![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стью Ишваре.
Обычно «ишвара» переводится как «бог». Но под богом нам следу- ет иметь в виду не личность, а высшее духовное сознание. Оно не физическое, не ментальное, а чисто духовное. Если последователь по своему опыту знает, что он не способен идти через стадии веры, энергии и т.д., тогда для достижения высшей цели он может ис- пользовать другое средство, которым является преданность Ишва- ре. Некоторые йоги достигают самадхи с рождения, другим прихо- дится прилагать усилие, очень серьезное усилие и [испытывать] ве- ликое напряжение, чтобы достичь этой цели. Существует много последователей, которые не в состоянии прилагать требуемые уси- лия, так как они не обладают необходимыми для этого способно- стями. Но надежда для них все же существует. Патанджали реко- мендует использовать сильную преданность Богу как путь дости- жения цели, не уступающий в надежности другим. Слово «ва» в этой сутре указывает на то, что метод, описанный здесь, не является обязательным. Слово «пранидхана» означает [состояние] полного, абсолютного, совершенного помещения. Все свое осознание, свой разум, свое мышление и сознание полностью помещаются в Ишвару. Эта сутра по-разному объясняется разными авторами. Напри- мер, говорится, что значение этой сутры заключается в том, что са- мадхи можно получить путем отдачи себя на милость Богу. Или го- ворится, что самадхи достигается с помощью фиксирования ума на Господе. Некоторые говорят, что это осознание, которое должно быть помещено в Бога. Но чтобы правильно понять сутру, нам не- обходимо иметь ясную идею Бога. В разных религиях это слово ис- пользуется по-разному. В некоторых религиях верят в личного бо- га, другие рассматривают Его как правителя или создателя вселен- ной. Некоторые люди считают, что Бог не существует и есть толь- ко всемирное сознание. В этой связи мы должны заметить, что фи- лософия йоги это ответвление санкхьи, которая является атеисти- ческой доктриной. Подобным образом идея Бога отсутствует в буддизме. Это действительно удивительно, что Патанджали, который взял свои философские идеи из санкхьи, намеренно говорит о Боге и преданности ему. Возможно, он внес концепцию Господа в целях духовного благоденствия человечества [в целом]. Мы должны за- метить, что учителю йоги не следует учить, [проповедуя] атеизм, даже если он сам атеист, потому что средний человек во всех стра- нах мира находит великое утешение в идее Бога. Отчетливо осо- знавая, что идея Бога не вполне подходит к атеизму санкхьи, Па- танджали должен был внести эту идею в свою сутру, поскольку считал, что принципиальное назначение его йоги — дать практи- ческий путь жизни, на котором у каждого была бы возможность иметь прогресс в духовном развитии в соответствии со своими убеждениями, ограничениями и предположениями. Он вполне осознавал, что духовному учителю не следует навязывать свой лич- ный опыт тогда, когда дает наставления начинающему, и поэтому он должен был найти возможность включения в свою философию идеи Бога, хотя он сам мог быть атеистом. Вообще, относительно Бога существует три концепции. Пер- вая — концепция философов и мыслителей Индии, которые не рассматривают Бога как нечто отличное от человека, при этом го- воря, что атман есть Параматман. Вторая — позиция тех, кто счи- тает, что Бог находится в сердце человека и в Его поисках никому не нужно идти вовне. Третья — это концепция двойственности — вера большинства людей, предполагающая существование и Бога, и человека. Сутра 24: Определение Ишвары Kleshakarmavipa̱ ka̱ shayairapara̱ mris̤ tah purus̤ avishes̤ a Ishvarah Klesha — омрачения*; karmavipa̱ ka — плоды действий; a̱ shaya — накопление следов прошлой кармы; apara̱ mris̤ tah — которого не касается; purus̤ avishes̤ a— особый вид души; Ishvarah — Бог.
|