Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фантазия.






Викальпа — это воображение без [реального] объекта как основа-

ния. Это не означает, что оно [вообще] не имеет объекта. Объект, о

котором говорится в утверждении, просто не существует. Напри-

мер, когда мы читаем удивительные рассказы о некоей сказочной

стране или рассказы Гулливера о лилипутах, мы обнаруживаем там

вещи, которые правильно описываются словами и используются в

предложениях, но в действительности реальные объекты, которые

бы им соответствовали, совершенно отсутствуют. Это примеры ви-

кальпы — воображения или фантазии. Викальпа — это творение

нашего ума. Это, тем не менее, не значит, что воображение совер-

шенно лишено экспериментального материала. Мы берем идеи из

нашего опыта и смешиваем их, чтобы сформировать новые идеи

вещей, которые в действительности не существуют.

У многих из нас, даже у духовных последователей, появляются

беспокойства по поводу того, что иногда ум наполняется фантази-

ями и выдуманными идеями. По всему миру существует много ду-

ховных последователей, которые пребывают в поиске достижения

воображаемой цели. Они живут в мире идей, которые есть ничто

иное, как викальпа.

В медитации, в дхьяне иногда происходит полет воображения.

Это так восхитительно и интересно и доставляет удовольствие и

удовлетворение медитирующему уму, но, согласно Патанджали,

эта форма викальпы также должна быть отставлена в сторону. По-

добным образом мы обнаруживаем в Индии вид медитации, осно-

ванной на воображении, которая называется сознательный днев-

ной сон. Сам по себе это отдельный вид садханы, но, согласно Па-

танджали, это в сущности есть тупое состояние ума и должно быть

преодолено через правильное знание. Эта садхана очень помогает

начинающим, так как она может заставить последователя идти все

глубже и глубже в состоянии концентрации. Тем не менее, не сле-

дует забывать, что эта садхана, хотя и полезна для начинающих, в

дальнейшем должна быть отброшена. В состояниях дхараны, антар

мауны, дхьяны последователь представляет определенные объекты

и их качества. При окончательном анализе они могут оказаться не-

реальными и фантастическими представлениями. Но они очень

полезны вначале, и ученик должен использовать их как помощь,

пока не продвинется вперед, чтобы овладеть более глубокими со-

стояниями. Многие великие мыслители утверждали, что различ-

ный опыт, вплоть до нирвикальпа самадхи, через который прохо-

дит последователь, есть ничто иное, как планы его ментального со-

знания.

Правильное знание, неправильное знание и воображение пред-

ставляют собой сходные процессы сознания. Их отличие в том, что

правильное знание имеет подлинный объект, неправильное зна-

ние — ошибочный объект, тогда как воображение, или викальпа,

вообще не имеет объекта. Эту разницу нужно отчетливо понимать.

Сутра 10: (IV) Нидра — состояние сна

Abhta̱ va pratyaya̱ lambana̱ vrittihnidra̱

Abha̱ va отсутствие;

Pratyaya содержание ума;

a̱ lambana опора;

vrittih модификация;

nidra̱ сон*.

(Глубокий) сон — это вритти отсутствия ментальных содержаний


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал