![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Карма йога
Карма йога предлагается тем, кто активен от природы. Специ- ально она не упоминается, но, безусловно, подразумевается во многих строфах. Например, яма и нияма подразумевают практику карма йоги в повседневных делах и при выполнении своих обязан- ностей. Также карма йога подразумевается в строфах по бхакти йо- ге. Патанджали понимал, что успех в бхакти йоге автоматически влечет за собой успех в раджа йоге, джняна йога ведет к совершен- ству в раджа йоге и так далее. Он осознавал, что личность, следую- щая по пути раджа йоги, должна интегрировать в себе все аспекты своего бытия. Мелочность и эгоизм должны быть устранены од- ним из доступных методов. Все негативные и ограничивающие функции ума должны быть стерты. «Остановка вритти (ментальных видоизменений) может быть достигнута посредством вайрагьи (непривязанности) и абхьясы (практики йоги)». Гл. 1: 12 Эта установка объемлет все пути и техники йоги. Ничего не ис- ключается. Они все ведут к успеху в йоге. Вийога ведет к йоге Большинство людей знают, что слово «йога» означает «единство», но Патанджали в своей Йога-сутре представляет на рассмотрение йогу как процесс разделения. Как это противоречие может быть объяснено? Это можно объяснить в терминах философии санкхья, на которой основывается Йога-сутра. Санкхья разделяет существование и индивидуальное бытие на два аспекта: пурушу (сознание) и пракрити (природу, энергию, про- явленное бытие). При этом нужно помнить, что это только теория, которая, как и все другие философские учения, никогда не сможет истинно представить реальность, каким бы грандиозным это уче- ние ни было. Существование и индивидуальное бытие появляются, когда соединяются пуруша и пракрити. Под пурушей и пракрити подразумеваются соответственно драшта (видящий) и дришья (ви- димое). Пуруша означает субъектное бытие, пракрити — объект- ное, внешнее существование. Процесс и практика йоги имеют дело с вийогой, отделением пуруши от пракрити, видящего от видимого. Это отделение созна- тельности от отождествленности со средством — телом-умом. Это разделение и различие между сознательностью и телом-умом мо- жет быть понято только через личный опыт. Ни чтение большого количества книг, ни продолжительные обсуждения не могут заста- вить осознать истину и реальность этого отличия, — только лич- ный опыт, непреодолимый и ошеломляющий. Этот личный опыт будет преобразовывать всю вашу жизнь, он обеспечит платформу, на которой можно понять свою жизнь и бы- тие. В своем бытии вы обнаружите новое измерение, о котором никогда не подозревали. Процесс йоги разработан таким образом, чтобы внести вийогу — разделение между видящим и видимым. Это ведет к йоге — единству как кульминации процесса. Прежде всего, пуруша и пракрити должны быть разделены, а затем, когда это достигнуто, они становятся видимыми как одно и то же. Та- ким образом, вийога (практика йоги) ведет к йоге на высшем уровне. Другой способ объяснения данного положения вещей заключа- ется в следующем. Чистое сознание (пуруша) привязан к низким уровням сознания посредством ошибочного отождествления с те- лом-умом (пракрити). Целью йоги является освободить пурушу от пракрити. Свамиджи определяет йогу как «(метод), с помощью ко- торого сознание разъединяется с заблуждением по поводу разума и проявленного мира. Йога (единство) есть результат». Опыт различения и разделения чистого сознания от разума и тела ведет к осознанию единства всех вещей. Все пути йоги и тех- ники используют этот процесс устранения ограничений разума и тела, вследствие чего джняна (запредельное знание) может сиять в своем полном великолепии. Совершенство разума ведет к само- произвольному сиянию чистого сознания. Природа ума Современная философия проявляет тенденцию рассматривать ум как источник осознанности и сознания. Патанджали ясно излага- ет точку зрения йоги, когда говорит, что ум не может быть источ- ником сознания, потому что он может также восприниматься как объект (строфа 4: 19). Ум не высвечивает сам себя. Современная наука склоняется к тому, чтобы считать как ум, так и сознание выражением и проявлением материи. Йога со сво- ей стороны говорит, что в действительности материя является гру- бой формой и проявлением разума; материя управляется умом, а не ум — материей. Материальный мир, который мы видим вокруг себя, на самом деле есть выражение более тонких ментальных ас- пектов существования. Отвлекаясь от этих двух фундаментальных отличий, йога и со- временная мысль согласуются по многим аспектам, касающимся ума. В соответствии с философией Юнга, ум может быть класси- фицирован по трем различным измерениям: сознательному, под- сознательному и бессознательному. Они могут быть соотнесены с терминами йоги следующим образом. Сознательный ум — стхула (грубое измерение), джагрит (состояние бодрствования), внешнее мышление и воспри- ятие окружающего мира. Подсознательный ум — сукшма (тонкое измерение), свапна (со- стояние сна), индивидуальная память, самска- ры (ментальные тенденции). Бессознательный ум — карана (причинное измерение), сушупти (состояние глубокого сна), космические кол- лективные самскары и память. Эти области содержат инстинктивный, интеллектуальный, психический и интуитивный аспекты человека. Целью йоги Па- танджали является исследование этих различных ментальных сфер с тем, чтобы познать их. Цель — перейти от сознательного к под- сознательному, а от него — к бессознательному. Некоторые люди понимают или даже в какой-то степени при- знают невероятную глубину ума, но ни одна философская система не пыталась определить его содержание. В тоже время Вьяса, один из наиболее глубоких комментаторов Йога-сутры Патанджали, который жил вероятно две тысячи лет назад, реально разделил и классифицировал подсознательный и бессознательный ум на семь аспектов. Это следующие его прояв- ления. 1. Сдержанные самскары (ментальные отпечатки, вызванные ин- дивидуальным подавлением). 2. Самскары, которые заставляют действовать особенным образом. Эти хранимые в памяти тенденции могут предшествовать рож- дению. Они определяют действия, болезни, таланты и т.д.; это наследственный аспект человека. 3. Скрытые, невыразимые данные памяти от прошлых событий. Они скрыты и накапливаются в коллективном бессознательном за пределами обычных ограничений индивидуального осозна- ния. 4. Инстинктивные рефлексы, которые управляют вегетативным функционированием физического и пранического тела. Мы не учимся переваривать пишу; эта способность уже запрограмми- рована в индивидуальном уме. 5. Прана (био-плазменная энергия). Сам ум, вне зависимости от того, насколько он тонок или груб, состоит из праны. Прана также является средством, с помощью которого выполняются действия в соответствии с намерениями. 6. Врожденные функции ума. Ум по самой своей природе создан, чтобы меняться в соответствии с космическими ритмами. 7. Психические силы. Сверхъестественные силы имеют тенденцию проявляться в в области коллективного бессознательного или космического разума. Это очень всеохватывающий список, который безусловно по- буждает к размышлению. Он указывает на сферу действия ума и его природу. Эти различ- ные аспекты становятся очевидными по мере продвижения по пу- ти йоги. Все секреты вселенной хранятся в уме. Он содержит все знание, которое существовало, существует и будет существовать в буду- щем. Ум имеет слой, который находится выше слоя выражения от самого тонкого до наиболее грубого. Цель йоги Патанджали — по мере продвижения устранять существующие ограничения и заве- сы индивидуального ума, исследовать и раскрыть присущий ему потенциал и постепенно сформировать из ума совершенный инст- румент, способный отражать космический ум, частью которого он является. Цель йоги Патанджали и всех других путей йоги — идти дальше и совершить прыжок в бездну вне-ума — в сверхсознание. Психические и сверхъестественные силы Психические силы на санскрите называются сиддхи. Они включа- ют телепатию, яснослышание, ясновидение, предвидение и широ- кий ряд менее известных сил. Они проявляются в результате по- средничества сверх-индивидуальной области ума. Сиддхи появля- ются в коллективном бессознательном, где каждая личность, каж- дый индивидуальный ум и каждая вещь близко связаны со всем ос- тальным. Они могут иметь место в прошлом, будущем и даже в сферах за пределами пространства-времени. В то же время вне за- висимости от того, насколько удивительными они могут казаться, это, тем не менее, всего лишь проявления происходящего внутри ума. Несколько лет назад в России и в других странах проводились научные эксперименты по исследованию различных психических явлений с помощью приборов. Но в действительности нет необхо- димости в подобных экспериментах, поскольку каждый может от- крыть психические силы в себе, двигаясь по пути йоги. Много строф Йога-сутры описывают большой набор как хоро- шо известных, так и редко встречающихся сиддх. Вместе с тем текст ясно предупреждает, что вы не должны стремиться к дости- жению этих сил или заниматься этим по-дилетански. Они могут быть опасны как для вас, так и для других, если их использовать в личных целях. Целью йоги является не развить сиддхи, а придти к осознанию своей реальной природы. Сиддхи просто следуют сво- им чередом и, несомненно, появятся, как только ум станет более однонаправленным и очищенным. В их отношении должно быть безжалостное бесстрастие. На пути йоги искушения становятся все более и более тонкими. На любительском уровне трудно устоять перед искушением, зани- маться психическими силами. Если же это все же происходит, то неминуемо последует крушение и расплата за неблагоразумие. Все великие святые, йоги и т. п. рассказывают о своих битвах с искуше- ниями, в их числе Будда и Христос. К счастью сиддхи реально не появляются в эгоистичном уме. Если бы это было так, тогда в уме и в более тонких сферах психики царил бы тотальный хаос. Поэто- му не практикуйте йогу, чтобы достичь сиддхи; прежде всего удов- летворите свои желания в гораздо более безопасном физическом мире. Совершенная система психологии и психиатрии Большинство современных систем психиатрии имеют целью дове- сти личность до некоей «нормальности», вкладывая в этот термин тот или иной смысл. Йога Патанджали также пытается достичь этой «нормальности», но она идет намного дальше. Она стремится сделать личность способной исследовать все слои своего собствен- ного ума, чтобы добиться самосознания и затем — совершенной свободы. Йога Патанджали, несмотря на то что она содержит ме- нее, чем двести строф, и была написана тысячи лет назад, может быть названа совершенной системой психологии и психиатрии, по отношению к которой все остальные в конце концов будут нуж- даться в доработке. По мере чтения текста и комментария вы увидите метод, кото- рый позволяет взяться за решение проблем разума. Далее приведе- ны несколько примеров. Патанджали кратко перечисляет базовые техники, которые со- временная психиатрия применяет в терапии. Они приводятся в строфах 1: 32—39. Строфа 32 предлагает развитие сильного интере- са к какой-либо одной вещи. Это может быть какое-то хобби или работа, занятость которыми и составляет терапию. Строфа 33 со- ветует развитие позитивного отношения к другим. Оно включает некоторое самовнушение, которое психиатр может дать своему па- циенту. Строфа 34 предлагает управление дыханием. Хорошо изве- стна связь между умственным беспокойством и неровным дыхани- ем; чтобы вызвать ментальное успокоение может быть использова- но глубокое дыхание. Строфы 35 и 36 советуют, что следует сосре- дотачиваться на чувственном восприятии. Это может включать му- зыкальную терапию, массаж и т.д.; все это может быстро внести в разум успокоение. Строфа 37 предлагает размышлять о человеке, который достиг более высоких состояний сознания. Конкретно имеется в виду йог или гуру, но можно выбрать в качестве объекта и психиатра; фактически большинство современных терапий поч- ти всецело зависят от доверия, которое пациент испытывает к те- рапевту. Без такого доверия не может быть успешно проведено ни- какое лечение. Строфа 38 предлагает терапию сном, которая для некоторых современных психиатрических систем практически яв- ляется основой. Наконец, строфа 39 рекомендует медитацию; зна- чение этой формы терапии было оценено современной психиатри- ей сравнительно недавно. Все эти методы помогают очистить ум и позволяют реализоваться тому, что хранится глубоко в памяти, по- добно пузырькам, которые при кипении всплывают и лопаются на поверхности. Также в строфе 1: 31 приводятся признаки ментального беспо- койства; все они являются страданием, которое включает болезнь, подавленность, нервозность и тяжелое или неровное дыхание. Отсутствие счастья* — это всеобщая проблема человечества. В нескольких коротких, но проникающих в суть строфах Патанджа- ли определяет причину человеческой неудовлетворенности и предлагает средство против него. Он объяснил проблему, что с ма- лым успехом пытались сделать другие системы философии и пси- хологии, описанные в тысячах книг. Охватывая ситуацию в целом, он не потерялся в многословной терминологии и деталях. Здесь мы приводим только краткое обсуждение, поскольку, с одной сторо- ны, строфы точны, понятны и логичны, а, с другой, — полное объ- * Термин «unhappiness» мы переводим в общем смысле как «отсутствие счас- тья», «недосягаемость счастья», «неудовлетворенность» и «несчастье», когда имеет- ся в виду конкретное страдание. (Прим. пер.) яснение дается в комментарии. Чтобы подчеркнуть суть, мы поз- волили себе слегка изменить оригинальный перевод некоторых строф. Во-первых, Патанджали говорит: «Основными напряженными состояниями ума (которые вносят неудовлетворенность) являются неведение истины, эгоизм, привязан- ность, неприязнь и страх смерти». с. 2: 3 В качестве итога Патанджали приводит исчерпывающую при- чину отсутствия счастья. Следующие строфы раскрывают смысл основных напряжен- ных состояний: «Неведение относительно реальности является корнем напряжен- ных состояний, от которого появляются все остальные. Напряжения могут быть спящими, слабыми, рассеянными или проявленными». с. 2: 4 Патанджали объясняет, что корневой причиной невозможнос- ти обрести счастье, осознается она или скрыта в подсознании, яв- ляется неведение относительно своей действительной природы. Пока не познана сущность своего бытия, всегда будет в той или иной форме напряженность и неудовлетворенность. Патанджали определяет напряженные состояния как напряжен- ности, действующие на различных уровнях. А именно следующих. 1. Спящие (прасупта) — напряженности, коренящиеся глубоко в подсознательном уме, которые пока не осознаются. Они пред- станут перед вами, когда посредством практики Йоги ваше вос- приятие станет глубже. 2. Слабые (тану) — мелкие, незначительные напряженности. 3. Рассеянные (виччхина) — напряженности, которые в жизни приводят к нервозности, навязчивым идеям и подавленности. Йога при определенных условиях разрешает эти напряженные состояния, позволяя вам принять самого себя и гармонизиро- вать свои побуждения. 4. Проявленные (удара) — напряженные состояния, которые могут быть легко распознаны в повседневной активности. Таким образом, перекрывается весь спектр напряженных со- стояний — от грубых до наиболее тонких. Что же это такое — ос- новополагающая напряженность, называемая неведением? Патан- джали объясняет это в следующей строфе: «Неведение может быть определено как принятие бренного за веч- ное, нечистого за чистое, отсутствие счастья за счастье и не-само- сти за самость». с. 2: 5 Данное неведение есть отсутствие знания сварупы (своей дей- ствительной природы). По сути это и есть причина неудовлетво- ренности. Это неведение постепенно рассеивается светом понимания, ко- торый приходит с регулярной и настойчивой практикой йоги. В действительности сам ум является источником неведения, по- скольку он работает по принципу разделения и различий. Неведение постепенно разрушается путем достижения более глубокого проникновения в природу ума и затем при определен- ных обстоятельствах продвижения за его пределы. Именно ум при- водит к ложному отождествлению сознания с телом-умом. Когда достигается вийога (разделение) сознания и тела-ума, тогда проис- ходит продвижение в направлении разрушения основополагаю- щей причины — неведения и далее по очередности всех других ме- нее значительных причин недосягаемости счастья. Неведение ведет к эгоизму. Это объясняется в следующей стро- фе: «Эгоизм может быть определен как ошибочное отождествление пуруши (видящего) с инструментом видения, телом-умом» с. 2: 6 Люди ложно отождествляются со своим телом-умом; это вызы- вает сильное чувство индивидуальности. Каждая личность пытает- ся навязать свою волю другим ради достижения собственной выго- ды. Она ищет личное удовлетворение во что бы то ни стало. Ценой же обычно является расстройство и отсутствие счастья, поскольку эго никогда не может быть вполне удовлетворено. Чувство эго ведет к неприязни и привязанности к вещам этого мира: «Привязанность может быть определена как поглощенность удо- вольствиями мира. Неприязнь определяется как отвращение от ве- щей мира». с. 2: 7—8 Эти два напряженных состояния: привязанность и неприязнь, влечение и отвращение ведут к конфликту и отсутствию счастья в жизни; для действительных жизненных ситуаций редко когда удовлетворяются чьи-то нужды и ожидания. Эти влечение и отвращение ведут к страху смерти, так как каж- дый желает продолжить положение вещей относительно удоволь- ствий и индивидуальности. Патанджали говорит: «Страх смерти является доминирующей силой, присущей всем лю- дям, даже тем, кто много познал». с. 2: 9 Эта причинная цепь напряженности и неудовлетворенности очень рациональна. Неведение ведет к эгоизму, эгоизм — к влечению и отвраще- нию, а они ведут к страху смерти. Устранение основополагающего неведения и всех других напряженностей ведет к совершенному счастью. Как это происходит? «Эти причины недосягаемости счастья могут быть нейтрализо- ваны путем возвращения их назад к своему источнику и устранения связанных с ними ментальных состояний посредством медитации». с. 2: 10, 11 Таким образом, напряженные состояния могут быть устранены путем исследования ума с помощью медитативных техник. Эти несколько кратких строф раскрывают в итоге природу ментальных проблем, напряженных состояний и неудовлетворен- ности и предлагают метод их исключения. Полная энциклопедия могла быть написана, чтобы осветить эти проблемы. Вокруг них могла быть развита целая система психиатрии. Йога Патанджали пытается добраться до самого источника человеческой неудовле- творенности; любой другой подход имеет дело с человеческим страданием только на поверхностном уровне. Патанджали дает способ проникновения в основополагающую причину. Как не- удовлетворенность может быть излечена без такого проникнове- ния? Поэтому сутры [сначала] определяют причины, а затем пока- зывают, как их устранить. Только таким образом можно обрести счастье, которое лежит за пределами наших фантастических меч- таний. Всего в нескольких тысячах слов Патанджали выразил знание, которое бесценно. Поскольку это касается каждого, эта книга должна быть обычным справочником для всех психиатров. Она должна быть «библией» психологии и психиатрии. Таково наше мнение по поводу этого шедевра практической мудрости. Необходимость данного комментария Патанджали или кто-то другой, написавший Йога-сутру, был мас- тером ума. Его идеи более научны, чем идеи крупнейшего ученого, его мысли более логичны, чем мысли самого выдающегося логика. В словах он точен и предельно краток. Повторения отсутствуют. По- рой структура его предложений неполная, тем не менее, каждое слово наполнено богатой информацией, смысл которой где-то очевиден, но где-то — скрыт. В последнем случае очень просто не уловить или неправильно понять содержание, стоящее позади строф. Скрытый смысл может быть открыт только мастером, в ко- тором «живет» учение. Более того, строфы должны быть объясне- ны в терминах, понятных современному человеку. Именно по этой причине был составлен этот комментарий, основанный на практи- ке и личном опыте современного мастера, нашего гуру Свами Са- тьянанды Сарасвати.
|