![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чувство неполноценности
Ко многим важным проблемам в психологии личности можно подойти только через ощущение Я. Одна из таких проблем — комплекс неполноценности, другая — совесть. Все мы часто переживаем неудачи. Наши достижения не дотягивают до наших притязаний. Наши результаты оказываются ниже нашей самооценки и портят наш образ Я. Когда это происходит, нормальный человек умножает свои усилия или меняет цели и перестает беспокоиться. Часто, однако, бывает, что неудачи, затрагивающие проприум, повторяются, и тогда мы не можем их отмести. Они остаются в виде латентных и преследующих нас воспоминаний. И такое глубоко сидящее ощущение недостатка может развиваться и непрерывно усиливаться. Причинами этого ощущения дефектности могут быть: физическая слабость, неприятная внешность, сексуальная импотенция, социальная неадекватность, а также бедность, недостаток образования, неловкость, скудный словарный запас, тугодумность и многое другое. Это чувство может быть вызвано ощущением недостойности, вины или греха. При умножении неудач «комплекс» углубляется. Если хотите определения, можно сказать, что комплекс неполноценности — это сильное устойчивое напряжение, вырастающее из болезненного эмоционального отношения к ощущению недостатков в арсенале своей личности. Большинству людей известен этот тип дискомфорта. Наше исследование показывает: только менее 12 % учащихся колледжа говорят, что не знают, что это такое — страдать от грызущего чувства неполноценности. В таблице показаны четыре основных типа чувства неполноценности. В целом студентки чувствуют себя хуже студентов. Более высокие показатели у женщин, несомненно, отражают их невыгодное положение в «мире мужчин». В данной конкретной группе студентов колледжа более частные случаи чувства интеллектуальной неполноценности могли быть вызваны значительным численным превосходством мужчин по сравнению с женщинами. В общем, студенты обоего пола говорят, что жизнь мужчины предпочтительнее жизни женщины, и склонны приписывать больше приятных качеств мужскому полу1. Оказывается, что даже в США женщины не полностью эмансипированы.
Олпорт Г. Развитие чувства Я 175
243 120 Тип чувства Процент отметивших устойчивое чувство неполноценности неполноценности Физическое 39 50 Социальное 52 57 Интеллектуальное 29 61 Моральное 16 15 Никакого 12 10 Нет нужды говорить, что чувство неполноценности не является показателем реальной неполноценности. Для участия в данном исследовании были отобраны девушки, которые ни по какому обоснованному тесту не могли бы действительно считаться худшими по физическим, социальным или интеллектуальным способностям. Но оказывается, что объективные факты мало что значат. Спортсмен (борец, шахматист), занявший второе место, или актер, награжденный второй премией, могут страдать от глубокого чувства неполноценности. Это чисто субъективное явление, относящееся к Я и измеряемое соотношением между успехами человека и его притязаниями в данном направлении. Можно смело сказать, что многие из этих студентов, находящихся в юношеском возрасте, уже переросли более ранние ощущения неадекватности. Другие исследования показывают, что в младшем подростковом возрасте у большинства мальчиков отмечаются преследующие их страхи физической неполноценности. Низкий рост, полнота, прыщавое лицо — суровые препятствия в поиске идентичности. И мы можем справедливо спросить, не таится ли в детях — только потому, что они маленькие — зарождающееся чувство физической неполноценности. Именно признание подлинной и воображаемой органической слабости привело к первой формулировке «комплекса неполноценности» Альфредом Адлером в 1912 году1. Для наших целей особенно важно, как из хронически раненой самооценки иногда развивается обобщенная черта личности. Сильное ощущение неудачи в одном аспекте жизни может оставить человека с общим ощущением небезопасности и недостатка уверенности. В одном исследовании людей просили рассказать, насколько они удовлетворены деталями своего тела (волосами, телосложением, носом, зубами и т. д.), своими интеллектуальными и художественными способностями и своими моральными качествами. Позже те же люди выполняли тесты на «социальную безопасность», измерявшие нормальный для них
176 Тема 14. Развитие личности
Другие исследования показывают, что после неудачи некоторые члены группы остаются оптимистичными и уверенными в себе, а другие приобретают унылый и пессимистичный взгляд на свои способности2. Довольно интересно, что первые склонны верить, что средний гражданин может значительно (или по меньшей мере «хоть как-то») повлиять на важные правительственные решения через голосование, письма и т.д., тогда как вторые (испытывающие чувство неполноценности и небезопасности) думают, что средний гражданин совсем не влияет (или очень слабо влияет) на ход событий при демократии3. Эти примеры иллюстрируют то, что имеется в виду под обобщенной чертой личности <...>. Чувство неполноценности может пронизывать отношение человека к жизни в целом. Компенсация. Что можно делать с чувством неполноценности (кроме того, что страдать от него)? Человек не может избежать его надолго, так как оно коренится в проприуме. Требуется некоторая непрерывная форма борьбы, которую Адлер назвал компенсацией. Можно различить несколько типов компенсации. Прямое действие (компенсация по своей природе) происходит, когда страдающий упорно атакует источник актуальной неполноценности и устраняет его. Когда природная слабость не только устраняется, но превращается в источник силы, мы говорим о гиперкомпенсации. Легенда гласит, что Демосфен так упорно работал над преодолением своего заикания, что стал не просто нормально говорящим человеком, а великим оратором. Теодор Рузвельт, тяжело болевший в детстве, работал над своим физическим развитием и закончил гиперкомпенсацией. Он стал охотником на львов (а не просто на куропаток) и объездчиком лошадей (а не просто катающимся верхом джентльменом). Удачливый, сделавший себя сам человек в Америке мог начать в качестве иммигранта, страдающего от чувства социальной неполноценности. Тяжелым трудом он компенсировал и, быть может, гиперкомпенсировал свой недостаток. Мы говорим о замещающей компенсации, когда человек не может устранить свой недостаток, но развивает другие пути получения удовлетворения. Горбун не может скорректировать свой дефект, но может стать «серым кардиналом». Не отличающаяся красотой девушка может развить компенсаторный шарм и остроумие, а неспортивный юноша может отличаться в учебе.
2 См.: Nuttin J. Tache, reussite et echec. Louvain: Editions universitaires, 1953. 3 См.: Douvan E., Walker W. M. The sense of effectiveness in public affairs // Psychological Monographs. Олпорт Г. Развитие чувства Я 177
Рационализация — это форма компенсации, которая помогает обманывать не столько других, сколько самого себя. Бледный неспортивный парень говорит: «Меня тошнит от рассказов о полнокровных атлетах. Знаете, их кровь никогда не течет через мозги». Такие рационализации типа «кислый виноград» столь же обычны, как и рационализации типа «сладкий лимон». Один человек со страшно некрасивым лицом утешал себя мыслью, что благодаря ему он не похож на других «подобно Савонароле или Данте». Рационализации помогают средства массовой информации. Люди с чувством интеллектуальной или социальной неполноценности могут находить комфорт в чтении или просмотре фильмов о пороках высшего общества, грубости студентов колледжа, глупости «яйцеголовых» и превосходстве простых добродетелей и простого человека. Аутистическое мышление — компенсация в воображении. Мы можем добиваться успеха в своих грезах наяву. Один подросток, преследуемый жестокими одноклассниками, каждый день убегал в свою комнату, чтобы играть в две любимые игры. В одной он был директором школы и приговаривал жестоких мальчишек к порке. В другой он был миллионером и выписывал крупные чеки для своих любимцев и принимал важных гостей. Когда аутистическая компенсация заходит далеко, мы обнаруживаем сильно интровертированную личность (может быть, даже «шизоидную» — стоящую на грани аномальной шизофрении, при которой индивидуум почти полностью погружен в паутину собственных фантазий). Мало кто свободен от одной или нескольких описанных нами форм компенсации. Но если процесс не становится привычным и закоренелым, мы не можем говорить о компенсации как черте личности.
|