Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человечество в XXI веке: необходимость новой цивилизационной парадигмы⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39
Глобальный экологический кризис, рост терроризма создают реальную угрозу существованию человеческой цивилизации. Коммунитаристская модель общественного устройства, популярная сегодня на Западе, эффективна для преодоления проблем внутри большого общества и государства, но недостаточна для выработки универсальной стратегии, единого миропонимания. К многообразию цивилизаций можно относиться по-разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является положительным фактором и благотворно влияет на человечество как единую живую систему. В то же время сосуществование различных культур может превратиться в противостояние и привести, в конце концов, к реальному, а не идеологическому «концу истории». Чтобы этого не произошло, мир нуждается в выработке единой стратегии развития. Ведь, несмотря на цивилизационные различия, человечество к концу XX столетия представляет единую ойкумену, занимает одну экологическую нишу, стремительно сужающуюся из-за безответственного поведения людей. Международный институт жизни (Institut de la Vie) в своих обзорах продемонстрировал, что практически любая форма научно-технической деятельности, если она осуществляется без достаточного контроля со стороны общественности, грозит катастрофическими последствиями. С особой остротой встают проблемы различия уровней жизни «Север - Юг», которые принципиально неразрешимы в рамках существующего общественного сознания, в рамках современных цивилизационных парадигм. Как уже говорилось выше, прошедшие в Рио-де-Жанейро и Нью-Йорке Специальные сессии ГА ООН не смогли привести к выработке решений, способных кардинально изменить экологическую обстановку на Земле и снизить риск вселенской катастрофы. Более этого, на этих форумах сформировалась опасная иллюзия, будто можно с помощью набора технико-экономических и политико-правовых решений разрешить глобальную экологическую проблему. Наиболее ярко эта иллюзия представлена в концепции «устойчивого развития». Бесперспективность идеи устойчивого (регулируемого) развития заключается в игнорировании того факта, что одной из важнейших причин современных цивилизационных противостояний являются процессы модернизации, приведшие к созданию и распространению экономических, политических и социальных стандартов, которые и вызвали глобальный экологический кризис. В рамках парадигмы устойчивого развития продолжает углубляться весь комплекс противоречий современной цивилизации. Ведь экологическая «ниша», в которой обитает нынешнее человечество - одна для всех. Ее сужение означает необходимость выработки принципиально новых правил сосуществования, принятия новой цивилизационной стратегии. Поэтому есть все основания говорить о необходимости принятия во внимание «экологического императива» - совокупности свойств окружающей среды, изменение которых человеком недопустимо ни при каких условиях. Принятие экологического императива необходимо еще и потому, что в настоящее время надежды на естественную, стихийную адаптацию человеческой цивилизации к естественным условиям своего обитания иллюзорны и опасны. Возникают и множатся типы конфликтов, попытки разрешения которых старыми методами могут привести к катастрофе. Если не будут найдены новые способы воздействия человека на природу, на самого себя, если не будет перестроена система взаимоотношений между государствами и цивилизациями, гибель человечества неминуема. И выход видится не на пути «устойчивого» развития, а на пути формирования нового миропонимания, важнейшей составной частью которого является нравственный императив, коренным образом меняющий отношения между людьми и отношения между человечеством и природой. Переустройство экологической ниши обитания человека должно начинаться с осознания того факта, что существующих природных ресурсов недостаточно для того, чтобы поддерживать стандарты жизни, достигнутые в странах Западной и Северной Европы и Северной Америки. Не говоря уже о том, чтобы сделать эти стандарты стандартами для всего народонаселения мира. Что будет, если каждому жителю Земли предоставить уровень жизни, типичный для «среднего» американца: отдельный дом, напичканный всеми мыслимыми электроприборами, автомобиль (а то и два) на семью, набор продуктов питания из сотни наименований, возможность комфортного проведения досуга и т.д.? В сотни раз придется увеличить добычу полезных ископаемых, производство промышленной продукции и продуктов питания, выработку электроэнергии. И в самое ближайшее время, уже при жизни одного поколения, наступит предел. Из этой ситуации видятся два выхода. Один из них состоит в том, чтобы не допустить снижения достигнутых стандартов уровня жизни. Для этого численность населения Земли должна быть оптимизирована. Теоретически эта численность обосновывается в концепции «золотого миллиарда», где оптимальной цифрой считается один миллиард человек. Естественно, этот миллиард должны составить жители развитых стран Севера, а неразвитый Юг должен постепенно исчезнуть. Разумеется, это не произойдет спонтанно, а предполагает длительную борьбу за ресурсы, за политическую и военную гегемонию в мире. Эта борьба уже ведется, но даже на начальном этапе видна её бесперспективность. Другой выход видят в снижении «планки» потребления, с тем, чтобы сделать стандарты жизни, достигнутые в развитых странах, гораздо скромнее. Разумность второго пути очевидна, однако пока нет никаких причин надеяться на то, что американцы, немцы, шведы, французы и другие обитатели современного западного «рая» добровольно согласятся на лишения и ограничения. Для них подобные изменения означают ухудшение, деградацию, регресс. И дело не только в связанных с указанными лишениями физических страданий. С принятием стратегии ограничения потребления рушится система жизненных ценностей западного человека, непременными составляющими которой являются активная жизненная позиция, работа, благополучие, успех, признание со стороны окружающих и т.п. «Быть человеком» в системе западных ценностей - значит обладать вышеуказанным набором достоинств. Поэтому выработка нового миропонимания предполагает глубокие качественные изменения индивидуального и общественного сознания, переориентацию человека на иную систему ценностей. Материальным ценностям, заставляющим людей расходовать свою жизненную энергию на покорение окружающей природы, может противостоять, в качестве единственной альтернативы, только система духовных ценностей. Ее составляющими видятся: приоритет нравственности над политикой и экономикой; чувство личной ответственности за результаты общего дела; разумный аскетизм; усиленный эстетизм и морализм; развитое экологическое сознание. Таким образом, развитие человечества в XXI веке возможно только по пути коэволюции биосферы и общества, то есть совместного их развития как необходимого условия сохранения человека на Земле. Результатом этой коэволюции должно стать наступление эпохи ноосферы, в которой будет достигнуто равновесие Природы и Человека. Особое место в этой перспективе принадлежит России. Система её традиционных ценностей носит исключительно духовный характер и показала свою действенность в течении тысячелетия, помогая России восставать из руин, возрождаться после веков внешнего угнетения и внутреннего деспотизма. Россия является евразийской державой, аккумулирующей опыт двух противоположных типов культуры. В ней, как в плавильном тигле исчезают, примиряются цивилизационные различия; она имеет тысячелетний опытом совместной жизни с мусульманским Югом. Наконец, имея на вооружении ядерное оружие, Россия способна оказывать сдерживающее влияние в конфликтных ситуациях. Кроме того, наша страна обладает несметными запасами полезных ископаемых, что вкупе с указанными выше факторами дает ей возможность сыграть выдающуюся роль в установлении нового равновесия человечества и природы. Литература: Основная: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.- 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008. 2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие-5-е изд.- М.: Изд-во «Проспект», 2008. 3. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006. 4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006. 5. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010. Дополнительная: 1. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 2. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О.А.Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004. 3. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002. 4.Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат, 2008. 5.Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
[1] Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М., 1978. С.186. [2] Юм Д. Исследование о человеческом познании // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М., 1966. С. 156. [3] Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 159. [4] Паскаль Б. Мысли. М., 1974. С. 176. [5] Спиноза Б. Избр. произв. Т.1. М., 1957. С.168. [6] Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Норма, 2000. С. 37. [7] Белкин Р.С. Репортаж из мастерской следователя. – М., 1998. С.191. [8] Под текстом, в данном случае, понимаются “письменно фиксированные жизненные проявления” (В.Дильтей).
|