Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тапас, свадхьяя и Ишвара прашдхана составляют крийя йогу.






Буквально слово «тапас» означает гореть, создавать жар, произво-

дить энергию. Обычно тапас переводится как аскетизм, суровость,

искупление, но в действительности оно означает процесс, который

полностью удаляет отпечатки, «окалину» с внутри находящейся

личности. В Бхагавад Гите говорится, что огонь джняны сжигает

весь запас кармы, что означает, что он сжигает накопленные кар-

мы, текущие кармы и кармы, которые уже принесены в жертву.

Нагарджуна говорит, что семя, когда оно не обожжено, способно

давать начало многим семенам и растениям. Таким же образом,

когда читта не освобождена от самскар, она способна произвести

еще больше самскар, тел и перерождений. Поджаренное или обо-

жженное семя становится неспособным производить.

Иногда загрязнение небольшое и требует очень незначительно-

го очищения, но когда авидья слишком велика, становится необ-

ходимо подвергнуть материальные отпечатки воздействию огня.

Тапас — это садхана, которая очищает чрезвычайно загрязненный

ум, ум, полный авидьи. Тапас также означает сохранение жара и

энергии. Он даже создает физический жар, как в пранаяме. В кон-

тексте данной сутры слово «тапас» используется в очень высоком

значении. В сутре 32 этой главы слово «тапас» также встречается.

Там оно означает элементарную садхану. В этой же сутре слово «та-

пас» используется не в смысле аскетизма или искупления, а в

смысле генерирования некоего вида жара. Этот жар может генери-

роваться пранаямой, хатха йогой, мудрами и бандхами, концент-

рацией ума, брахмачарьей или ахимсой. Это не только физическое

тепло, это в то же время жар праны, ментальный жар, духовный

жар. Он имеет психическую природу.

Когда вы хотите избавиться от плохой привычки, чем больше

желание ликвидировать ее, тем более сильной она становится.

Когда вы отбрасываете ее в бодрствующем состоянии, она прихо-

дит в снах. Если остановить ее в снах, она будет проявлять себя в

вашем поведении, иначе она будет порождать болезнь. Эта особая

привычка должна быть разрушена в ее психическом корне, не

только на сознательном уровне. Должна быть также ликвидирова-

на самскара или комплекс. Для этого требуется некоторый вид

психической активности, такой, как пранаяма или ахимса, кото-

рый искоренит ее даже из слоев подсознания. Слово «тапас» следу-

ет понимать в этом смысле.

Слово «свадхьяя» также нуждается в пояснении. Этимологиче-

ски оно означает самоанализ или самоизучение, но, кроме этого,

оно используется и в смысле изучения писаний, таких как Бхага-

вадгита или Библия. Последнее значение используется в сутре 32.

В данной же сутре слово имеет несколько другое значение. Здесь

оно означает попытку воспринимать свою собственную самость в

различных перспективах. Когда вы смотрите в зеркале на свой нос

или зубы, это называется адхьяя вашего собственного лица, т. е. де-

тальное изучение. Точно также свадхьяя означает детальное изуче-

ние вашей собственной самости, которое представляет собой изу-

чение целостной структуры вашей личности, включающей психи-

ческий, ментальный, эмоциональный и духовный аспекты. К вос-

приятию самости ведут различные практики крийя йоги. Это про-

цесс видения вашего собственного сознания. Если вы пытаетесь

вызвать восприятие психического запаха, вы воспринимаете себя в

форме запаха. Это свадхьяя, в которой вы смотрите на свое собст-

венное сознание.

Таким образом, в этой сутре слово «свадхьяя» не означает изу-

чение писаний или выполнение джапы. Риши Патанджали ис-

пользует данное слово в различных местах с различным значением.

Аналогичная ситуация с Ишвара пранидханой. Обычно она оз-

начает вверение себя Богу, но здесь она означает размещение [се-

бя] полностью в самом глубоком осознании, т. е. полное помеще-

ние вашего сознания во внутреннем осознании или слияние с

ним. Ишвара — это внутреннее осознание. Это не личная самость,

находящаяся где-то вовне. Она внутри нас, и в крийя йоге у вас

есть крийя, в которой ум отдается полностью в распоряжение вну-

тренней самости.

Крийя йога означает практическую йогу — йогу с практически-

ми техниками. Она включает действия по самоочищению, самона-

блюдению и развертыванию самосознания. Эти три действия и со-

ставляют крийя йогу. Поясняя далее, можно сказать, что это опре-

деленные крийи, производящие и сохраняющие жар, крийи, кото-

рые включают осознание себя, и крийи, с помощью которых ум

помещается в распоряжение вашего внутреннего сознания. Крийя

йога — это один из методов раджа йоги. Поскольку не принято по-

дробно писать о крийя йоге, риши отводит ей только одну сутру.

Сутра 2: Зачем нужен порядок

Sama̱ dhibha̱ vana̱ rthah kleshatanu̱ karan̤ a̱ rthascha

Sama̱ dhi — самадхи;

bhava̱ na̱ rthah — для развития состояния;

klesha — причина омрачений*;

tanu — тонкий;

karan̤ a̱ rtha — для того, чтобы делать;

cha — и.

(Крийя йога практикуется) для развития сознания самадхи и для це-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал