Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самадхи и тонкие стадии самадхи.
После нирвитарки существует еще четыре стадии, а именно: сави- чара, нирвичара, ананда и асмита. Выражение «сукшма вишайя» означает тонкие стадии самадхи: ананда и асмита самадхи, в кото- рых [для сознания] объектом слияния является соответственно блаженство и сознательность. В самадхи, предшествующем сави- чаре, ученик осознает объект, его имя, форму и качества. Воспри- нимается либо эти три стороны объекта, чередующиеся между со- бой, либо существенная природа объекта. В савичаре весь процесс [медитации] пронизан рассуждением; нет присутствия формы. Это трудно объяснить. Вы должны спокойно сесть и медитировать на Шиве или на другом объекте. Концентрация происходит на форме суждения, [но] без словесного мышления. Процесс [медитации] на суждении [происходит] без использо- вания языка, тогда как обычное мышление всегда включает язык. Например, когда мы думаем о географии, науке, религии, истории или о настоящем, или будущем, мы используем какой-то язык. Язык присутствует в течение состояний савитарка и нирвитарка. * «With reflection» переводится как с «размышлением», с рефлексией, имея в ви- ду, что тонкий объект обнаруживается не непосредственно органами чувств, а по- средством вывода формируется суждение об объекте, его идея. В самом же процес- се медитации мыслительный процесс отсутствует. (Прим. пер.) Когда мышление лишается языка, это называется вичара. В сави- чаре присутствуют три вещи: время, пространство и идея [сужде- ние]. Между санкхьей и йогой в отношении медитации существует некоторое отличие, о котором следует сказать. В санкхье нет состо- яний дхараны, дхьяны и самадхи. Последователь становится со- знательным к нирахаре. Он не думает о каком-либо объекте в тер- минах обычного понимания, как в языке. Он только сознателен в форме видения. Это более высокая садхана. В савичаре ум совер- шает переходы между временем, пространством и идеей. Эти ас- пекты не путаются. Это абсолютно чистое осознавание каждого в отдельности. Время, пространство и идея называются вичарой. Это не мышление. Вичара определяется как процесс, в котором сознание течет без языка как основы. Следует заметить, что меди- тация на форме включает язык; даже однонаправленность основы- вается на языке. Ученик может выйти за пределы языка как осно- вы только через переживание внезапной вспышки видения. В ананда самадхи имеет место чувство абсолютного покоя и аб- солютного блаженства, но это блаженство не является состоянием вашего чувственного опыта. Когда ум освобождается от особой ар- гументации в форме языка, наступает савичара. Это более глубо- кий план сознания. Сознание в савичаре называется пратьябхидж- на, что означает озаренное знание. В нирвичаре пространство, время и идея выводятся из сознания, но за этим что-то остается, и это называется существенной природой мышления. В асмите осознание абсолютно чисто, здесь нет мышления, нет осознания времени или пространства, имеет место полное пони- мание реализации этого осознания.* * Сознание осознало (реализовало) само себя. (Прим. пер.) Сутра 45: Протяженность самадхи Su̱ ks̤ hmavis̤ ayatvam̤ cha̱ lin̤ gaparyavasa̱ nam Su̱ ks̤ hmavis̤ ayatvam̤ — тонкие стадии самадхи; cha — и; alin̤ ga — пракрити; paryavasa̱ nam — протяженность.
|