![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торых он слышал, это состояние сознания есть вайрагья.
Когда человек не имеет жажды, страстного желания по отноше- нию ко всем объектам удовольствия и т.п., которые он в своей жизни сам видел или о которых он слышал, это состояние невле- чения его ума, нежажды известно как вайрагья. Дришта включает в себя удовольствие от объектов, которые способны его доставить посредством чувственного опыта. Весь опыт личного чувственно- го знания называется дриштой. Анушравика — это те объекты, ко- торые не испытывались на опыте, но о которых вы узнали от дру- гих людей или из книг. Таким образом, вайрагья целиком является процессом буддхи, это не принадлежность к какой-то секте. Если кто-то думает, что для практики вайрагьи ему необходимо будет изменить свою настоящую жизнь, то он ошибается. Вайрагья — это окончательная переоценка всего, что вы испытывали в жизни. Достижение вайрагьи возможно даже тогда, когда на вас в пол- ной мере лежит ответственность за семью и общество. Совсем не- обязательно отказываться от своих обязанностей. Что требуется, так это не отбрасывать [как ненужные] различные действия, а ско- рее отбросить рагу и двешу, которые вызывают подсознательное мучение. Это очень хорошо объясняется в Бхагавадгите, в которой говорится, что человек может быть освобожденным в этой самой жизни, даже выполняя различные жизненно необходимые дейст- вия, если только он сможет отделить себя от хорошего или плохо- го влияния своих действий. Для медитации неважно, что вы дела- ете или не делаете в своей внешней жизни. Важна внутренняя жизнь, которая играет решающую роль в медитации, — жизнь сдерживаний, подавлений и комплексов, жизнь ментальных и психических ошибок. Для этого у вас должна быть вайрагья с тем, чтобы в ваше бытие вошли надлежащие отношения. Практика вайрагьи начинается изнутри и никогда — извне. Не имеет значения, какую одежду вы носите, с какими людьми вы жи- вете вместе. Что действительно имеет значение, так это то, какого рода у вас отношение к различным вещам, людям и событиям, с которыми вы сталкиваетесь в жизни. Вайрагья — это вид бесстра- стия, которое работает во всем, что бы вы ни делали, и вдобавок способствует сбалансированному отношению и подходу к явлени- ям в комплексе, чувству любви и сострадания. Вайрагья — это, та- ким образом, проявление чистоты и спокойствия вашего ума. Она награждает садхака непоколебимым счастьем и спокойстви- ем, которые остаются неизменными, с какими бы событиями он ни сталкивался, [принято ли их называть] приятными или непри- ятными. Здесь появляется важный вопрос. Можно утверждать, что уче- ник может очистить ум и сделать его спокойным в состоянии са- мадхи без практики вайрагьи. Можно сказать, что другие техники йоги, такие как пранаяма, медитация и другие являются вполне достаточными для того, чтобы ученик овладел более высокими со- стояниями. Но верить в это значит ошибаться. Если вы обратите беспристрастный взгляд на свой ум, вы осознаете тот факт, что на более глубоком уровне сознания и подсознания каждый из нас имеет определенные желания, страсти, амбиции и стремления, ко- торые мы хотели бы реализовать. Эти неудовлетворенные желания дают начало конфликтам и напряженностям. В нашей повседнев- ной жизни мы можем не осознавать эти конфликты и напряжения, но человек, который хочет медитировать, обнаруживает, что ему невозможно сделать свой ум устойчивым до тех пор, пока не раз- решатся лежащие на более глубоком уровне побуждения и напря- женности. Как Патанджали объясняет в одной из следующих глав, сущест__________- вует пять типов этих основополагающих побуждений, которые мо- гут быть описаны как мучения или омрачения. От всех их нужно избавиться. Пока это не выполнено, ученик не может сделать свой ум устойчивым в самадхи, и вайрагья является единственным спо- собом, с помощью которого подсознательные мучения могут быть удалены. Существует три стадии вайрагьи. На первой стадии все влече- ния и отвращения по отношению к объектам этого мира пребыва- ют в уме в активном состоянии. Усилия совершаются для управле- ния естественными страстями и сильными желаниями, такими, как расположенность к ненависти, насилию и т. п. Эта стадия ха- рактеризуется борьбой по преодолению раги и двеши. На второй стадии некоторые проявления раги и двеши попадают под управ- ление ума, но существуют некоторые аспекты, которые пока не контролируются. На третьей стадии сознательный аспект раги и двеши совершенно развит и ум становится свободным от них. Та- ким образом, мы видим, что на первой стадии усилия не достига- ют успеха, на второй стадии имеется частичный успех и на третьей стадии последователь добивается полного успеха в уничтожении раги и двеши, хотя их корни все еще могут оставаться. Сутра 16: Более высокая форма вайрагьи Tatparam purus̤ akhya̱ tehgun̤ avaitri̱ s̤ n̤ yam Tat — тот; param — высший; purus̤ akhya̱ the — истинное знание пуруши; gun̤ avaitris̤ n̤ yam — свобода от желания гун.
|