![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Или еще (ум может быть сделан устойчивым), если дать ему для
опоры знание, [возникающее] от сновидения или сна. Умом можно управлять, если развить метод сознательного снови- дения и сознательного сна. Сознательный сон — это последнее со- стояние в практике антар мауна. Это метод сознательного просмо- тра сновидений, однако он опасен, и только немногим можно практиковать его. Этот процесс может принести успех, в частнос- ти тем, кто обладает [определенной] духовностью. В сознательном сновидении и сне развивается способность осознавать [сами] со- стояния соответственно сновидения и глубокого сна. Обычно у нас сновидения бессознательны. Мы их испытываем, но не являемся свидетелем этого процесса. Контроль над сновиде- нием отсутствует. В методе, который рекомендуется здесь, после- дователь имеет возможность входить в них сознательно и управ- лять ими. Мы можем управлять своими намерениями путем кон- троля намерений на сознательном, подсознательном и бессозна- тельном уровне. В данном процессе контролируются не только со- знательные действия и интеллект, но и подсознательные действия. В течение сознательного сновидения вы не слышите что-либо из- вне. В сознательном сне вы продолжаете [бодрствовать], как бы читая при этом «книгу сна». В этих двух состояниях содержание сознания может быть опорой, на которой ум может концентриро- ваться. Этот метод предназначен только для людей, которые духов- но развиты. Сутра 39: (VIII) Или медитацией на желаемом Yatha̱ bhimatadhya̱ na̱ dva̱ Yatha̱ — как; abhimata — желаемый; dhyana̱ t — медитацией; va̱ — или. Или еще (ум может быть сделан устойчивым) путем медитации на Желаемом. Здесь дается полная свобода. И все потому, что дхьяна на объекте, который нравится, на таком, как объект поклонения, есть самый надежный путь приведения ума в устойчивое, управляемое и спо- койное состояние. Какой объект берется для дхьяны несуществен- но. Это может быть крест или свастика, некий кумир или просто АУМ, лишь бы он был приятен (абхимата). Последователю следу- ет выбирать тот объект, на котором он в состоянии концентриро- вать свой ум. Сутра 40: Плоды медитации Parama̱ n̤ uparamamahattva̱ ntoasya vashi̱ ka̱ rah Parama̱ n̤ u — предельный атом; Paramamahattva— предельно большой; antah — кончающийся; asya — его; vashi̱ ka̱ rah — владычество. Так йог достигает владычества над всеми объектами медитации, Которые простираются от мельчайшего атома до бесконечно боль- Шого. Может быть задан вопрос, а именно: способны ли практики, опи- санные в предыдущих сутрах, стать началом самадхи. Ответом бу- дет — нет. Невозможно достичь самадхи с помощью этих практик, но каждый определенно может получить психическую и духовную силу, необходимую для более тонких стадий, [ведущих к] самадхи. Это подобно тому, как сдается второй экзамен на более высокий уровень квалификации для поступления в колледж. И так, с помо- щью практик различных садхан, о которых идет речь, последова- тель получает владычество как над мельчайшим атомом, так и над величайшей бесконечностью. Он становится господином как тон- чайших, так и величайших сил. Эти садханы даруют ему силу все- могущества. Описанные практики очень необходимы для того, чтобы двигаться вперед в направлении чистого восприятия тонких состояний самадхи. Точно так, как ученый переходит на более тон- кую концепцию материи и энергии, йог становится способным практиковать концентрацию даже на тонкой мысли, а также бес- конечности. Всегда находятся люди, которые не в состоянии уловить тонкое значение вещей. Это происходит потому, что у них нет власти над своим умом. Практики концентрации, которые приводятся выше, могут сделать сознание очень утонченным. Ум может обращаться внутрь по вашей воле. Это справедливо в равной мере как в случае решения проблем математики или науки вообще, так и медитации. С тренировкой можно заставить ум концентрироваться надлежа- щим образом. Первая психическая сила в йоге — это достижение такого владычества. Тогда ум может быть фиксирован на любом объекте, грубом или тонком. Можно привести интересный пример. Когда Свами Вивека- нанда был в США, он обычно каждый день брал в библиотеке не- сколько книг и на следующий день возвращал их. Библиотекарь удивлялся, как можно прочитать так много книг за один день. Од- нажды он захотел проверить свами, но к своему удивлению удосто- верился, что тот помнит каждое слово и каждую строчку, которую прочитал. Вот так йог имеет контроль над мельчайшим и величай- шим. Человек может входить в самадхи, только когда он в состоянии [непосредственно] воспринимать даже идеи и мысли. Это требует- ся потому, что в более тонких состояниях самадхи необходимо до- биваться осознавания в динамике и держаться за него. Есть состо- яния самадхи, в которых последователь не имеет ничего, кроме усилия по контролю, которое он предпринимает в данный момент. Это усилие должно быть взято как идея, и затем оно должно быть отброшено. Это очень трудно понять. В этом состоянии вы имеете возможность уничтожить все другие помышления, кроме намере- ния светимости. Это вы можете делать, если имеете власть над че- тырьмя процессами, которые не являются процессами сознатель- ного мышления. В более тонких состояниях самадхи вы получаете господство над именем, формой и объектом, который обозначен именем. На- пример, есть название — корова, форма, [по которой мы судим, что это] корова, и корова как [реальный] объект. Нужно знать их отличие. Это невозможно без тренировки, потому что обычно по привычке мы склонны смешивать вместе эти три вещи в нашем понимании. Йог, который управляет своим умом, может понимать эти факторы раздельно. До тех пор, пока это не достигнуто, невоз- можно продвигаться в медитации. Вы должны быть в состоянии практиковать медитацию на объекте без вмешательства слова и формы. Сутра 41: Единство читты с объектом Ks̤ i̱ n̤ avri̱ tterabhija̱ tasyeva man̤ ergrahi̱ t̤ rigrahan̤ agra̱ hyes̤ u tatsthatadaṉ janata̱ sama̱ pattih Ks̤ i̱ n̤ avritteh — чьи вритти ослаблены; abhija̱ tasya — хорошо отполированный, очищенный; iva — точно, как; man̤ eh — кристалл; grahitri — познающий; grahan̤ a — чувства; gra̱ hyes̤ u — в объекте познания; tatstha — на котором он остается или покоится; tadaṉ janata̱ — принимая его цвет; sama̱ pattih — полная поглощенность. Самапати — это состояние полной поглощенности ума*, который
|