![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Два пандита пришли в ашрам, чтобы присутствовать на сатсанге.
Два пандита... Два пандита пришли в ашрам, чтобы присутствовать на сатсанге. Был прохладный, освежающий вечер, и на лужайке постелили большую циновку. Пандиты были первыми из прибывших и сели на циновку прямо напротив места гуру. Вскоре пришло много других людей и, когда гуру занял свое место, сатсанг начался. Сначала участники сатсанга занимались асанами, пранаямой и другими йогическими практиками. После некоторого времени пандиты сказали гуру: «Мы пришли сюда обсудить более важные вещи, мы пришли спросить Вас о философском смысле самадхи, согласно Патанджали». Началась дискуссия. Один пандит настаи- вал: «Асампраджнята самадхи и нирбиджа самадхи несомненно од- но и то же». Другой не соглашался: «Нет, сегодня ты не прав, они различны». Каждый начал обширно цитировать различные свя- щенные писания, чтобы подтвердить свою точку зрения, и вскоре в своей аргументации они дошли до неистовства. Гуру не мог вста- вить и слова и так и сидел в молчании. Пандиты забыли про него, однако в какой то момент один из них повернулся к нему и спро- сил: «Что Вы думаете? Отличается асампраджнята от нирбиджа са- мадхи, или нет?» Но прежде, чем гуру смог ответить, тот же пандит продолжал: «Книги, которые я прочел, говорят, что они опреде- ленно отличаются». Гуру сохранял молчание, а пандиты продолжа- ли свою дискуссию. В конце концов, они стали кричать друг на друга и почти дошли до драки. Горячая дискуссия продолжалась в течение около получаса. В это время большая толстая довольная корова небрежно забрела на циновку, поскольку та занимала всю лужайку. Всех забавляло при- бытие нового посетителя... всех, кроме пандитов, которые были так вовлечены в свои дебаты, что не замечали корову. Люди усту- пили ей дорогу, и она спокойно села позади пандитов. По всему было видно, что корова внимательно интересуется дискуссией и серьезно размышляет над каждым произнесенным словом. Вдруг корова замычала: «Му-у-у», как бы полностью одобряя сказанное. Оба пандита подпрыгнули от испуга. Впервые за вечер они сохраняли молчание и даже спустя полчаса не могли вымол- вить ни слова. Все смеялись, а корова медленно поднялась и неук- люже удалилась, возможно, чтобы где-нибудь еще найти другой интересный сатсанг. Корова произнесла самое мудрое из сказанного на сатсанге слово. Не намеренно, а может быть и сознательно, она сказала всем, включая пандитов, что Йога-сутра Патанджали написана не для интеллектуальных дискуссий и размышлений. Она написана, чтобы объяснить процесс и практические методы повышения уровня сознания, достижения более глубокой мудрости, исследо- вания потенциала разума и в конечном итоге выхода за его преде- лы. Текст ориентирован главным образом на практику, он не пред- назначен служить руководством для интеллектуальных упражне- ний по самадхи. Несомненно, сам Патанджали посмеялся бы над подходящей [в той ситуации] мудрой речью обычной коровы. Многие строфы показывают вещи, которые находятся за преде- лами обычного мирского опыта и постижения. Но это сделано не для того, чтобы внести некое интеллектуальное понимание, а для того, чтобы садхака (последователь), который практикует йогу Па- танджали или какую-либо другую систему, продвигаясь, достиг проникновения в суть и понимания более глубоких аспектов свое- го бытия. Постепенно он поймет сокровенные строфы посредст- вом своего собственного опыта. Строфы говорят ему, в правиль- ном ли направлении он идет или нет, а также помогают ему следо- вать дальше. Строфы никогда не могут быть поняты интеллекту- ально, они не предназначены, чтобы их понимали таким образом. Строфы написаны, чтобы служить некоей картой, руководством для путешествия от мирского уровня к более высоким уровням со- знания и при определенных условиях — к освобождению. Текст показывает путь к совершенной свободе через настойчивую йоги- ческую практику. Все, что требовалось сказать, содержится в тексте строф и ком- ментариях к ним. Целью данного введения является следующее. 1. Дать основную подготовительную информацию. 2. Сделать акцент на невероятной последовательности и совер- шенстве строф, чтобы читатель смог более просто и ясно уви- деть йогические, психологические и научные истины, содержа- щиеся __________в основном тексте. 3. Обратить внимание на вещи, которые, если этого не сделать, можно из-за простоты строф просто пропустить. Структура текста Данная книга представляет собой комментарий на Йога-сутру, пи- сание, состоящее из 196 сутр (строф), составленное мудрецом Па- танджали. В переводе с санскрита текст может быть озаглавлен «Строфы по йоге», однако буквально слово «сутра» означает «нить». Подразумевается, что в основу написанных слов положена одна непрерывная мысль; различные идеи соединены вместе по- добно бусинкам на мале с тем, чтобы сформировать завершенную философию. Писание также называется «Йога даршана», что широко перево- дится как «Философия йоги», но в действительности слово «дарша- на» имеет более глубокое значение. Оно происходит от «дриш» — «видеть» и соотносится со словом «драшта» — «видящий». Даршана — это процесс видения. Поэтому Йога даршана озна- чает «процесс видения с помощью йоги». Это не видение глазами, не видение с помощью каких-либо других чувств во внешнем мире. Это означает видеть нечто за пределами чувств и за пределами разу- ма. Это есть процесс видения, когда глаза и другие чувства закры- ты, и разум находится под полным контролем. Йога даршана — это метод более высокого восприятия, который заключается в способ- ности видеть невидимое или видеть путем духовного проникнове- ния в суть. Писание считается наиболее точным и научным текстом, ког- да-либо написанным по йоге. Он разделен на следующие четыре главы.
|