Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Желание нового опыта






Люди жаждут возбуждения, а возбуждающими являются все те виды опыта, которые имеют какое-либо сходство с преследованием, отступлением, захватом, бегством, смертью, т.е. тем, что было характерно для ранних этапов жизни человечества. Поведение – это приспособление к изменениям в окружающей среде, а нервная система сама является развивающейся адаптацией. В нервной системе, наряду с другими, представлена охотничья модель интереса (hunting pattern of interest). «Приключение» - вот чего жаждет мальчик, он грезит историями о приключениях. Соблазнительны поездки на охоту, поскольку они возвращают нас к природному образу жизни. Во всех видах спорта прослеживается охотничья модель, спорт – это состязание умения, отваги и хитрости. Невозможно не восхищаться выдержкой дерзкого грабителя или разбойника с большой дороги. Бои, даже собачьи бои, неизменно собирают толпу. Трепет удачи или горечь проигрыша сопровождают так же и игру в карты или кости. Организм настоятельно требует стимулирующих воздействий, стремится расширить естественные пределы и получить шокирующий эффект даже под воздействием алкоголя или наркотиков. «Сенсации» занимают значительную часть площади на газетных полосах. Ухаживание содержит в себе значительный элемент «преследования». Романы, театр, кинематограф и т.д. есть отчасти способ приспособления к желанию нового опыта, и их популярность служит признаком стихийной силы этого желания.

* *

В охотничьей модели интереса присутствует также и интеллектуальный элемент. Уотсон среди инстинктов не выделяет любопытство, поскольку оно не проявляется в момент рождения. Однако оно проявляется в последующем в виде наблюдательской или исследовательской установки, которая определяет характер действия, будь это нападение или бегство. Изобретение лука и стрел, изготовление капканов, приготовление ядов указывают на интеллектуальное любопытство древнего человека. Деятельность подобного рода вызывала интерес, поскольку она была связана с вопросом жизни и смерти. Человек, изготовивший отравленную стрелу, видел ту сцену, где она должна была быть использована, пропускал перед своим мысленным взором процесс охоты. Подготовка к погоне была в психологическом смысле частью самой погони. Современный человек науки прибегает к тому же самому психологическому механизму, но использует его иначе. Он проводит долгие месяцы в своей лаборатории, проводя эксперименты в ожидании конечного «открытия». Так называемый «инстинкт мастерства» и «творческий импульс» являются сублимациями охотничьего психоза. Изготовление капкана было «проблемой», а всякая проблема вызывает интерес, будь то изобретение радио или решение головоломки. Современные виды деятельности или «преследования» являются интересными или скучными в зависимости от того, насколько в них выражен проблемный элемент.

Желание безопасности противоположно желанию нового опыта. Желание нового опыта эмоционально соотносится <...> с чувством гнева, в котором растворяется страх смерти и которое выражается в отваге, устремленности вперед, атаке, преследовании. Желание нового опыта подразумевает, таким образом, движение, изменение, опасность, нестабильность, социальную безответственность. Обуреваемый этим желанием индивид склонен игнорировать общепринятые стандарты и групповые интересы. Он может стать неудачником благодаря своей социальной нестабильности, а может добиться успеха, если переведет свой опыт в социальные ценности – отразит его в форме поэмы, привнесет его в науку. Напротив, желание безопасности основано на страхе, который заставляет человека избегать смерти, и выражается в покорности, осторожности, отступлении. Индивид, у которого доминирует данное желание, осторожен, консервативен и предусмотрителен. Он отличается постоянством привычек, склонен к систематической работе и накоплению собственности.

Социальные типы, известные как «богемный» и «филистерский», определяются соответственно доминированием либо желания нового опыта, либо желания безопасности. Скряга представляет собой тот случай, когда безопасность превратилась в самоцель.

Желание ответной реакции. До сих пор я описывал типы психологической восприимчивости (impressionability), связанные с преследованием добычи и избежанием смерти, которые, в свою очередь, тесно связаны с чувством гнева и чувством страха. Желание ответной реакции, с другой стороны, изначально соотносится с инстинктом любви и проявляется в стремлении искать признания и выражать признательность при общении с другими людьми.

Прежде всего, следует сказать о привязанности матери к своему ребенку и об ответной реакции ребенка, что хорошо прослеживается <...> в рассуждении Торндайка.:

«Всем женщинам изначально, с раннего детства и до смерти, свойственен интерес к детям. Женщины реагируют на инстинктивные взгляды, крики, жесты и плач грудного ребенка, получая удовлетворение от младенческого гугыканья, улыбок и жестов привязанности. Они склонны к инстинктивным успокаивающим действиям при виде боли, горя или страданий ребенка. Грубые привычки могут разрушить эти наклонности, привычки противоположного рода – чрезмерно усилить, отсутствие практики – ослабить, однако эти наклонности столь же фундаментальны, как и любое свойство человеческой природы.»

Данное отношение, несомненно, полезно и необходимо, поскольку ребенок беспомощен в течение ряда лет и не выживет, если его мать не будет побуждаться к тому, чтобы отдавать ему свою привязанность. Такая установка присуща и отцу ребенка, но она гораздо слабее, менее выразительна и проявляется постепенно.

В дополнение следует отметить, что желание ответной реакции в отношениях между полами в связи с ухаживанием проявляется весьма сильно. Пылкое ухаживание подразумевает постоянные заверения в любви и клятвы верности. Женитьба и дом связаны с ответной реакцией, однако это происходит на фоне более стабильных привычек, большей рутины, меньшего нового опыта. Ревность – это выражение страха, что ответная реакция направлена на кого-то другого. Флирт – это ситуация, когда некто стремится к новому опыту, провоцируя ответную реакцию с разных сторон.

У некоторых натур желание получать и отдавать привязанность непропорционально больше других желаний, оно, так сказать, передозировано, поэтому мешает нормальной организации жизни. Оно может быть направлено либо на ребенка, либо на представителя другого пола.

Говоря вообще, желание ответной реакции - наиболее социальное из всех желаний. Оно содержит как сексуальный элемент, так и момент общения. Это желание связано с эгоистическими запросами, но, с другой стороны, оно – главный источник альтруизма. В привязанности к ребенку и к семье и в приверженности идеям, принципам и идеалам проявляется одна и та же установка в ее различных сферах приложения. Действительно, приверженность и самопожертвование могут определяться также и другими желаниями – желанием нового опыта, желанием признания или желанием безопасности, равно как могут быть связаны со всеми ними сразу. Пастеровская преданность науке, вероятно, объясняется главным образом желанием нового опыта – научным любопытством. В кампаниях Наполеона отражается желание признания (амбиция), а самопожертвование таких личностей, как Мария Спиридонова, Флоренс Найтингейл, Джейн Адамс является сублимацией желания ответной реакции…

Желание признания. Это желание выражается в общей для всех мужчин борьбе за позиции в их социальной группе, в разработке инструментов для достижения признанного, завидного и престижного социального статуса. У женщин сейчас платье является, пожалуй, любимым средством закрепления социальных различий и демонстрации классового положения. Девушка – иммигрантка богемного типа выразила свою философию следующим образом: «В конечном счете, жизнь есть преимущественно то, что вы носите». Веблен в своем труде «Теория праздного класса» указывает на то, что статус мужчин определяется отчасти тем, как их жены демонстрируют уровень своего благосостояния. Социальные различия также проявляются в деятельности, требующей умений и риска, - в спорте, войне и исследованиях. Драматурги и скульпторы стремятся к общественному признанию и «славе». В «открытиях» Пастера… и в научных исследованиях подобного рода присутствует не только удовольствие от «поиска» как такового, но и удовлетворение от общественного признания. В хвастовстве, заносчивости, жестокости, тирании, «воле к власти» содержится садистический элемент, связанный с чувством гнева, и все это есть попытка силой добиться признания личности. Женская слабость, болезни и даже ложные болезни часто используются в качестве оружия, однако в равной мере это - способ вызвать ответную реакцию. С другой стороны, покорность, жертвенность, святость, страдальчество могут приводить к социальным различиям. Демонстрационные мотивы, связанные со стремлением к признанию, мы определяем как «тщеславие», а стремление к творческой деятельности мы называем «амбицией».

Значение признания и статуса для индивида и общества чрезвычайно велико. Индивид не только хочет признания и статуса, но и нуждается в них для развития своей личности. Их отсутствие, а также страх никогда их вновь не обрести, являются, вероятно, главным источником тех психопатических отклонений, которые фрейдисты трактовали как сексуальные по своему источнику.

С другой стороны, только общество способно наделить индивида статусом, и, стремясь его получить, индивид становится ответственным перед обществом, он вынужден контролировать свои желания. Его зависимость от общественного мнения является, пожалуй, сильнейшим фактором, побуждающим его соответствовать самым высоким требованиям, которые ему предъявляет общество.

Общий стандарт поведения, которому склонен следовать данный индивид, служит основой нашего суждения о его характере. Наша оценка (положительная или отрицательная) характера индивида исходит из того, какие желания в противовес другим у него проявляются, и какие способы их удовлетворения он выбирает. То, какие именно желания преобладают у того или иного индивида, предопределяется главным образом тем, что называется темпераментом. Это, вероятно, не более чем совокупность химических процессов, связанных с выделениями желез внутренней секреции. В зависимости от темперамента индивиды, несомненно, предрасположены к определенным классам желаний. Но нам также известно, и сейчас я проиллюстрирую данное положение, что решающее влияние на процесс выражения желаний оказывает одобрение со стороны ближайшего окружения человека и общественное мнение в целом. Переход необузданных молодых людей к стабильному образу жизни, переход от поиска нового опыта к безопасности в результате женитьбы, религиозной практики, деловой ответственности – примеры подобного рода. Следовательно, мы можем определить характер как способ организации желаний, который определяется темпераментом и опытом. При этом под «организацией» понимается общая модель, в соответствии с которой выстраивается совокупность желаний.

В плане изучения поведения важным является то, что желания представляют собой движущую силу, исходный момент активности. Любые воздействия, которые попадают в поле зрения, должны быть проверены на предмет их связи с желаниями.

Мы также можем предположить, что жизнь индивида не может быть названа нормальной, если все четыре типа желаний в той или иной мере и в той или иной форме не удовлетворены.

Регулирование желаний. Одна из наиболее важных способностей, приобретенных в результате эволюции животного мира, - это способность принимать решения самостоятельно, а не под давлением внешних обстоятельств. Простейшие формы организмов не принимают решений в том смысле, как мы понимаем этот термин. Их притягивают или отталкивают химические вещества, температура, свет и т.д. При этом они во многом напоминают железные опилки, которые притягиваются и отталкиваются магнитом. Простейшие действительно ведут себя соответственно в соответствующих условиях. Группа маленьких рачков как бы в панике спасается бегством, если в сосуд, где они находятся, поместить кусочек стрихнина, и наоборот – они бросаются на капельку мясного сока, подобно свиньям, бросающимся к корыту с пойлом. Однако делают они так в силу органической привязки к одному веществу и неприятия другого, а не в результате выбора или «свободы воли». Для них существуют, так сказать, правила поведения, но эти правила всего-навсего результат удачного механического приспособления организма к типичным повторяющимся ситуациям, и организм не в состоянии изменить эти правила.

Напротив, высшие животные, прежде всего человек, способны отказаться от реакции на стимул, на который они реагировали ранее. Реакция на него может привести к болезненным результатам, поэтому правило или привычка в данной ситуации изменяются. Мы называем эту способность силой торможения (power of inhibition). Она определяется тем обстоятельством, что нервная система несет в себе воспоминания или информацию о прошлом опыте. С момента ее возникновения действия уже не определяются исключительно внешними источниками; определение действий происходит в самом организме.

Каждый акт самоопределения поведения всегда предваряется этапом изучения и размышления, который мы можем назвать этапом определения ситуации (definition of the situation). В действительности не только конкретные действия зависят от определения ситуации, но постепенно вся стратегия жизни (life policy) и личность самого индивида начинают проистекать из серии таких определений.

Однако ребенок с момента рождения принадлежит к группе людей, где все общие типы ситуаций, которые могут возникнуть, уже получили определения и были выработаны соответствующие правила поведения. Поэтому ребенок не имеет ни малейшего шанса давать свои собственные определения и следовать своим желаниям без какого-либо вмешательства извне. Люди всегда жили группами. Присущ ли действительно человечеству стадный инстинкт или группы держатся вместе из соображений пользы – не имеет значения. Ясно, что желания в целом таковы, что они могут удовлетворяться только в обществе. Даже если обратиться только к криминальной модели поведения, то можно выявить множество путей, при которых желания индивида вступают в конфликт с желаниями общества. Однако криминальная модель не включает в себя многочисленные выражения несанкционированных желаний, которые общество пытается регулировать с помощью убеждения и общественного мнения.

Таким образом, между спонтанными определениями ситуаций, даваемыми членом организованного общества, и определениями, которые предлагает ему общество, существует постоянная конкуренция. Индивид тяготеет к гедонистическому выбору деятельности, когда на первом месте удовольствие, а общество – к утилитарному выбору, когда на первом месте безопасность. Общество хочет, чтобы его члены были трудолюбивыми, надежными, устойчивыми, трезвыми, дисциплинированными, способными к самопожертвованию. Индивид, напротив, в меньшей степени стремится к этому опыту, и в большей – к новому опыту. Организованное общество также пытается регулировать конфликты и конкуренцию, неизбежные между членами общества, которые стремятся реализовать свои желания. Желание приобрести состояние, например, или любое другое социально санкционированное желание не может удовлетворяться за счет другого члена общества – путем убийства, кражи, лжи, надувательства, шантажа и т.д.

Именно в этой связи появляется моральный код, представляющий собой набор правил или норм поведения, которые регулируют процесс выражения желаний. Этот код выстраивается в результате последовательных определений ситуации. На практике нарушение предшествует соблюдению нормы, поэтому и устанавливаются нормы, чтобы избежать повторения этих нарушений. Мораль, следовательно, есть общепринятое определение ситуации, которое выражается либо в общественном мнении, либо в неписанном законе, либо в формальном правовом кодексе, либо в религиозных предписаниях и запретах.

 

Фредерик М. Трашер (1892 – 1962) родился в штате Индиана, социологическое образование получил в Чикагском университете, где сформировался в качестве активного сотрудника Чикагской школы в «золотой век» ее существования под руководством Роберта Парка. Школа специализировалась на проблемах социологии города. Трашер избрал своим направлением изучение подростков в дифференцированной городской среде г. Чикаго. Он собрал материал о жизни, лидерстве, внутренних конфликтах, формах делинквентного поведения 1313 подростковых клик в этом городе. Книга, посвященная анализу жизни этих групп и способов их формирования и организации, была опубликована в 1927 г. издательством Чикагского университета. Наряду с такими исследованиями как работа Томаса «Неприспособившаяся девушка», эта работа представила лицо Чикагской школы. Далее Трашер продолжает свою карьеру в Университете Нью-Йорка. Здесь он продолжает исследование подростков в Бруклине и других частях города, изучая влияние культурной среды на поведение молодежи, обращая внимание на источники девиантного поведения подростков и на роль пеницитарных учреждений. Широко пользовался методом фотосоциологии. Описание и объяснение изучаемых им явлений оказали значительное влияние на социальную педагогику и на практику предотвращения и борьбы с юношеской преступностью. Мы приводим отрывок из книги Ф. Трашера «Банда», в котором детально раскрывается механизм групповых связей, освещающим пути взаимодействия в любой более или менее изолированной группе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал