Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия






ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ:

 

«Философия средних веков и эпохи Возрождения»

 

 

Краткая аннотация: Фондовая лекция рассматривает исторические условия формирования средневековой философии, этапы развития схоластики и ее проблематику, анализирует философскую систему Фомы Аквинского, в заключении показывается место и роль философии в средневековом обществе.

 

 

План лекции:

 

1. Исторические условия формирования схоластики и ее характеристика.

2. Этапы развития схоластики и ее проблематика.

3. Философия Фомы Аквинского.

 

Ключевые понятия:

Апологеты - раннехристианские писатели (2-3 вв.), защищавшие идеи и принципы христианства.

 

Номинализм - направление в средневековой философии, признающее реальное существование только отдельных вещей и рассматривающее общие понятия как названия единичных вещей.

 

Патристика - совокупность трудов и учений «отцов церкви». Схоластика - средневековая религиозная философия.

 

Средневековая философия является классической формой религиозной философии, что обуславливает актуальность её изучения.

Во-первых, в современных мировоззренческих дискуссиях религиозная философия играет всё более значительную роль. Для юриста-правоведа необходимо понять суть теологических концепций государства и права, широко представленных за рубежом, а в последнее время и в нашей стране.

Во-вторых, изучение средневековой философии позволяет понять обусловленность содержания и развития философии конкретными историческими условиями.

В-третьих, на примере этой философии особенно наглядно видно как одно мировоззрение (религиозное) сменяется другим под напором требований жизни.

Исторические условия формирования схоластики

И её общая характеристика.

В оценке средних веков нет единодушия. Для одних это времена “мрака”, “невежества” и “мракобесия”. Для других - эпоха “цельного” и “жизнерадостного” человека Для третьих - необходимый этап “естественноисторического развития”.

При такой разноголосице не остается ничего другого как описать узловые моменты жизни этого общества, чтобы каждый мог судить о нем сам.

Общая характеристика феодального общества. Средние века охватывают тысячелетнюю эпоху европейской истории с 5-го по 15 век. Ее временными рамками традиционно считают падение Западной Римской империи (476 г.) и начало возникновения в Западной Европе буржуазных отношении, датируемых 15 веком.

Средние века - это эпоха возникновения (5-10 вв.), развития (11-15 вв.) и разложения (16-18 вв.) феодального общества.

Основой феодальных общественных отношении являются отношения, возникающие по поводувладения землей. Отсюда одно из главных лиц эпохи - феодал. Феодал это земельный собственник, владелец- феода.

Крайне важно подчеркнуть, что в феодальном обществе это “владение” не сводилось к простому владению землей, как частной собственностью. Владеть в феодальном обществе, значило, прежде всего, владеть определенной территорией, на которой феодал - полновластный хозяин, “государь”, способный заставить каждого, и, прежде всего крестьянина, выполнить свою волю. На основе такого владения строилась иерархическая структура феодального общества. В борьбе за такое владение развивались основные коллизии феодального общества.

Основными противоречиями феодального общества, определяющими тенденции его функционирования и развития, являлись:

а) противоречия между феодалами и крепостными крестьянами (позже горожанами), т.е. отношения между владельцем земли - феодалом и крестьянами которые на этой земле жили и работали. Отношения эти были внутренне противоречивы. С одной стороны, часть произведенной продукции крестьянин оставлял себе, и, следовательно, он был заинтересован в результатах своего труда. Труд его был более производительным, чем труд раба. Это создавало материальные предпосылки для дальнейшего развития общества.

С другой стороны, крестьянин абсолютно не заинтересован в том, чтобы от давать другую часть продукции феодалу Отсюда постоянный спор - кому какая часть принадлежит и принадлежит ли она ему вообще. Этот “спор” на практике выливался в крестьянские бунты, восстания и воины (Жакерия, восстание Уойта Тайлора, гуситские войны и т.д.). а в теории - в мистику и ереси.

б) противоречия между самими феодалами. Борьба “государей” светских и церковных. Борьба между сторонниками и противниками королевской власти Борьба за власть внутри самих этих групп и т.д. Эти противоречия выливались в бесконечные столкновения и воины

в) противоречия между крупными территориальными и социокультурными образованиями того времени, а именно, отношения между католическим, мусульманским, православным миром. Эти отношения также, по преимуществу, сводились к воинам и походам.

Господство католической церкви определялось рядом причин.

Во-первых, католическая церковь выступает идеологической и организационной силой, объединяющей разрозненный западноевропейский мир, в его противостоянии православному и исламскому миру.

Во-вторых, церковь - крупнейший землевладелец. Ей принадлежит греть земель в Западной Европе. Эта экономическая мощь, соединенная с мощью церкви, как жестко централизованной организации, во главе со своим “монархом” папой, делает церковь одной из самых влиятельных сил средневековой Европы.

В-третьих, идеологическое господство церкви. При этом духовенство единственный, более или менее, образованный социальный слои того времени.

Безраздельное господство религии предопределило содержание, место и роль философии в средневековом обществе. Исходным пунктом и основой всякого, в том числе и философского, мышления в этом обществе является религиозная догма. Философия допускается постольку, поскольку она служит теологии. “Философия - служанка теологии”.

Понимание места и роли средневековой философии, как служанки богословия, предопределяло специфику ее философствования, специфику схоластического способа мышления в целом.

Задача схоластики состояла не в том, чтобы открыть истину, она уже была “открыта” в “откровении” и изложена в Святом писании. Задача состояла в том, чтобы рационально обосновать и подтвердить эту уже известную истину.

В этих условиях задача конкретного философа также состояла не в выяснении истины, а в доказательстве того, что именно его понимание и трактовка уже известной истины является единственно правильной. Никто собственно не претендовал на открытие истины, все претендовали лишь на защиту ее от “искажений” и “извращений” другими. Понятно, что в таком споре самым весомым доказательством правоты становились удачно подобранные цитаты из “первоисточников” и умение манипулировать ими. Отсюда такая специфическая форма установления и доказательства истины как публичный диспут. Длившиеся сутками диспуты выясняли не истину, а лишь выясняли какая сторона “права” в понимании и трактовке этой истины. Победившие становились “учителями”, проигравшие “еретиками”.

Такой специфический способ выяснения истины развивал лишь формально-логические способности человека (подбор цитат, выставление тезисов и антитезисов, выведение формально - логических суждений и умозаключений), но он мало, что давал для развития его мышления, для действительного получения нового и истинного знания. Свободное обсуждение проблемы было исключено. Оно было жестко и однозначно ограничено религиозной догмой. Так сформировался схоластический способ мышления, который в дальнейшем стал синонимом никчемной, псевдоученой болтовни, пустой и абсолютно оторванной от жизни.

Дело, однако, не только в формально - логическом характере схоластического мышления. Суть дела состоит в том, что задача, стоявшая перед схоластикой, доказать с помощью логики и разума истинность религиозных догм, оказалась в принципе неразрешимой. Выяснилось, что положения, основанные на вере. положения по самой своей природе иррациональные и алогичные невозможно доказать с помощью разума и логики. В них можно только верить.

Ирония судьбы состоит в том, что невыполнимость этой задачи доказала сама схоластика. Столкновение, а затем и размежевание знания и веры были, неизбежны. Противоречие между знанием и верой, заложенное в самой сути схоластики, и привело, в конечном счете, к ее гибели и замене ее новой философией и новым способом философствования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал