![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страдания.
В первой главе читта вритти были разделены на два типа: болез- ненные и безболезненные. Там использовалось слово «клеша» и говорилось, что клеша удаляется посредством самадхи. Теперь ри- ши дает детальное описание клеш. Из-за склонности к материали- стичности человек думает, что он переживает только свои собст- венные несчастья [т. е. как следствия своих поступков]. Философы и ученые, пытавшиеся открыть основу мучений, обнаружили, что они коренятся не в уме, которым человек обладает в данный мо- мент, а далеко позади, в прошлом. Клеша — это вид мучения, которое находится внутри самого бытия. Каждый чувствует, что существует некое подсознательное мучение, но наша ежедневная «поверхностная» деятельность [на поверхностном уровне сознания] не позволяет нам осознавать его. В противном случае мы бы видели боль во всей ее красе. Понять, что внешний человек отличается от внутреннего человека, доволь- но трудно. В глубинной психологии говорится, что существуют различные фазы человеческой жизни и что внутренняя самость че- ловека ведет себя совершенно другим образом. В то время, как че- ловек внешне говорит правду, в душе он лжет. Движения внешнего человека и внутреннего противоположны. Изучающему йогу сле- дует знать о глубинной психологии, которая говорит нам, что дей- ствительное счастье не на поверхности. Внутренняя жизнь может очень отличаться от внешней, поэтому мы не можем судить [о че- ловеке] по внешней жизни. Так, мы видим, что даже богатый и об- разованный человек может быть совершенно несчастен внутри, тогда как бедный человек, не имеющий богатств, внутри может быть счастлив. Он может испытывать блаженство. Объяснение, которое Патанджали дает клешам, должно рассматриваться с точ- ки зрения глубинной психологии. В обычной жизни мы не осознаем страх смерти, но он есть там — в подсознании. Страх возникает, когда возникает возможность подвергнуться определенным действиям. Этот страх есть абхини- веша — страх смерти.. Это действие рефлекса [самосохранения], как, например, когда во время прогулки внезапно приближается машина, человек автоматически устремляется прочь. Он не осо- знает, [что возможна] гибель, но отпрыгивает в сторону. Страх смерти находится здесь в корне [реакции]. Даже животные имеют клеши. Сутра 4: Авидья есть коренная причина Avidya̱ ks̤ etramuttaresa̱ m prasuptatanuvichchhinnoda̱ ra̱ n̤ a̱ m Avidya̱ — авидья; ks̤ etram — поле; uttares̤ a̱ m — следующего; prasupta — скрытый; tanu — тонкий; vichchhinna — рассеянный; uda̱ ra̱ na̱ m — полностью приведенный в действие, раскрытый.
|