![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналитическая стадия
Это стадия преобъектных отношений, когда объект еще не узнается как таковой. По выражению Шпица, он является предвестником и выстраивается вокруг первых организаторов. Мы взяли термин аналитических отношений из Фройдовской терминологии, чтобы показать, что отношения грудного ребенка — это пока еще отношения нужды [33]. 1 Этот автор был транслитерирован во многих русских текстах как Аджурагерра. Но мы считаем верным перевод Ажюриагерра. — Примеч. Е. Е. Щавлеевой. 463 По Шпицу, эта стадия характеризуется специфической реакцией грудного ребенка на человеческое лицо — улыбкой. Напомним эксперименты этого автора, оказавшего, что реакция-улыбка возникает при условии, что взрослый смотрит на него в упор, так, чтобы были видны его глаза и чтобы он не был неподвижным. Речь пока идет о сигнале, связанным с «гештальтом», который играет привилегированную роль в формировании объекта. Так, первое восприятие ребенка не связано с грудью матери или с бутылочкой молока. Чаще всего оно имеет место во время кормления, но возникает через «пре-восприятие» человеческого лица1. Итак, в первой воспринятой реальности связь устанавливается между грудью и человеческим лицом. Первое восприятие возникает только в момент этой активности, запущенной интероцептивным путем, когда грудной ребенок голоден и особенно когда хочет пить. Сосание молока, устраняющее дискомфорт, и человеческое лицо определяют направленную орально-языковую активность, сопровождающуюся, как правило, ладонно-пальцевой активностью. Здесь можно вспомнить о совпадении двух архаических рефлексах хватания — орально-языковом и ладонном. Первое восприятие является одновременно визуальным (человеческое лицо) и оральным (преобладание движений сосания и глотания). Первый нечеткий гештальт соединяет лицо матери и оральный контакт с ней. Первое восприятие от контакта с орально-визуальным «гештальтом» пре-объекта связано с потребностью, то есть с аффектом, в связи с которым можно было бы говорить об отсутствии спокойствия и даже о неудовольствии. С уменьшением напряжения возможности восприятия затушевываются. Мы увидим, почему грудь является первым объектом в реальном смысле слова. Он воссоздается в первых фантазмах ребенка как опора удовлетворения или неудовлетворения. Но он не является первым воспринятым объектом. Первое контактное восприятие дается посредством трех органов: 1) рука, являющаяся активной во время кормления грудью и координирующаяся по мере инвестиции этой части тела; 2) внутренняя часть уха, если вспомнить основные рефлексы предыдущей фазы, 3) внешний кожный покров, если принять, что грудной ребенок обретает в своей кроватке кожную защиту, которая во время беременности поддерживалась за счет амниотической жидкости; контакт с воздухом должен создавать состояние возбуждения, также нагруженное для него аффектом. 1 Эти взгляды изложены в работе Рене Шпица «Примитивная полость» [42]. Он исходит из исследования генетического значения феномена Левина (белое сновидение) и феномена Исаковера (мучительные и неприятные модификации телесного образа в момент засыпания или болезни). Итак, возможно, что эти три органа соединены неразрывным образом в момент потребности, чтобы представить собой момент удовлетворения, в частности через пищу. Опыт кормления задействует различные активности, которые будут координироваться друг с другом и обретать смысл: 1) физиологические факторы в большей степени, чем психологические, связаны с неприятным напряжением и с его уменьшением во время кормления; 2) моторные факторы, которые будут организовываться направленно и психологически, начиная с нескоординированной и диффузной активности, характеризующей этот период; 3) перцептивные факторы опыта кормления (сосание молока и глотание), которые определяют запуск проприоцептивных органов оральной полости; 4) сенсорный опыт руки и комплекса кожного покрова, развивающихся синхронно; 5) синхронный опыт интероцептивного характера, который должен быть запущен через возбуждение внутренней части уха. Этот комплекс факторов, организующихся начиная с аффекта, запущенного потребностью, определяет непосредственное восприятие в момент опыта кормления, На этой базе закладывается дистанцированное восприятие, лежащее в основе когнитивных процессов. Первые рецептивные элементы, как мы видим, — диффузные и базируются на проприоцептивных элементах: поэтому пальцево-ладонные рефлексы не соответствуют скоординированным движениям, а реализуют настоящий разгул рук во время сосания молока. Оральная полость и руки составляют единое целое — «примитивную полость», которая способна создавать перцептивный элемент во время сосания, то есть в момент, когда устанавливается круговорот потребностей и их удовлетворения. Визуальный опыт в это время слит полностью с опытом кормления, и ребенок, конечно, не способен различить, что для него является внутренним, а что — внешним. В процессе созревания он начинает понимать, что означает для него ожидание пищи. Лицо матери, которое он теперь узнает, означает (и он это знает) подачу-пищи-в-рот. Дистанцированно воспринятой реальностью становятся, и лицо матери, и пища, которую она приносит. В то же время ребенок обретает, может быть, смутное осознание своей оральной и ручной активности. В развитие этого перцептивного модуса вмешиваются: а) восприятие того, что является внешним и что опосредовано нашей сенсорной системой; 6) интеро- и проприоцептивное восприятие. Существенным является то, что инстинктивное удовлетворение связано с этими типами восприятий: именно наличие аффекта придает им ценность опыта. Попытаемся уточнить различные уровни перцептивной и когнитивной интеграции, которых может достичь трехмесячный грудной ребенок: уже можно говорить об образном мышлении. В основе лежит кинестетическая организация, характеризующаяся восприятием в целом, опосредованная кинестетической системой и интеро- и проприоцептивными рецепторами. В три месяца грудной ребенок действительно способен на диакритическое дистанцированное восприятие на основе визуальных
образов, в то время как последние, на наш взгляд, оставляют мнезические недолговечные следы. Определившееся таким образом рудиментарное 51 названо Шпицем коренной центральной организацией, позволяющей ребенку координировать свои первые преднамеренные действия в целях защиты и обретения мастерства. Барьер защиты от внешних стимулов становится для ребенка бесполезным: действительно, он выходит из состояния интероцептивной рецептивности и начинает воспринимать. Аффекты определяют следы памяти и разрядку активности. Само действие способствует развитию Я. Как реальность, воспринимаемая в вербальном и экстравербальном модусе, объект должен рассматриваться в контексте Фройдовской теории: он является опорой влечений; не будучи осознаваем как объект, он, скорее, заслуживает названия пре-объекта, к которому направляются либидные и агрессивные влечения; пре-объект, который удовлетворяет потребности или отказывает в их удовлетворении, не заслуживает названия либидного объекта. Он обретает свою ценность только в связи с инвестицией, привязанной к аффекту влечения, то есть является только функциональным. Но это разъятие влечений, связанное с развитием условных рефлексов, ритмически организованных во времени посредством внутренней потребности, объясняет образование фантазмов парциального объекта, обнаруженных в психоаналитических наблюдениях, проводимых на маленьких детях Мелани Кляйн [28], и в генезис которых мы вместе с Рене Дяткиным попытались проникнуть. Объект в своем постоянстве будет выделен из окружающей среды, только когда: 1) поступательное созревание ребенка позволит ему его осознать; 2) влечения смогут направиться на него. Понятно, что часть аффектов будет десексуализирована. Хартманн, Крис и Левенштайн [25] предпочитают говорить о нейтрализации — процессе, очень важном для развития Я, когнитивные, то есть автономные, функции которого дезинвестируются от конфликта, который привносят с собой влечения, определяющие состояние потребности. Этот процесс, как мы увидим, нельзя путать с более поздним — сублимацией. Несмотря на сложность действующих процессов (хотя грудной ребенок более не является тотально пассивным и вопреки исчезновению архаичных рефлексов и протопатических реакций), поле восприятия грудного ребенка остается достаточно ограниченным, поскольку оно не выражается, разумеется, в чисто вербальной форме — единственной эффективно действующей у взрослого. Между либидным пре-объектом и ребенком устанавливается обмен — вербальный и экстравербальный со стороны матери и инфравербальный со стороны ребенка. Мы плохо знаем реальность этих процессов, но этологические наблюдения заставляют нас догадываться об их богатстве. И все-таки в своем исследовании «Психоанализ и нейробиология» Ажюриагорра, Дяткин и Бадаракко [3] достаточно основательно изучили этапы созревания и развитие первых зачатков Я. Эти авторы указывают на то, что возможности восприятия и выражения у грудного ребенка в данный период имеют свои ограничения: визуальное перцептивное поле ребенка сведено, по крайней мере в нашей культуре, к редуцированной порции пространства, поскольку он постоянно лежит в своей кроватке. С другой стороны, он еще опит большую часть дня и не способен на хватание. Однако вполне возможно, что некоторые шумы, образующиеся от глотания или отрыгивания, предоставляют ему возможность инфравербального выражения. Беспомощность грудного ребенка — это центральный факт пре-объектной фазы, Воздействие на окружение, несмотря на возможности, которые можно будет назвать пре-коммуникацией, характеризуется, по существу, простой диффузной «разрядкой»: крики, плач, беспокойство. Тем не менее, грудной ребенок организует объект через улыбку специфического значения. Шпиц описывает этот период как период переходных отношений между ребенком и его матерью [41], желая сказать, что эти переходы — непрерывные и зачастую очень бурные. Мы добавим, что они являются транзитивными, потому что не опосредованы. Только с развитием речи и сигналов они становятся интранзитивными, непереходными. При этих переходных отношениях невозможно обратиться к опыту взрослого, чтобы понять, в каком мире живет грудной ребенок: если он сопротивляется некоторым возбуждениям лишения, которые были бы невыносимы для взрослого, то не менее верно, что он сильно зависит от среды — он совсем готов вступить в период, где отсутствие и лишение вкладов будут переживаться как потеря объекта, который отныне является чем-то другим, нежели опорой влечений. Но перед лицом объекта Я стремится выйти из Самости: оно будет структурироваться как раз по причине снижения порога восприятия, которое делает необходимым контроль стимулов.
|