Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шении к счастью, несчастью, добродетели и пороку позиций соот-
Ветственно дружественности, сострадания, радости и нейтрально- Сти. Невозможно практиковать концентрацию ума, пока он не очищен, т. е. не стал по своей природе спокойным. Лучший способ для это- го показан в этой сутре. Это путь развития позиций дружественно- сти, сострадания, радости и нейтральности по отношению к лю- дям, [испытывающим] счастье, несчастье, а также [проявляющим] добродетель или порок. То же относится и к ситуациям, которые служат причиной счастья и т. д. Если придерживаться этих пози- ций, а именно [проявлять] дружественность по отношению к сча- стью, сострадание — к несчастью, радость — к добродетели и ней- тральность — к тем, кто полон порока, ум последователя становит- ся свободным от беспокоящего влияния и, как результат, стано- вится спокойным и непоколебимым. Процесс погружения внутрь идет легко. Ум по своей природе наполнен [своеобразными] вол- нами, подобно пруду, воду которого возмущают падающие в нее предметы: такие как валуны, камни и т. п. Неустойчивому уму трудно стать сконцентрированным. Об этом говорится в Катхопанишаде, а также о том, что ум име- ет естественную предрасположенность притягиваться в направле- нии внешнего мира. Для ума неестественно смотреть внутрь. По- этому, когда вы пытаетесь развернуть ум внутрь, в первую очередь должны быть удалены помехи и загрязнения. Зависть, ненависть, элемент соревнования вызывают в уме множество загрязнений. Когда мы видим счастливого и преуспевающего человека, мы ис- пытываем к нему зависть. Это вызывает беспокойство в подсозна- тельном уме и препятствует его концентрации. Как результат могут быть страшные видения. Когда мы встречаем страдающего челове- ка, мы получаем удовольствие, как если бы он был врагом. Это так- же одно из загрязнений ума. Подобным образом мы часто крити- куем добродетельных и приветствуем поступки порочных людей. Все это является причиной волнений ума и препятствует спокой- ствию и медитации. Патанджали показывает путь преодоления этих беспокойств. Четыре вида отношений, которые он рекомендует нам развивать, дают начало внутреннему спокойствию путем удаления беспокоя- щих факторов не только с сознательного уровня, но также с глубо- чайших слоев подсознания. Сутра 34: (III) Или управлением праной Prachchhardana vidha̱ ran̤ a̱ bhya̱ m va̱ pra̱ n̤ asya Prachchhardana — выдох или речака; vidha̱ ran̤ a̱ bhya̱ m — задерживание, кумбхака; va̱ — или; pra̱ n̤ asya — дыхание.
|