![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Половое и полоролевое развитие
Мы рассматривали процесс социального развития как процесс роста и расширения социальной сферы человека, а социализацию — как попытку вписать развивающуюся личность в рамки культуры. Однако, как и процессы физического и когнитивного развития, социальное развитие имеет свою оборотную сторону — процесс дифференциации. Социализируясь, ребенок все лучше понимает, что люди отличаются друг от друга и, в частности, от него самого. Это понимание ведет ребенка к формированию все более ясной концепции своего Я и своей личности — образа того, что он из себя представляет в собственных глазах и в глазах других людей. Процесс социального развития идет рука об руку с развитием чувства идентичности, где один из важнейших элементов — это половая идентичность — сознание того, мужчина ты или женщина, и всего, что за этим следует. С позиций биологии понятие половой идентичности достаточно
2 См.: Simpson E.L. Moral development research: A case of scientific cultural bias // 42 Тема 14. Развитие личности
Но что означает половая идентичность с позиций психологии? Она содержит три составляющих. Одна из них — гендерная роль, поведенческая модель, которая предусмотрена данной культурой для данного пола. Вторая составляющая — гендерная идентичность — внутреннее чувство того, мужчина я или женщина. И наконец, сексуальная ориентация — склонность к сексуальным партнерам того же самого или противоположного пола. Гендерная роль, гендерная идентичность и сексуальная ориентация — одни из важнейших детерминант особенностей социальной жизни личности. В психологии стало уже привычным различать пол и гендер. Пол, как правило, соотносится с теми аспектами различий между мужчиной и женщиной, которые касаются репродуктивной функции (например, обладание яичниками или яичками, влагалищем или пенисом) или генетических особенностей (например, разница в силе мускулатуры). Понятие пола также используется при описании эротических ощущений, наклонностей или практик (например, гетеросексуальность или гомосексуальность). С другой стороны, гендер соотносится с социальными или психологическими аспектами того, считают ли тебя мужчиной или женщиной. Таким образом, принадлежать к мужскому полу — это одно, а быть мужчиной — другое; одно дело — принадлежать к женскому полу, и совсем другое — быть женщиной1. Термин половые различия используется для описания различий между мужчиной и женщиной без уточнения, имеют ли они под собой биологическую или социокультурную почву.
|