Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кристалл принимает цвет того, на чем он покоится.






Слово «самапати» означает полное поглощение, подобно тому, как

океан полностью поглощает всю воду устремленных в него рек.

Это состояние ума достигается с помощью различных практик: та-

ких, как пранаяма, смирение, садхана и т. д. В общем плане это ре-

зультат, непосредственно предшествующий практике самадхи. По-

ка самапати не достигнуто, невозможно вести разговор о более вы-

соких практиках. То, что имеется в виду под более высокой или

низкой практикой, зависит от индивидуальных способностей. На-

пример, человек с более высоким сознанием не нуждается в джапе

или киртане. Он может просто закрыть глаза и войти в глубокое

ментальное состояние. Для тех же людей, чей ум может быть полон

мыслей, это состояние может считаться слишком высоким. Вмес-

то того чтобы называть садхану высокой и низкой, можно исполь-

зовать определения простая и более трудная.

* Из сравнения с кристаллом возможна другая интерпретация. Ум «окрашива-

ется» объектом и, поскольку ум чист, в нем отражаются все свойства объекта. Объ-

ект полностью охватывается умом, т. е. «поглощается» им. (Прим. пер.)

Невозможно войти в состояние медитации до тех пор, пока ум

не очищен. Если ум чист, состояние медитации может прийти так

же просто, как к обычному человеку приходит сон. Для этого врит-

ти должны быть ослаблены. Это [ослабленное состояние вритти]

подобно сну в поезде. В этом состоянии нет полного осознания,

такого, как в бодрствующем состоянии, хотя вы и осознаете, что

люди входят и выходят, поезд останавливается и т. п. Это называет-

ся ослабленным осознанием. Оно может быть достигнуто посред-

ством множества техник приведения ума к устойчивости, о кото-

рых шла речь в предыдущих сутрах.

Когда и отрывочное сознание также сходит на нет, ум становит-

ся таким же прозрачным и чистым, как кристалл. Он может быть

применен к любому объекту. Это самапати.

Кусок белого мела, размещенный на листе цветной бумаги, не

принимает цвет этой бумаги, но если вы положите здесь кристалл,

будет казаться, что он внутри того же цвета, что и бумага. Это про-

исходит потому, что кристалл абсолютно чист. Подобным образом

ум в состоянии самапати отличается от ума в обычном состоянии.

В тот момент, когда ум освобождается от вритти, он начинает

функционировать как кристалл. Это дает начало чистому объек-

тивному осознанию объекта, на котором покоится ум.

Когда вы практикуете тратаку или медитацию на объекте, та-

ком, как шивалинга, вритти медленно уменьшаются и в конце

концов происходит внезапная вспышка сознания, когда ум полно-

стью сплавляется с объектом. Три грани объекта, такие, как имя,

форма и то, что они обозначают, в опыте могут испытываться раз-

дельно. Существует шесть типов плавки [ума], называемых соот-

ветственно савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и

асмита. Это стадии плавления вашего сознания в отношении к

объекту, на котором вы медитируете. В конце концов, приходит

время, когда объект исчезает. Следует помнить, что это происходит

только тогда, когда объект исчезает вместе с осознанием того, что

вы что-то совершили.

Когда происходит плавка, разновидности сознания почти пол-

ностью исчезают из сознания. Это экаграта или однонаправлен-

ность. Пока длится это состояние, все три вещи: медитация, ее объ-

ект и ее сознание* — становятся одним. До тех пор, пока не достиг-

* Имеется в виду носитель сознания, т.е. медитирующий. (Прим. пер.)

нуто состояние самапати, осознаются все три вещи. Самапати —

это одновременное осознание [этих] трех вритти. Эти три вида

осознания сплавляются в одно единственное сознание, так что вы

не видите ничего, кроме формы. В этом состоянии сияет только

форма медитации *.

* Имеется в виду не процесс, а сам объект. (Прим. пер.)

Сутра 42: Савитарка самадхи

Tatra shabda̱ rthaajna̱ navikalpaih san̤ ki̱ rn̤ a̱

savitarka̱ sama̱ pattih

Tatra — здесь, в этом состоянии;

shabda — слово, звук;

artha — истинное знание;

jna̱ na — рассуждение;

vikalpaih — чередованием;

san̤ ki̱ rn̤ a — смешанный, спутанный;

savitarka̱ — мышление с помощью слов;

sama̱ pattih — полное поглощение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал