Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ментальные состояния и кундалини йога
Существует [определенный] порядок или последовательность эволюции вашего сознания. Этот процесс включает прохождение человеком пяти стадий сознания, которые лежат в основе класси- фикации [состояний] сознания. Свое конечное развитие человече- ское сознание получает, когда становится свободным от плена пра- крита или трех гун, что более обстоятельно будет обсуждаться во второй главе. При обсуждении выражения «читта вритти» мы упо- минали о пяти состояниях ума*. Если мы сравним эти пять состо- яний с этапами пробуждения кундалини, то смело можно сказать, что состояние мудха соответствует муладхара чакре, где индивиду- альное сознание спит или дремлет. Санскритские тексты говорят, что кундалини дремлет, сила спит, свернувшись кольцом. После выполнения определенных стимулирующих практик она стано- вится настолько возбуждена, что возбуждение распространяется вверх в манипура чакру. Состояние ума, соответствующее этой ста- дии, известно как кшипта. Поднимаясь до манипуры или пупочного центра, духовный ис- катель всегда имеет возможность быть отброшенным обратно в муладхару. Сознание пробуждается, переходит в свадхистхану, за- тем вверх до манипуры, но после этого снова переходит в муладха- * Неточность автора. О пяти состояниях сознания впервые говорится далее в тексте. (Прим. пер.) ру, потому что такова природа сознания. Однако, когда сознание достигло манипуры и остается там в течение какого-то времени или прошло сквозь манипуру, преодолев ее пределы, тогда созна- ние становится устойчивым и наступает состояние концентрации. При этом ощущается, что состояние викшипты распространяется далее вверх до аджна чакры. Сахасрара, высшая чакра, есть место- пребывания ниродхи. Это состояние за пределами трех гун. Все функции тела, ума и мира вообще зависят от взаимодействия трех гун. По гунам написано много, но нет лучшего объяснения, чем в философии санкхья. Мир в космическом смысле имеет трой- ную характеристику своей природы. В соответствии с этим каждое действие, мысль или событие творится под воздействием трех гун. Ум также подвержен сильному влиянию взаимодействия гун. Когда превалирует саттва гуна, ум сохраняет спокойствие, вритти остаются сконцентрированными, и ничто не вызывает беспокой- ства. Когда доминирует тамас, ничто в мире не может сделать вас активными, духовными или блаженными; ваш ум всегда будет проявлять себя тупым, инертным и напряженным. Таково влияние тамаса на сознание. Одна гуна в отдельности не оказывает влияния на личность. Всегда существует комбинированное влияние всех гун. Когда та- мас доминирует и подавляет две другие гуны, ум входит в неактив- ное состояние. Как результат, мыслительный процесс замедляется и временами мышление перестает проявляться. Когда это состоя- ние углубляется, ментальная пассивность усиливается, переходя в состояние глубокого невроза. Это тупое состояние ума, состояние читты, известное как мудха. Когда доминирует раджас при подавленных саттве и тамасе, ментальное состояние характеризуется как разбросанное, рассеян- ное, разорванное на части. Развивается расщепление личности, проявляется расположенность к убийству, склонность к соверше- нию самоубийства. Это состояние ума [называется] кшипта. Викшипта — это колеблющееся состояние ума. В этом особом состоянии индивидуальное сознание колеблется между устойчи- востью и рассеянностью. Это обычное состояние всех духовных последователей, когда они садятся для пуджи, медитации, концен- трации и антар мауны. Это состояние ума хорошего ученика, кото- рый, хотя и успешно продвигается в своем ученичестве, испытыва- ет временную неустойчивость из-за воздействия гун. Когда в поток концентрации, проистекающий от саттвы, вмешивается неустой- чивость, порождаемая раджасом, про такое состояние сознания говорят, что это викшипта. В этом состоянии сознания бывают внутренние видения. По- следователь очень чувствителен и подвержен настроению. Он мо- жет медитировать в течение нескольких часов, а затем внезапно бросить все [занятия] на несколько дней. Это очень важное состо- яние; в нем начинается йога. Здесь все гуны имеют полную свобо- ду выражать себя индивидуально. Когда саттва свободно проявляется, появляется однонаправ- ленность. Когда пересиливает раджас, ум рассеян. Когда же в игру вступает тамас, нет ни однонаправленности, ни рассеянности; есть только тупость и бездействие. Для духовного последователя очень важно анализировать соот- ношение трех гун и находить ту гуну, которая в данный момент превалирует. Это редкий момент, когда все три гуны оказывают равное влияние на поведение человека. Всегда имеется одна гуна, которая правит и проявляет господство над остальными, даже если последние имеют равную возможность действовать. Например__________, когда превалирует раджас, всегда существует противодействие других гун, имеющее результатом состояния концентрации и рас- сеянности, которые следуют одно за другим. Поэтому необходимо осознавать, какая гуна в данный момент абсолютно преобладает и как происходит противодействующее влияние. Если [вы ощущае- те] сильную рассеянность и слабую концентрацию, тогда преобла- дает раджас. Если [чувствуется] слабая концентрация и легкая рас- сеянность, но сильная тупость и сонливость, это значит — доми- нирует тамас. Если концентрация сильна, а рассеянность и сонли- вость слабы, это означает, что превалирует саттва. После того, как вы проанализировали влияние на сознание трех гун, необходимо найти способы исключения влияния гуны, ока- зывающей негативное воздействие, и пути развития влияния пози- тивной гуны. Например, если после мысленного обзора и анализа вы обнаружили влияние тамаса на процесс медитации, следует найти пути и средства, которые бы уменьшили это влияние, и с по- мощью подходящего метода развить противоположную гуну. Тех- ника развития позитивного влияния является более важной, чем попытки подавления гуны, оказывающей негативное влияние. В этом смысле следует выполнять асаны, пранаяму, определенные практики хатха йоги. Не имеет значения, вследствие каких изме- нений проявляется тамас: ментальных, изменений в конституции, в привычках или временных изменений в психике. Асаны и хатха йога в очень сильной степени подавляют влияние тамаса. Физиче- ская работа [вообще] является великой силой прекращения само- го существования тамаса, его искоренения, и не только из процес- са медитации, но и из самой структуры жизни. Если раджас берет верх не только во время [практики], в част- ности медитации, но и вообще в повседневной жизни, настолько, что вы не в состоянии сконцентрироваться на чем-либо из-за мен- тальных проблем, самскар, желаний, жизненных трудностей и по- давленности, вам __________следует прекратить борьбу с собой и [начать] применять те практики, которые уменьшают элемент раджаса в са- мом корне жизни. Такими практиками, например, являются бхак- ти и джапа. Практиковать карма йогу, а также выполнять физическую рабо- ту необходимо не потому, что вы нуждаетесь в их результатах, а по- тому, что они необходимы для вашей духовной жизни. Предположим, что вы обнаружили, что во время медитации очень сильна раджа гуна и, как результат этого, вы не в состоянии на какое-то время сконцентрировать свой ум. Поэтому вас клонит ко сну, ум начинает колебаться, вы думаете о многих вещах; вы не в состоянии управлять умом. Что вам следует делать? В этом случае вам необходимо использовать практики, с помощью которых можно уменьшить раджа гуну. Пожалуйста, запомните, что раджа гуна может быть уменьшена с помощью практики бхакти и моно- тонного повторения джапы. В какое-то время вы находите, что в силе саттва гуна, хотя дру- гие гуны, то одна, то другая, также действуют. Безусловно, вы не должны устранять саттва гуну. Ее вам нужно будет усиливать, пото- му что саттва желательна. Тама гуна нежелательна, и вы должны будете уменьшать ее. Раджа гуна также нежелательна, и ее также нужно уменьшать. Итак, когда доминирует тама гуна, необходимо ее уменьшать, когда преобладает раджа гуна — уменьшать раджа гуну, но, когда превалирует саттва и в то же время присутствуют та- мас и раджас, вы должны, как это сказано в йогических текстах, различными методами увеличивать силу саттвы. Вам необходимо со вниманием относиться к самому себе и думать, каким методом вы можете усилить вашу саттва гуну: может быть с помощью дхара- ны, возможно — через сатсанг, может быть путем изучения книг, может благодаря соблюдению диеты. Каждый духовный последователь должен не все двадцать четы- ре часа, а хотя бы иногда анализировать влияние трех гун. Итак, ес- ли вы находите, что в течение целого месяца концентрация была полной, но были промежутки, когда ум колебался, это соответст- вует колеблющемуся состоянию ума или викшипте. Например, сейчас ваше состояние неустойчиво. И это не факт, [характеризую- щий ваше сознание] а только то, что вы ощущаете. Какая, в частно- сти, гуна более сильна? Если более сильна тама гуна, вы будете от- катываться назад, ваша садхана будет ослабевать. Если доминирует саттва, вы сконцентрируетесь и перейдете в медитацию. Таким об- разом, главное, что вы должны делать, это «читать» свое состояние и в соответствии с этим применять определенные средства. Говорят, что йога начинается тогда, когда ум достигает состоя- ния викшипты. Кшипта и мудха — две предшествующие стадии, которые не являются йогическими. Они представляют собой то, что мы называем мирскими стадиями ума. Мудха далека от любой йогической концепции. Теперь мы подходим к слову «экаграта». Экаграта означает од- нонаправленность — [состояние], в котором отсутствуют как раджа гуна, так и тама гуна; есть только саттва. В то время, когда ум дости- гает состояния однонаправленности, совершенно отсутствует [воз- действие] обеих гун — раджаса и тамаса; имеет место полное преоб- ладание саттвы. Когда эта стадия наступила, тогда остается послед- нее, что может быть достигнуто, это ниродха — полное прекраще- ние. В этом состоянии нет ни тамаса, ни раджаса, ни саттва гуны — ни одной из этих трех функций. Это состояние ума, называемое тригунатита, находится за пределами трех гун, когда сознание дела- ется абсолютно свободным от их воздействия. Когда индивидуаль- ное сознание становится свободным от плена трех гун и остается в одиночестве без каких-либо отношений с гунами — «дружбы», «со- юза» и т. п., это состояние сознания называется ниродха. Такова терминология йоги, детально рассматриваемая здесь, в связи с процессом пробуждения сознания кундалини. Сутра 3: Высшая точка йоги Tada̱ dras̤ tuh swaru̱ peavastha̱ nam Tada̱ — тогда; dras̤ tuh — видящий; swarupe — собственная __________существенная природа; avastha̱ nam — устанавливание.
|