![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фантазия.
Викальпа — это воображение без [реального] объекта как основа- ния. Это не означает, что оно [вообще] не имеет объекта. Объект, о котором говорится в утверждении, просто не существует. Напри- мер, когда мы читаем удивительные рассказы о некоей сказочной стране или рассказы Гулливера о лилипутах, мы обнаруживаем там вещи, которые правильно описываются словами и используются в предложениях, но в действительности реальные объекты, которые бы им соответствовали, совершенно отсутствуют. Это примеры ви- кальпы — воображения или фантазии. Викальпа — это творение нашего ума. Это, тем не менее, не значит, что воображение совер- шенно лишено экспериментального материала. Мы берем идеи из нашего опыта и смешиваем их, чтобы сформировать новые идеи вещей, которые в действительности не существуют. У многих из нас, даже у духовных последователей, появляются беспокойства по поводу того, что иногда ум наполняется фантази- ями и выдуманными идеями. По всему миру существует много ду- ховных последователей, которые пребывают в поиске достижения воображаемой цели. Они живут в мире идей, которые есть ничто иное, как викальпа. В медитации, в дхьяне иногда происходит полет воображения. Это так восхитительно и интересно и доставляет удовольствие и удовлетворение медитирующему уму, но, согласно Патанджали, эта форма викальпы также должна быть отставлена в сторону. По- добным образом мы обнаруживаем в Индии вид медитации, осно- ванной на воображении, которая называется сознательный днев- ной сон. Сам по себе это отдельный вид садханы, но, согласно Па- танджали, это в сущности есть тупое состояние ума и должно быть преодолено через правильное знание. Эта садхана очень помогает начинающим, так как она может заставить последователя идти все глубже и глубже в состоянии концентрации. Тем не менее, не сле- дует забывать, что эта садхана, хотя и полезна для начинающих, в дальнейшем должна быть отброшена. В состояниях дхараны, антар мауны, дхьяны последователь представляет определенные объекты и их качества. При окончательном анализе они могут оказаться не- реальными и фантастическими представлениями. Но они очень полезны вначале, и ученик должен использовать их как помощь, пока не продвинется вперед, чтобы овладеть более глубокими со- стояниями. Многие великие мыслители утверждали, что различ- ный опыт, вплоть до нирвикальпа самадхи, через который прохо- дит последователь, есть ничто иное, как планы его ментального со- знания. Правильное знание, неправильное знание и воображение пред- ставляют собой сходные процессы сознания. Их отличие в том, что правильное знание имеет подлинный объект, неправильное зна- ние — ошибочный объект, тогда как воображение, или викальпа, вообще не имеет объекта. Эту разницу нужно отчетливо понимать. Сутра 10: (IV) Нидра — состояние сна Abhta̱ va pratyaya̱ lambana̱ vrittihnidra̱ Abha̱ va — отсутствие; Pratyaya — содержание ума; a̱ lambana — опора; vrittih — модификация; nidra̱ — сон*. (Глубокий) сон — это вритти отсутствия ментальных содержаний
|