![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активность чувственного опыта.
Эта сутра описывает дополнительную технику, которой могут сле- довать те, кто не в состоянии практиковать Ишвара-пранидхану и даже махабандху или пранаяму. Это действительно так, что для многих последователей трудно практиковать пранаяму вследствие отсутствия надлежащего руководства, из-за неспособности пра- вильно питаться или когда нет надлежащей пищи. Эта сутра дает простой метод приведения ума под контроль через пробуждение [сознательности] чувственного восприятия. Здесь ум принуждает- ся обозревать самого себя, находящегося в состоянии чувственно- го восприятия, т. е. восприятия посредством органов чувств: зре- ния, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Путем «переливания» ментального сознания в чувственное восприятие ум переходит под контроль. Ментальное сознание может быть, так сказать, слито в звуковое сознание путем повторения мантр, бхаджанов, киртана и т. д. Искушенная личность может найти это неинтересным. Но то, что, если делать ум сознательным к звуку и продвигаться в этом на- правлении глубже, можно контролировать ум, является правдой. Это принцип нада йоги. Ум можно также контролировать, делая его сознательным к форме через тратаку, которая есть концентрация на особенной форме [объекта]. Подобным образом выполняется концентрация и в случае осознавания тактильных ощущений или вкуса. Первое происходит, например, когда гуру касается головы ученика, кото__________- рый выполняет кхечари мудру Тонкий или психический запах ощущается путем концентрации ума на кончике носа, что может использоваться для контроля ума. [Психическое] осознание вкуса развивается концентрацией на передней части языка. Концентра- ция на нёбе в кхечари мудре развивает [психическое] видение цве- та. Психическое тактильное ощущение испытывается при концен- трации на центральной части языка. Концентрация на корневой части языка развивает слышание психического звука. Все эти пси- хические процессы становятся основой самоконтроля. Когда они развиваются, ученик начинает на них концентрироваться. В свое время его ум выходит за пределы [психических восприятий] и идет глубже. Это состояние полного ментального контроля. Все эти [методы] включают в себя действие чувств — индрий в дхаране и пратьяхаре. В определенных школах медитации в буддизме выполняется медитация на звуке, когда священнослужитель ударяет в барабаны. Это совершенно элементарная садхана, но для многих из нас она очень полезна. Одной из популярных садхан в Индии является бхаджан. Поющий может часами непрерывно распевать только од- ну строку или одно песнопение. При этом его глаза и уши остают- ся совершенно закрытыми для чего-то другого, кроме бхаджана. Это одна из элементарных садхан, но она важна, так как может легко привести к дхаране и дхьяне. Киртан — также одна из про- стых, но тем не менее эффективных садхан. При выполнении это- го [песнопения] один человек ведет, а остальные следуют за веду- щим. В разных областях существуют и другие способы. Киртан мо- жет продолжаться 24 часа и более, и иногда он оказывает на участ- ников удивительное влияние. Сутра 36: (V) Или внутренним свечением Vishoka̱ va̱ jyotis̤ mati̱ Vishoka̱ — без печали; va̱ — или; jyotis̤ mati̱ — светящийся, полный света.
|