Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причине знания пуруши.
Существует две разновидности вайрагьи: одно состояние — более низкое и второе — более высокое. В более низкой форме последо- ватель выходит за пределы привязанности к чувственным объек- там, но ее тонкая форма все еще остается. Это также объясняется в Бхагавадгите. Более низкая форма вайрагьи включает процесс сдерживания в том смысле, что есть распознавание [состояния влечения] и управление этим состоянием посредством развития религиозного сознания и сатсанга. Существует сознательный кон- троль со стороны ума, так что желания и страсти контролируются. Паравайрагья же включает не только отказ от наслаждений, но и преодоление укорененной склонности к наслаждению. Из более низкой вайрагьи существует возможность возврата назад, но когда вы достигаете паравайрагьи, желания и страсти уже не возвраща- ются к жизни. Паравайрагья характеризуется отсутствием желания во всех его формах. Не существует желания ни удовольствия, ни наслаждения, ни знания, ни даже глубокого сна. Это происходит, когда достигнуто осознание действительной природы пуруши. В медитации или самадхи духовный последователь осознает пурушу в самом себе. Происходит прямое интуитивное постижение пуру- ши, что дает начало паравайрагьи. Последователь преодолевает всякую притягательность и остается непоколебимым, даже когда ему предлагаются все удовольствия мира. В Катхо упанишаде есть история, которая описывает, как некто Натчикета, преисполнен- ный желанием узнать, что происходит с душой после смерти, от- бросил все мирские удовольствия, которые ему предлагал Яма — бог смерти. В конечном итоге он получил истинное знание, дока- зав самому себе, что готов ради получения высшего знания отка- заться от всех мирских удовольствий. Паравайрагья — это состоя- ние, которое не может быть достигнуто с помощью чтения книг, через сатсанг или духовную практику. Оно приходит к вам, когда происходит интуитивное прямое постижение пуруши. Мы должны ясно понимать, что означает пуруша кхьятех. Сло- во «пуруша» составлено из двух слов: «пури», что означает «город» и «ша», что значит «сон». С точки зрения философии считается, что наше физическое тело — это город, имеющий девять ворот. Считается, что ментальное тело есть город, в котором четверо во- рот. Имеется также третье тело, называемое праническим. Полага- ется, что осознавание мира является функцией тонкого тела. Пу- руша есть ничто иное, как сознание, которое не проявлено в теле и бездействует. Когда пуруша вступает в отношение с пракрити, это есть начало вселенной. Пракрити состоит из пяти первичных эле- ментов (панчбхута), пяти карминдрий, пяти гьяниндрий, четырех функций ума, пяти пран, трех тел и пяти объектов чувственного удовольствия. Согласно философии санкхья, все они вместе фор- мируют основополагающие таттвы. Они являются составляющими пракрити. В соответствии с санкхьей, вселенная начинает свое су- ществование с началом отношения пуруши и пракрити. Согласно йоге, пуруша есть сознание, которое лишено того, что содержится в уме. Оно свободно от какого бы то ни было содержания ума. Это проявление сознания без любого из пяти видов вритти. В йоге пуруша рассматривается как высшее проявление созна- ния, которое свободно от вритти так же, как и свободно от любого вмешательства пракрити. Обычно наше сознание функционирует через чувства, ум и буддхи. В медитации оно действует на более глубоком уровне, тем не менее, в этом состоянии сохраняется пра- тьяя или содержание ума и нечто, что вмешивается в это содержа- ние, а именно представление «я» — ощущение, что «я» есть. В кон- це концов, за пределами медитации это чувство «я» также исчеза- ет; то, что остается в сознании, и называется пуруша. Высшее осо- знание пуруши дает начало свободе от трех гун, которые называ- ются соответственно саттва-гуна, раджа-гуна и тама-гуна. Под саттва-гуной мы можем подразумевать знание, спокойствие и свет; под раджа-гуной — алчность, гнев, напряженность; под тама-гу- ной — медлительность, лень, тупость и т. п. Свобода от гун означа- ет, что три гуны не оказывают влияния на ум, когда имеет место осознание пуруши. Сутра 17: Определение сампраджнята самадхи Vitarka vicha̱ ra̱ nanda̱ smita̱ nugama̱ t samprajna̱ tah Vitarka — избирательность; vicha̱ ra — рассуждение; a̱ nanda — блаженство; asmita̱ — чувство личности; anugama̱ t — соединением; samprajna̱ tah — самадхи с праджней.
|