![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Атмана (соответственно) за вечное, чистое, добро и атман.
Эта сутра дает наиболее классическое определение авидьи. Обыч- но под авидьей понимается неведение [в смысле отсутствия зна- ния], но в этой сутре она означает нечто другое. Здесь [авидья] — это ошибка в духовном восприятии. Когда веревка ошибочно при- нимается за змею, форма вашего сознания в это время есть авидья. Авидья — это тип психоза, не невроза. Она вызывает двойствен- ность, через которую ошибочно приписываются имя и форма. В Бхагавадгите говорится, что под влиянием авидьи дхарма ошибоч- но принимается за адхарму и наоборот. Веданта указывает на то, что тело, органы чувств и буддхи имеют свои ограничения. За их пределами находится одно сознание. Сознание чисто, в то время как его основание загрязнено. Сознание бесконечно, ананда, в то время как основание не бесконечно и несчастно. Поэтому внут- ренний атман не находится под воздействием авидьи, так как ави- дья — это отождествление с телом. Авидья — это божественная иллюзия, некий тип завесы, «доза морфия» — дефект нашего психического видения. Из-за авидьи мы искаженно понимаем наши отношения с людьми, точно так же, как ошибочно принимаем веревку за змею. Эта ошибка обус- ловливает наш рассудок и наше мышление. Авидья — это ошибочная идея, которая досталась нам с самого начала [вместе] с дживатманом. Ее окончание знаменует начало просветления. Оно возможно только с полным различением меж- ду телом и сознанием, но достичь этого очень трудно. Мы не мо- жем отделить наше сознание от буддхи даже в медитации. Даже интеллектуально это невозможно. В действительности тело отли- чается от атмана, от ума, от сознания. Только в глубокой медита- ции мы можем видеть их как две [сущности]. Материя и энергия присутствуют в нас и проявляются как одно. Интеллектуально мы можем считать их разделенными, но из-за авидьи мы не можем на практике почувствовать их раздельно. Мы не понимаем суть вещей из-за того, что познаем вещи только поверхностно, т. е. их скорлу- пу. Мы можем правильно понимать вещи только посредством ви- веки. В индийской мифологии есть птица, называемая хамса, кото- рая может отделять молоко от воды. Это есть процесс вивеки, ко- торый ведет вас от авидьи в направлении видьи. Деревенская жен- щина выбрасывает шелуху и хранит зерно, но перед этим она должна разделить эти две вещи, т. е. отделить зерно от шелухи. Это [отделение] есть вивека. Авидья — это некий отрицательный ас- пект, т. е. отсутствие положительного состояния. Чтобы избавить- ся от темноты, мы не сражаемся с ней. Темнота может быть удале- на с помощью света. Таким же путем авидью удаляет вивека. Это просветление. Просветление бывает двух типов: временное и непрерывное. Вивека — это первый тип просветления, через который мы можем различать тело и атман. В веданте авидья называется майя. Майя — это [иллюзия] в космическом смысле, в индивидуальном — это авидья. Понимание авидьи как ошибочности может возникнуть только на позитивной базе*, и этой основой является Брахман. * Здесь просвечивает мысль автора, что авидья в то же время как аспект Абсо- люта является позитивной силой, обеспечивающей освобождение. (Прим. пер.) Сутра 6: (II) Асмита — чувство «я» Drigdarshanashaktyoreka̱ tmateva̱ smita̱ Drig — пуруша, мощь сознания, сила, [позволяющая] видеть; Darshana — то, что видимо; познавательная способность; shaktyoh — двух сил; eka̱ tmata̱ — тождество; i̱ va —как если; asmita̱ — чувство-Я.
|