![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нирвитарка.
Нирвитарка — это самадхи без аргументации, без путаницы трех ас- пектов объекта, которыми являются название, форма и значение. В этом состоянии субъект не осознает ни объект, ни слово. Память становится абсолютно свободной от прошлых впечатлений и ассо- циаций. Обычно наша память не бывает пустой. Память восстанав- ливает для нас собранные в прошлом отпечатки. Смрити — это не- зависимое [от воли] сознание, в котором запечатлеваются отпечат- ки. Смрити сохраняется даже если [кажется, что сознание] свобод- но от всего, касающегося прошлого. На «дощечке» смрити «запи- саны» прошлые впечатления, которые обнаруживают себя в более глубоких состояниях. В состоянии бодрствования воспроизведе- ние осуществляется сознательным мышлением, но в самадхи отпе- чатки приходят сами по себе. Иногда в этом более глубоком состо- янии сознания становятся видимыми впечатления раннего детст- ва. Но даже если бы вы были свободны от этих впечатлений, па- мять не исчезает, потому что память отличается от впечатлений. Как мозг отличается от ума или мышления, подобным образом вритти, называемые памятью, отличаются от прошлых впечатле- ний. Смрити — это осознавание своей собственной самости. Смрити может быть очищена с помощью различных садхан, и по- сле этого она становится сварупашунья-эва. Это состояние само- сознания и оно появляется, как если бы все превратилось в пусто- ту, хотя в действительности пустоты нет. Слово «эва» используется, чтобы показать, что, хотя вы не осознаете объект, он все же суще- ствует [в памяти]. То есть когда прошлые впечатления от объекта, такого, как шивалинга, уходят, вы не осознаете шивалингу. Кажет- ся, что ваш ум стал совершенно свободным от впечатлений от ши- валинги, но это не так. Смрити не освобождается от них, впечат- ления пронизывают всю структуру вашего сознания целиком. Каждая часть его становится наполненной впечатлениями от ши- валинги. В этом состоянии ум теряет свое субъективное сознание. Здесь ум теряет знание объекта, хотя осознание и знание [вооб- ще] присутствуют в уме. В этом особенность. [Сначала ] вы помни- те, что концентрируетесь на шивалинге, затем [происходит] следу- ющее. Остается только шивалинга, и вы не помните, что концент- рируетесь на нем. Снова настает время, когда шивалинга становит- ся по-прежнему видимым, хотя осознание, что вы медитируете, уходит. Кажется, что ум в целом становится совершенно пустым, но в действительности это не так. Точно так же, как соль совер- шенно и неразделимо перемешивается с водой, подобным образом форма осознания шивалинги заполняет весь ум, так что он не мо- жет быть осознан отдельно [от других содержаний сознания]. Это происходит потому, что память объекта полностью растворяется в уме. Это известно как паришудди — очищение памяти. Это очище- ние памяти является причиной сварупашунья-эва. Необходимо по- мнить один тонкий момент: если смрити не очищена, ум сосколь- зает в пустоту. Если же смрити очищена, тогда объект, такой как шивалинга, проникает во все сознание целиком и становится од- ним с состоянием ума. Ум и объект становятся одним. Ум и память о форме становятся неразделимыми; память не существует отдель- но. В это время приходит мгновенный опыт [осознания] пустоты — шуньи. Существует состояние лайи, в котором сознание памяти об объекте полностью поглощается в уме. На мгновенье блеснув, ум засыпает. В этом спящем состоянии нет восприятия памяти. В этом состоянии внутри сияет истинное знание объекта. В этом заключается различие между нирвитарка самадхи и лайей. В первом присутствует истинное знание, [которое может пережи- ваться], например__________, в виде яркого света, когда шивалинга исчезает. Появляется истинное знание, оно [как бы] показывается последо- вателю. Различие между внутренним и внешним состоянием со- вершенно теряется. Опыт, переживаемый в сновидении очень ин- тенсивен, но в нирвитарка самадхи он намного интенсивнее. Вам следует быть сознательным к реальному знанию и реальной фор- ме объекта концентрации. В противном случае вас может ввести в заблуждение ваш собственный ум. Когда вы входите в состояние нирвитарка, вы должны познать действительную форму символа, будь то роза или шивалинга. Когда в состоянии нирвитарка возни- кает истинное знание, форма снова должна появится, но это уже форма не Шивы, а Шакти, потому что субъективность ума теряет- ся. Это уже не тот ум, который думает, видит сны или спит. Это со- стояние ума очень ясное, потому что отсутствует память. При этом опыт медитации никогда не запоминается, так как обычное созна- ние не функционирует. Например, муравей не в состоянии видеть слона; чтобы видеть его, муравей должен вырасти в размерах. Точ- но так же сознательному уму не дано проникать в состояние меди- тации. В соответствии с этим заботу о вашем осознании берет на себя другое состояние ума. Сознательный пуруша заканчивает свою работу, и другой пуруша занимает его место. Это состояние ума длится до определенной точки, после чего прекращается. За- тем приходит третий пуруша и берет на себя заботу о вас. Таким об- разом, достигается прогресс на различных планах сознания. Это даже не тот ум, который в состоянии сновидения остается сознательным ко снам и вспоминает их утром. Это другое состоя- ние ума. И вообще, если вы достигли этого блаженного состояния, для вас нет возможности вспомнить его из-за отсутствия памяти, из-за отсутствия [помнящего] ума. И то, и другое состояния ума отличаются от [нирвитарки], и пока вы в данном случае не в состо- янии здесь привести тот ум в действие, вы не можете помнить то, что видели. Если вы помните опыт медитации, самадхи, то вы или не достигли медитации, или, если все же медитация была достиг- нута, вы обладаете обычным сознанием очень высокого порядка. В этом контексте мы можем привести одно место Гаруда пура- ны, которое очень часто понимается ошибочно. Оно обычно при- водится, когда умирает кто-то из членов семьи. В нем рассказыва- ется об аде и рае и пытках в царстве Бога смерти. Говорится, что джива после смерти [человека] переносится различными деватами, божествами на различные планы. В действительности же речь идет совершенно не о смерти. Пурану следует понимать как говорящую о запредельном положении сознания. Нужно понимать, что раз- личные пуруши ведут ум во все более глубокие состояния сверхсо- знания. Вот почему сознательный ум не функционирует в состоя- нии нирвитарки. Итак, подводя итог, [можно сказать, что] нирви- тарка включает очищение памяти, которое дает начало истинному знанию объекта концентрации. Сутра 44: Другие формы самадхи Etayaiva savicha̱ ra̱ nirvicha̱ ra̱ cha su̱ ks̤ mavis̤ aya̱ vya̱ khya̱ ta̱ Etaya — этим; eva — сам, один; savicha̱ ra — самадхи с рассуждением*, [рефлексией]; nirvicha̱ ra — самадхи без рассуждения; cha — и; su̱ ks̤ mavis̤ aya̱ — тонкие объекты; vya̱ khya̱ ta — объясненный.
|