Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шанное состояние ума известно как савитарка самапати.
Необходимо помнить, что самапати или самадхи не являются [од- ним] особым состоянием. Они включают в себя целый ряд состоя- ний сознания, охватывающих область сверхсознания. Бодрствую- щее состояние также может быть описано как область сознания, в которую входят несколько видов деятельности: такие, как разгово- ры, прогулки, смех и т. п. Таким же образом и самапати включает множество состояний. По мере того, как самадхи углубляется, по- следователь входит во все более тонкие области сознания. Первое состояние сверхсознательного ума называется савитарка. В нем ум совершает переходы между тремя вещами, а именно: словом, зна- нием и чувственно воспринимаемым [объектом]. Таким образом, наше знание об объекте спутано или перемешано. Когда мы размышляем о розе, мы думаем о многих ее качествах: цвете, весе, запахе, структуре и т. д. Знание этих качеств перемеша- но в нашей концепции розы. Это есть состояние савитарка, за пре- делы которого нужно выйти в медитации. Когда ум выходит за пределы этих качеств и становится одним с объектом без обраще- ния к его особенным качествам, это есть состояние самадхи. В пер- вом состоянии, называемом савитарка, имеет место смешение эле- ментов, называемых шабда, артха и джняна. Шабда — это слово (вичака), которое обозначает объект. Собственно объект называет- ся артха. Мы знаем, что слово шивалинга — это одна вещь, в то время как сам объект шивалинга — совсем другая вещь. Более то- го, знание, которое возникает в нашем уме в процессе медитации на шивалинге, — вещь, совершенно отличающаяся от первых двух. Эта пратьяя, возникающая в нашем уме, и называется джняна. Все эти три элемента являются необходимыми аспектами процесса концентрации. В савитарке они смешаны. Иногда шабда, артха и джняна осознаются одновременно, но иногда в какие-то периоды времени осознается что-то одно. Эти два состояния продолжают сменять друг друга. Так, если вы кон- центрируетесь на особенной форме, т.е. в сознании удерживается форма, протекание этого осознавания продолжает сменяться [дру- гими состояниями]. Например, некоторое время вы осознаете ши- валингу, некоторое время — мантру, затем снова лингу и т. д. В дей- ствительности должно быть непрерывное осознание единственно- го фактора, но этого не происходит, и элементы воспринимаются вперемешку. Это происходит благодаря [природе] бидже — семе- ни. Это семя имеет различные слои. Наиболее внешний слой пред- ставляет собой просто оболочку, самый внутренний слой является действительной существенной частью. Она как бы загрязнена на- слоениями, вызванными прошлым опытом, благодаря чему про- исходит смешение элементов знания. Под семенем имеется в виду основа для медитации. Это осозна- ние опоры, которую использует ум. Когда мы медитируем, сначала мы визуализируем форму. Это подобно открыванию внешнего слоя. Затем — более глубокие качества, и в конце концов может представиться взору наиболее внутренний слой. Савитарка — это наиболее внешний слой семени. Под ним существуют слои, кото- рые называются: нирвитарка, савичара и нирвичара. Чувственное сознание — это внешний слой семени. Когда сознание выходит за пределы пратьяхары, дхараны и дхьяны, оно преодолевает также савитарка самадхи и другие более тонкие состояния. В конце кон- цов, оно видит тончайшую сущность, называемую драсхта или ат- ман. Без семени сознание не может функционировать. В йоге оно [семя] называется пратьяя — основа. Кроме того, нам также необ- ходим символ, который называется линга. В савитарке семя и сим- вол не могут существовать раздельно, они смешаны. Тем, кто практикует джапу и медитацию, в которой присутству- ют мантра и форма, следует помнить следующее. После того, как в медитации форма стала видимой, сознание обязательно будет со- вершать переходы между шабдой, артхой и джняной. Шабда — это процесс мышления в форме слов. Это ментальная аргументация. Джняна — это внутреннее чувственное восприятие, а артха — это такой объект, как, например, шивалинга. Под артхой подразумева- ется конечная цель, но достичь ее очень трудно. Это реальное зна- ние объекта. Путем достижения самадхи с помощью определенного символа вы имеете полный контроль над осознанием объекта, на который вы медитируете. Это то, что происходит в самьяме, которая вклю- чает три процесса, называемые дхарана, дхьяна и самадхи. Самья- ма означает полное удержание объекта в сознании и сохранение этого осознания под полным контролем. Полная реализация концепции сплавления сознания с различ- ными объектами или поглощения ими [соответственно] имеет различные результаты. Абсолютно бессмысленно говорить, что в результате медитации на различных объектах вы получаете что-то одно. Если вы полностью удерживаете сознание, например на хлопчатобумажной ткани, то результат в целом будет отличаться от того, который вы получите, если выполняете самьяму на других объектах, таких, как физическая сила и т. п. В течение процесса са- мьямы конечным результатом, который мы получаем, является артха. Цель заключается именно в этом, хотя в начале вы это може- те не знать. Цель должна быть достигнута путем отделения артхи, и это разделение происходит спонтанно. В савитарка самадхи сознание свободно от несовершенства. Оно абсолютно затихшее и спокойное. Нет чередующихся колеба- ний и волнений ума. [Кроме савитарки], существует другой вид са- мадхи, который называется нирвитарка. Важно заметить, что мы уже обладаем опытом достижения [этого] сверхсознательного со- стояния, но оно фрагментарно и длится всего одно или два мгно- вения. Когда у вас есть объект для медитации, вы должны пытаться раздельно видеть три аспекта этого объекта. Вам необходимо ста- раться, чтобы перед внутренним взором поочередно представали имя, форма и то, что они обозначают. [Далее] вам следует пытать- ся видеть ваше собственное сознание, находящееся на всех этих элементах, как на основании. Затем вам необходимо пытаться ви- деть их как одно. Вы должны осознавать имя, форму и значение вместе. И, наконец, вы пытаетесь [снова] видеть их раздельно. Это один из наиболее важных методов дхьяны. Это будет удивительным методом концентрации. Если это ока- жется для вас трудным — сохранять сознание находящимся в од- ном из трех состояний, вам следует сначала практиковать только джапу, где слова произносятся в уме. Вы думаете о слове, а также произносите его про себя. Затем вы можете [к этому] добавить форму объекта. После этого вы должны думать о его различных ка- чествах. Трудно дать правильное объяснение этому состоянию ума, но это удивительный метод ментального контроля, когда вы разде- ляете три элемента сознания и снова делаете их сплавленными в одно [состояние]. Сутра 43: Нирвитарка самадхи Smritiparishuddhau svaru̱ pashu̱ nyeva̱ rthamatranirbha̱ sa̱ nirvitarka̱ Smriti — память; pari — полный; shuddhau — очищение; svaru̱ pa — собственная форма; shu̱ nya — лишенный; iva — как если; artha — объект, цель; ma̱ tra — только; nirbha̱ sa̱ — светящийся; nirvitarka̱ — без витарки.
|