Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тендерные роли
Тендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение одной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и звучит сакраментальный вопрос «Мальчик или девочка?». Как только ответ получен (теперь благодаря ультразвуковому исследованию это стало возможным за месяцы до рождения ребенка), начинается процесс усвоения тендерной роли и ребенок запускается по одной из двух разных социальных траекторий. Некоторые различия тендерных ролей сгладились благодаря феминистскому движению, но в том, как воспитывают детей разного пола, до сих пор сохраняются значительные различия. В нашей культуре детей по-прежнему наряжают в голубой или розовый цвет, и они по-прежнему играют с куклами или машинами в зависимости от своего пола. Кроме того, детям несложно увидеть, как тендерные роли исполняются взрослыми, и таким образом узнать, какого поведения общество ожидает от девочек или мальчиков. Несмотря на то что сейчас границы 1 См.: Stoller R.J. Sex and gender: On the development of masculinity and femininity. N. Y.: Science House, 1968. Глейтмон Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 43 между ролями становятся нечеткими, дети по-прежнему могут заметить, что взрослые женщины (как мама) часто работают дома, бесплатно убирая, готовя еду и ухаживая за детьми, в то время как взрослые мужчины (как папа) ходят на работу и зарабатывают деньги. Если оба родителя зарабатывают деньги, дети могут обратить внимание на то, что они, как правило, делают совершенно разную работу: мама вряд ли станет работать водителем грузовика, а папа — секретарем. А еще дети узнают, что труд мужчин оценивается обществом выше, чем труд женщин: водители грузовиков обычно зарабатывают больше денег, чем секретарши. Дети замечают, что общество ожидает разного поведения от мужчин и женщин. От мужчин, как правило, ожидается, что они будут вести себя более жестко и агрессивно, эмоционально более сдержанно, и что они будут больше интересоваться вещами, чем людьми. В противоположность мужчинам, женщины призваны подчиняться, быть эмоционально более экспрессивными и больше интересоваться людьми, чем вещами. Несомненно, эти полоролевые стереотипы формируют социальный мир в целом и, в частности, влияют на взаимодействие родителей с детьми. Например, родители разговаривают с мальчиками и девочками по-разному1. Они по-разному с ними играют, причем с мальчиками — в основном в активные игры2. Эти различия в стиле игры были наглядно показаны в одном из исследований. В нем матерей маленьких детей просили поучаствовать в эксперименте по изучению детской игры. Затем их знакомили с шестимесячным малышом, которого представляли как Джо или Дженни, и просили поиграть с ним несколько минут. Этот малыш всего лишь «играл роль», и его наряжали мальчиком или девочкой вне зависимости от его настоящего пола. Результаты показали, что в зависимости от того, представили им ребенка как мальчика или как девочку, участницы действовали по-разному. «Джо», как правило, предлагали поиграть с машинкой или погремушкой, а «Дженни» давали куклу. К тому же участники по-разному прикасались к малышу в зависимости от «его пола»: «Джо» часто подбрасывали, таким образом, воздействуя на все его тело, а с «Дженни» обращались мягче и нежнее3. Дети ведут себя согласно ожиданиям взрослых. Уже с полутора лет у них можно заметить различия в поведении, обусловленные поло-ролевыми стереотипами. В три года они уже выбирают разные игрушки и предпочитают играть в компании детей своего пола4. Взрослея, они уз- 1 См.: Lamb M.E. The role of the father in child development. N. Y.: Wiley, 1997. 2 См.: O'Brien M., Nagle K.J. Parent's speech to toddlers: The effect of play context // 3 См.: Smith C, Lloyd B. Maternal behavior and perceived sex of infant: Revisited // 4 См.: Huston A.C. Sex-typing // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child 44 Тема 14. Развитие личности нают много нового о стереотипах женского и мужского поведения. В одном исследовании мальчики и девочки должны были определить, относятся ли предложенные характеристики в большей степени к мужчинам или к женщинам. Более 90 процентов одиннадцатилетних американских школьников решили, что прилагательные слабый, эмоциональный, чуткий, мягкий, отзывчивый, притворный, разговорчивый, непостоянный и нежный, скорее всего, описывают женщин, а прилагательные сильный, агрессивный, буйствующий, жестокий, грубый, авантюрный, независимый, амбициозный и доминирующий — мужчин. При этом стереотипы у мальчиков и девочек приблизительно совпали1. Многие из этих стереотипных представлений подкрепляются взрослыми и ровесниками. Когда маленькие дети играют с игрушками «не своего пола» (например, мальчик — с кукольным домом, а девочка — с игрушечной электродрелью), их родители склонны выражать неодобрение2. Это особенно характерно для отцов, которые активно возражают против подобного поведения своих сыновей. Девочкам чаще разрешаются отклонения в этой сфере. Она может быть девчонкой-сорванцом, и это сойдет ей с рук; но если мальчик ведет себя как девчонка, над ним будут смеяться и упрекать его3.
|