Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ:
«Философия средних веков и эпохи Возрождения»
Краткая аннотация: Фондовая лекция рассматривает исторические условия формирования средневековой философии, этапы развития схоластики и ее проблематику, анализирует философскую систему Фомы Аквинского, в заключении показывается место и роль философии в средневековом обществе.
План лекции:
1. Исторические условия формирования схоластики и ее характеристика. 2. Этапы развития схоластики и ее проблематика. 3. Философия Фомы Аквинского.
Ключевые понятия: Апологеты - раннехристианские писатели (2-3 вв.), защищавшие идеи и принципы христианства.
Номинализм - направление в средневековой философии, признающее реальное существование только отдельных вещей и рассматривающее общие понятия как названия единичных вещей.
Патристика - совокупность трудов и учений «отцов церкви». Схоластика - средневековая религиозная философия.
Средневековая философия является классической формой религиозной философии, что обуславливает актуальность её изучения. Во-первых, в современных мировоззренческих дискуссиях религиозная философия играет всё более значительную роль. Для юриста-правоведа необходимо понять суть теологических концепций государства и права, широко представленных за рубежом, а в последнее время и в нашей стране. Во-вторых, изучение средневековой философии позволяет понять обусловленность содержания и развития философии конкретными историческими условиями. В-третьих, на примере этой философии особенно наглядно видно как одно мировоззрение (религиозное) сменяется другим под напором требований жизни. Исторические условия формирования схоластики И её общая характеристика. В оценке средних веков нет единодушия. Для одних это времена “мрака”, “невежества” и “мракобесия”. Для других - эпоха “цельного” и “жизнерадостного” человека Для третьих - необходимый этап “естественноисторического развития”. При такой разноголосице не остается ничего другого как описать узловые моменты жизни этого общества, чтобы каждый мог судить о нем сам. Общая характеристика феодального общества. Средние века охватывают тысячелетнюю эпоху европейской истории с 5-го по 15 век. Ее временными рамками традиционно считают падение Западной Римской империи (476 г.) и начало возникновения в Западной Европе буржуазных отношении, датируемых 15 веком. Средние века - это эпоха возникновения (5-10 вв.), развития (11-15 вв.) и разложения (16-18 вв.) феодального общества. Основой феодальных общественных отношении являются отношения, возникающие по поводувладения землей. Отсюда одно из главных лиц эпохи - феодал. Феодал это земельный собственник, владелец- феода. Крайне важно подчеркнуть, что в феодальном обществе это “владение” не сводилось к простому владению землей, как частной собственностью. Владеть в феодальном обществе, значило, прежде всего, владеть определенной территорией, на которой феодал - полновластный хозяин, “государь”, способный заставить каждого, и, прежде всего крестьянина, выполнить свою волю. На основе такого владения строилась иерархическая структура феодального общества. В борьбе за такое владение развивались основные коллизии феодального общества. Основными противоречиями феодального общества, определяющими тенденции его функционирования и развития, являлись: а) противоречия между феодалами и крепостными крестьянами (позже горожанами), т.е. отношения между владельцем земли - феодалом и крестьянами которые на этой земле жили и работали. Отношения эти были внутренне противоречивы. С одной стороны, часть произведенной продукции крестьянин оставлял себе, и, следовательно, он был заинтересован в результатах своего труда. Труд его был более производительным, чем труд раба. Это создавало материальные предпосылки для дальнейшего развития общества. С другой стороны, крестьянин абсолютно не заинтересован в том, чтобы от давать другую часть продукции феодалу Отсюда постоянный спор - кому какая часть принадлежит и принадлежит ли она ему вообще. Этот “спор” на практике выливался в крестьянские бунты, восстания и воины (Жакерия, восстание Уойта Тайлора, гуситские войны и т.д.). а в теории - в мистику и ереси. б) противоречия между самими феодалами. Борьба “государей” светских и церковных. Борьба между сторонниками и противниками королевской власти Борьба за власть внутри самих этих групп и т.д. Эти противоречия выливались в бесконечные столкновения и воины в) противоречия между крупными территориальными и социокультурными образованиями того времени, а именно, отношения между католическим, мусульманским, православным миром. Эти отношения также, по преимуществу, сводились к воинам и походам. Господство католической церкви определялось рядом причин. Во-первых, католическая церковь выступает идеологической и организационной силой, объединяющей разрозненный западноевропейский мир, в его противостоянии православному и исламскому миру. Во-вторых, церковь - крупнейший землевладелец. Ей принадлежит греть земель в Западной Европе. Эта экономическая мощь, соединенная с мощью церкви, как жестко централизованной организации, во главе со своим “монархом” папой, делает церковь одной из самых влиятельных сил средневековой Европы. В-третьих, идеологическое господство церкви. При этом духовенство единственный, более или менее, образованный социальный слои того времени. Безраздельное господство религии предопределило содержание, место и роль философии в средневековом обществе. Исходным пунктом и основой всякого, в том числе и философского, мышления в этом обществе является религиозная догма. Философия допускается постольку, поскольку она служит теологии. “Философия - служанка теологии”. Понимание места и роли средневековой философии, как служанки богословия, предопределяло специфику ее философствования, специфику схоластического способа мышления в целом. Задача схоластики состояла не в том, чтобы открыть истину, она уже была “открыта” в “откровении” и изложена в Святом писании. Задача состояла в том, чтобы рационально обосновать и подтвердить эту уже известную истину. В этих условиях задача конкретного философа также состояла не в выяснении истины, а в доказательстве того, что именно его понимание и трактовка уже известной истины является единственно правильной. Никто собственно не претендовал на открытие истины, все претендовали лишь на защиту ее от “искажений” и “извращений” другими. Понятно, что в таком споре самым весомым доказательством правоты становились удачно подобранные цитаты из “первоисточников” и умение манипулировать ими. Отсюда такая специфическая форма установления и доказательства истины как публичный диспут. Длившиеся сутками диспуты выясняли не истину, а лишь выясняли какая сторона “права” в понимании и трактовке этой истины. Победившие становились “учителями”, проигравшие “еретиками”. Такой специфический способ выяснения истины развивал лишь формально-логические способности человека (подбор цитат, выставление тезисов и антитезисов, выведение формально - логических суждений и умозаключений), но он мало, что давал для развития его мышления, для действительного получения нового и истинного знания. Свободное обсуждение проблемы было исключено. Оно было жестко и однозначно ограничено религиозной догмой. Так сформировался схоластический способ мышления, который в дальнейшем стал синонимом никчемной, псевдоученой болтовни, пустой и абсолютно оторванной от жизни. Дело, однако, не только в формально - логическом характере схоластического мышления. Суть дела состоит в том, что задача, стоявшая перед схоластикой, доказать с помощью логики и разума истинность религиозных догм, оказалась в принципе неразрешимой. Выяснилось, что положения, основанные на вере. положения по самой своей природе иррациональные и алогичные невозможно доказать с помощью разума и логики. В них можно только верить. Ирония судьбы состоит в том, что невыполнимость этой задачи доказала сама схоластика. Столкновение, а затем и размежевание знания и веры были, неизбежны. Противоречие между знанием и верой, заложенное в самой сути схоластики, и привело, в конечном счете, к ее гибели и замене ее новой философией и новым способом философствования.
|