![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Болезненны.
Вся эта сутра составлена из четырех слов. Слово «вритти» вам уже известно, тем не менее оно все еще нуждается в дальнейшем пояс- нении. Далее, начиная с данной сутры, следует детальное объясне- ние [понятия] вритти. Сутра говорит, что вритти ума пятиричны, т. е. пяти видов. Пять видов — это пять типовых проявлений, кото- рые бывают болезненны, либо не болезненны. Это означает, что всего типовых проявлений ума десять: пять из них болезненны и пять — не болезненны. Это нуждается в иллюстрации. Ум видит цветок; с помощью глаз он принимает форму цветка, и цветок ему нравится. Это называется аклиштой — приятным. За- тем ваш ум видит раздавленное, расчлененное тело собаки, кото- рая попала под колеса проезжающей повозки. Ваш ум смотрит че- рез глаза, и воспринимаемое усваивается им, но оно ему не нра- вится. Это называется клиштой или болезненным. Итак, проявле- ние ума определенного типа в случае с цветком было не болезнен- ным или приятным; в случае же с раздавленной собакой — болез- ненным или клиштой. Типовое проявление одно и то же — вос- приятие через глаза; видение же двойственно: аклишта и клишта, не болезненное и болезненное. Таким же образом ум имеет или принимает пять главных типо- вых видоизменений или проявлений. Каковы же эти пять вритти? Мы обсудим это в следующих сутрах, но перед тем, как перейти к этой теме, пожалуйста, поймите очень отчетливо, что Патанджали подразумевает под словом «всё». Это проявления ума в различных сферах жизни. Например, вы смотрите на дерево, вы смотрите на человека или природный ландшафт. Вы делаете это посредством глаз, и это одно из проявлений вашего ума. Вы слушаете музыку или лекцию. Это также одно из проявлений вашего ума. Затем вы закрываете глаза и думаете о прошлом, настоящем или будущем, о ваших отношениях, друзьях и врагах. Это также одно из видоизме- нений ума, одно из его образований, шаблонных проявлений. Ког- да вы взволнованы, обеспокоены или полны гнева, или страсти, горя, ревности, сострадания, любви к человеку, к Богу, это также одно из шаблонных проявлений вашего ума, и это особое проявле- ние называется вритти. В соответствии с системой йоги каждый вид знания, каждый вид мысли и каждая область сознания есть одна из вритти ума. В йоге даже состояние сна считается одной из обусловленностей ума. Это ментальное состояние, ментальная обусловленность. Подоб- ным образом сомнение, иллюзия, ошибочное мнение, такое как ошибочное принятие веревки за змею, — это все ментальные обус- ловленности, вритти. В санскритских текстах и, в частности, в текстах йоги и ведан- ты слово «вритти» встречается сплошь и рядом. Но понятие это та- кое неоднозначное, что иногда философы и мыслители оказыва- ются не в состоянии объяснить его надлежащим образом. В сем- надцатом веке был великий ученый, которого звали Гаудападача- рья. Он был гуру у гуру великого Шанкарачарьи. Он написал по- дробный комментарий на маленькую упанишаду, называемую Мандукья упанишада. В своем комментарии великий ученый пи- сал: «Мир в целом представляется ничем иным, как формой мен- тальных видоизменений высшего сознания». Весь космос, не только Земля, но и космос в целом может быть нереальным; он может быть просто выражением вашего менталь- ного мышления, ментального мышления высшего существа, кос- мической силы мышления. Поэтому, когда мы используем термин «ментальное видоизменение», мы имеем в виду различные типо- вые проявления или персонификации ума, различные стадии, сферы или измерения личности. В театральной постановке один и тот же человек может выхо- дить на сцену как нищий, король, разбойник, санньясин, мужчи- на или женщина и т. д. Таким же образом в человеке есть простая материя, называемая сознанием, которая появляется, чтобы про- явиться в форме бодрствования, сновидения, глубокого сна, мыш- ления, влечения и отвращения. Это одно сознание, которое мы ви- дим играющим разные роли, и это различные вритти. Сутра 6: Пять типов вритти Prama̱ n̤ a viparyaya vikalpa nidra smritayah Prama̱ n̤ a — правильное знание; Viparyaya — неправильное знание; vikalpa — фантазия, воображение; nidra — сон; smritayah — память.
|