение к этому предста­вители когнитивной психологии выдвигают тезис осознанного принятия субъектом своей половой роли, т.е. самокатегоризации. Сначала ребенок получает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной и как они себя ведут, а затем старается сообразовывать свое поведение с этим представлением. Если типизация отражает становление половой идентичности с точки зрения воспитателей, то самокатегоризации — с точ­ки зрения ребенка. Подчеркивание познавательных и сознательных аспек­тов принятия половой роли принижает, однако, значение аффективных и неосознаваемых психологических механизмов. Восполняет этот пробел классический психоанализ: половая социализация индивида раскрывается через механизм эмоциональной идентификации со взрослыми представи­телями своего пола, бессознательного подражания, имитации поведения родителей. Таким образом, каждое из направлений описывает разные сто­роны становления половой идентичности: обучение и тренировку, осозна­ние себя, аффективные связи и отношения. Следует заметить, что помимо


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 183

отношений с родителями исключительное значение для половой социали­зации индивида имеет общество его сверстников, обладающее своими кри­териями маскулинности и фемининности, обычно завышенными по сравне­нию с принятыми в семье. Характер общения со сверстниками, как своего, так и противоположного пола существенно влияет на правильное психосек­суальное развитие, а его отсутствие, особенно в подростковом возрасте, мо­жет оставить ребенка неподготовленным к сложным переживаниям пу­бертата.

Период полового созревания является одним из критических эта­пов в развитии человека — организма, индивида, личности. Становление не только половой, но и сексуальной роли, идентичности — вот проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубер­татного периода. Как и во всякий критический период, условия этого «переходного возраста» — телесные и психические — могут выступать препятствием на пути решения этой проблемы, и в их преодолении и закрепляется система психосексуальных ориентации.

Период освоения сексуальной роли интересен не только сам по себе. Это один из ярких примеров становления «возрастной идентичности», адекватности человека, позволяющий проследить сензитивность к опреде­ленным воздействиям, попытки присвоения нового опыта, верные и невер­ные способы его осмысления, в том числе приводящие к задержкам по­ловозрастного развития, к образованию инфантильных психических черт.

«Переходный возраст» характеризуется рядом новообразований, озадачивающих подростков. Организмическое протекание пубертата за­висит от индивидуальной половой конституции человека и может слу­жить ее показателем (обычные критерии — менархе у девочек и эйякуля-ция у мальчиков). Новые телесные ощущения, вызванные гормональными процессами, эротическими переживаниями при их соотнесении с собствен­ной половой принадлежностью, рождают интерес к любым, в том числе вторичным, сопутствующим пубертатным изменениям и особенностям тела. Типичные трудности в правильной оценке этих особенностей ко­ренятся обычно в их несовпадении с завышенным социальным стереоти­пом маскулинности (фемининности). Так возникают беспокойства по по­воду гинекомастии (увеличения грудных желез у мальчиков), хирсутизма (оволосения тела девочки), «недостаточных» размеров частей тела и его избыточного веса и др., о которых следует знать при педагогической ра­боте, общении с подростками.

Социальные стереотипы, присваиваемые, как правило, стихийно, оп­ределяют оценку подростками не только собственных половых признаков и эротических переживаний, но и связанных с пубертатом мастурбации, генитальных игр и других форм сексуального экспериментирования. Незнание о достаточно широких межиндивидуальных различиях нор­мальной половой конституции, степени распространенности этих форм, закономерностях протекания подобных процессов может порождать у


184 Тема 8. Личность как индивидуальность...

практикующих их подростков серьезные психические трудности, приво­дить к социальной дезадаптации. Поэтому следует отличать умеренные способы саморегуляции половой функции, снижения повышенной постпу­бертатной возбудимости от навязчивых «инфантильных» форм полового поведения, подменяющих и вытесняющих нормативные в более взрослом возрасте. Заметим, что прямые педагогические воздействия, направленные на их устранение, обычно малоэффективны (и даже отрицательны). Поло­жительные результаты дает косвенное снятие остаточных форм подрост­кового сексуального поведения через тактичное управление, развитие средств общения, помощь в осознании и принятии адекватной обществен­ной позиции.

Пубертатные гормоны определяют интенсивность сексуальных вле­чений, но не их направленность. Поэтому эротические ощущения и свя­занное с ними поведение, с одной стороны, и эмоциональная привязанность, первая влюбленность — с другой, могут быть независимыми в своих исто­ках и не совпадающими по содержанию. Нередко те и другие не совпада­ют предметно. Ранние детские впечатления, присвоенные культурные об­разцы, во многом определяющие содержание чувственных интересов, могут вступать в противоречие о теми (подчас неожиданными, шокирую­щими молодых людей) формами, в которых они переживаются, осуществ­ляются в воображении. Именно это противоречие объясняет факт психо­логической разобщенности, аффектогенного сосуществования грубых, «бездуховных» эротических фантазий со стремлениями к нежной, возвы­шенной, «асексуальной» любви. Переживание «постыдности» первых, не­допустимости их сочетания со вторыми (мнение, подкрепляемое традици­онной педагогикой) препятствует психологической готовности человека к первой половой близости (сексуальной инициации), а иногда и осложняет совместную жизнь молодых супружеских пар.

Примерами различных проявлений указанного противоречия, а так­же способов (как правило, стихийных) его преодоления полна классическая и художественная литература. В научной психологии изучаются, главным образом, типичные «защиты» от этой важной возрастной проблемы. Тако­вы, например, юношеский аскетизм, нарочито презрительное отношение к эротике как низменной, или интеллектуализм — признание ее не стоящей внимания. Эти и подобные психологические механизмы, возможные и функ­ционально полезные в определенный возрастной период, когда проблема ждет своего решения, становятся задержками нормального психосексуаль­ного развития у взрослого человека: за постоянно подчеркнутым, преувели­ченным морализированием стоит, как правило, инфантильная угнетенность собственными желаниями, неспособность управлять ими, неготовность к любви и страх перед жизнью.

Адекватное присвоение половых ролей, использование стереотипов маскулинности и фемининности — необходимое условие социализации


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 185

индивида. Однако само разделение этих стереотипов, конечно, не предпо­лагает их полного совпадения с реальными психологическими различия­ми между мужчиной и женщиной в разных возрастах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал