Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половое и полоролевое развитие






Мы рассматривали процесс социального развития как процесс роста и расширения социальной сферы человека, а социализацию — как попыт­ку вписать развивающуюся личность в рамки культуры. Однако, как и процессы физического и когнитивного развития, социальное развитие име­ет свою оборотную сторону — процесс дифференциации. Социализируясь, ребенок все лучше понимает, что люди отличаются друг от друга и, в част­ности, от него самого. Это понимание ведет ребенка к формированию все более ясной концепции своего Я и своей личности — образа того, что он из себя представляет в собственных глазах и в глазах других людей.

Процесс социального развития идет рука об руку с развитием чувства идентичности, где один из важнейших элементов — это половая идентич­ность — сознание того, мужчина ты или женщина, и всего, что за этим следует. С позиций биологии понятие половой идентичности достаточно

1 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to
socialization // Goslin D.A. (Ed.). Handbook of socialization theory of research. Chicago:
Rand McNally, 1969; Tletjen AM., Walker L.J. Moral reasoning and leadership among men
in a Papua New Guinea society // Developmental Psychology. 1985. 21. P. 982-989; Walker LJ.,
Moran
TV. Moral reasoning in a communist Chinese society // J. of Moral Education. 1991. 20.
P. 139-155.

2 См.: Simpson E.L. Moral development research: A case of scientific cultural bias //
Human Development. 1974. 17. P. 81-106; Kaminski H. Moral development in historical
perspective // Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral
development. N. Y.: Wiley, 1984.


42 Тема 14. Развитие личности

просто. Оно соотносится с понятием генетического пола — наличия соот­ветствующих половых хромосом, или морфологического пола — наличием клитора, влагалища и яичников или пениса, мошонки и яичек.

Но что означает половая идентичность с позиций психологии? Она со­держит три составляющих. Одна из них — гендерная роль, поведенческая модель, которая предусмотрена данной культурой для данного пола. Вторая составляющая — гендерная идентичность — внутреннее чувство того, муж­чина я или женщина. И наконец, сексуальная ориентация — склонность к сексуальным партнерам того же самого или противоположного пола. Ген­дерная роль, гендерная идентичность и сексуальная ориентация — одни из важнейших детерминант особенностей социальной жизни личности.

В психологии стало уже привычным различать пол и гендер. Пол, как правило, соотносится с теми аспектами различий между мужчиной и женщиной, которые касаются репродуктивной функции (например, обла­дание яичниками или яичками, влагалищем или пенисом) или генетичес­ких особенностей (например, разница в силе мускулатуры). Понятие пола также используется при описании эротических ощущений, наклонностей или практик (например, гетеросексуальность или гомосексуальность). С другой стороны, гендер соотносится с социальными или психологически­ми аспектами того, считают ли тебя мужчиной или женщиной. Таким образом, принадлежать к мужскому полу — это одно, а быть мужчиной — другое; одно дело — принадлежать к женскому полу, и совсем другое — быть женщиной1. Термин половые различия используется для описания различий между мужчиной и женщиной без уточнения, имеют ли они под собой биологическую или социокультурную почву.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал