![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самадхи
Патанджали описывает различные уровни самадхи, но наибо- лее подходящим определением является следующее: «Когда пять чувственных восприятий вместе с умом пребывают в покое, когда даже интеллект перестает функционировать, это, го- ворят мудрецы, есть высшее состояние». Катха упанишада III: 10 В этом состоянии, в котором полностью прекращены как внешние, так и внутренние видоизменения, все, что остается — это сознательность. Самадхи приводит к самосознанию [самореа- лизации]. В Бхагавад Гите говорится: «Когда интеллект ошеломлен, услышав слова писания, и останав- ливается непоколебимым в самадхи, тогда достигается самоосозна- ние». Гл. 2, 53 Наиболее расплывчатым объяснением и определением самадхи является следующее: «Двенадцать (растянутых циклов) пранаямы ведут к пратьяхаре. Двенадцать пратьяхар (продленной продолжительности) ведут к дхаране. Двенадцать таких дхаран ведут к дхьяне, а двенадцать та- ких дхьян имеют в качестве результата самадхи». Йога Чудамани упанишада V 111—113 Восемь ступеней — для продвинутых последователей Хотя восемь ступеней, описанные в Йога-сутре, широко известны, в действительности они все же являются продвинутыми техника- ми, [предназначенными] для тех, кто разрешил большинство сво- их ментальных проблем и конфликтов. Реально они не предназна- чены для среднего человека. В самом начале сутры говорится: «Те- перь, поэтому, полные указания в отношении йоги». Слова «те- перь, поэтому» означают, что вы будете в состоянии практиковать восемь ступеней после довольно основательной подготовки. Йога- сутра является продолжением предшествовавших ей основопола- гающих текстов и учений. В Хатха йога Прадипике говорится: «Преклоняемся перед Шивой, который учил хатха йоге, представ- ляющей собой лестницу для подъема на вершину раджа йоги. Из-за пу- таницы и неправильных концепций большинство людей не в состоянии практиковать раджа йогу. Из сострадания Сватмарама (автор) описывает хатха йогу, уподобляя ее факелу, который, освещая, уст- раняет неведение». Гл. 1: 1, 2, 3 «Необходимо овладеть хатха йогой в форме асаны, пранаямы и др. практик, пока вы не будете готовы к раджа йоге». V. I: 68, 69 Без этой подготовки не будет продвижения в раджа йоге. Почему эти восемь ступеней названы продвинутыми? Одна причина заключается в том, что они требуют от практикующих ус- транения мыслей. Для большинства людей, чей ум озабочен, это принесло бы больше вреда, чем пользы. Только когда колебания ума незначительны, мысли могут быть устранены. Можно легко давить и уничтожать маленьких тараканов, заботясь о чистоте дво- ра, но гораздо труднее приручить дикого слона. Определенно, не желательно пытаться подавлять мысли и желания, которые все еще вынужденно появляются в уме среднего человека. Основополагающие правила ямы и ниямы также очень трудно выполнимы для среднего человека. На самом деле эти правила для тех людей, которые исчерпали свою карму и большинство самскар (ментальную суматоху и желания). Например, если большинство людей будет пытаться практиковать брахмачарью (сдержанность), они станут невротиками. Эта практика для тех, кто отработал боль- шинство своих желаний и чей ум уже очищен. Восемь ступеней йоги Патанджали — для продвинутых после- дователей, не для начинающих. Прежде всего, следует предпри- нять шаги, чтобы очистить ум посредством хатха йоги, бхакти йо- ги и общих медитативных техник, которые вовлекают сознание сильнее, чем сосредоточение. Можно также практиковать некото- рые техники, которые примыкают к йоге Патанджали и предлага- ются в тексте. Эти методы подготовят к практике восьми ступеней и к тому, чтобы встретить гуру, который может учить йоге лично. Техники, примыкающие к йоге Путь йоги, сформулированный Патанджали, не ограничивается только восемью ступенями. Это интегрированная система, кото- рая включает много других йогических практик. Патанджали пере- числяет и описывает широкий круг техник, которые помогают гар- монизировать ум и в целом жизнь. Однако, без преувеличения можно сказать, что его объяснения и описания техник очень крат- ки и сжаты. Очень просто упустить смысл утверждений Патанджа- ли без опытного руководства гуру. Свамиджи с его знанием сокровенного и личным опытом в йо- ге ясно показывает то, что скрыто и подразумевается во многих не- ясных строфах. Например, строфы 1: 32—39 описывают основу большинства медитативных техник, включая йога нидру, антар ма- уну, кхечари мудру и т. д. Мантра или джапа йога ясно определяет- ся в строфах 1: 27—29. Комментарий дает необходимое объяснение и проясняет скры- тый смысл строф. Человеческая личность в общем плане может быть разделена на четыре фундаментальных категории, в которых преобладают сле- дующие аспекты личности: — эмоциональная; — деятельная; — интуитивная; — волевая. Патанджали, ясно понимая тот факт, что каждый человек име- ет свой темперамент и склонности в соответствии с преобладани- ем одного или нескольких указанных аспектов, осознавал, что путь йоги должен быть разработан таким образом, чтобы он подходил специфичным характеристикам личности. Для этого он описывает следующие виды йоги:
|