Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самадхи






Патанджали описывает различные уровни самадхи, но наибо-

лее подходящим определением является следующее:

«Когда пять чувственных восприятий вместе с умом пребывают в

покое, когда даже интеллект перестает функционировать, это, го-

ворят мудрецы, есть высшее состояние». Катха упанишада III: 10

В этом состоянии, в котором полностью прекращены как

внешние, так и внутренние видоизменения, все, что остается —

это сознательность. Самадхи приводит к самосознанию [самореа-

лизации]. В Бхагавад Гите говорится:

«Когда интеллект ошеломлен, услышав слова писания, и останав-

ливается непоколебимым в самадхи, тогда достигается самоосозна-

ние». Гл. 2, 53

Наиболее расплывчатым объяснением и определением самадхи

является следующее:

«Двенадцать (растянутых циклов) пранаямы ведут к пратьяхаре.

Двенадцать пратьяхар (продленной продолжительности) ведут к

дхаране. Двенадцать таких дхаран ведут к дхьяне, а двенадцать та-

ких дхьян имеют в качестве результата самадхи».

Йога Чудамани упанишада V 111—113

Восемь ступеней — для продвинутых

последователей

Хотя восемь ступеней, описанные в Йога-сутре, широко известны,

в действительности они все же являются продвинутыми техника-

ми, [предназначенными] для тех, кто разрешил большинство сво-

их ментальных проблем и конфликтов. Реально они не предназна-

чены для среднего человека. В самом начале сутры говорится: «Те-

перь, поэтому, полные указания в отношении йоги». Слова «те-

перь, поэтому» означают, что вы будете в состоянии практиковать

восемь ступеней после довольно основательной подготовки. Йога-

сутра является продолжением предшествовавших ей основопола-

гающих текстов и учений. В Хатха йога Прадипике говорится:

«Преклоняемся перед Шивой, который учил хатха йоге, представ-

ляющей собой лестницу для подъема на вершину раджа йоги. Из-за пу-

таницы и неправильных концепций большинство людей не в состоянии

практиковать раджа йогу. Из сострадания Сватмарама (автор)

описывает хатха йогу, уподобляя ее факелу, который, освещая, уст-

раняет неведение». Гл. 1: 1, 2, 3

«Необходимо овладеть хатха йогой в форме асаны, пранаямы и др.

практик, пока вы не будете готовы к раджа йоге». V. I: 68, 69

Без этой подготовки не будет продвижения в раджа йоге.

Почему эти восемь ступеней названы продвинутыми? Одна

причина заключается в том, что они требуют от практикующих ус-

транения мыслей. Для большинства людей, чей ум озабочен, это

принесло бы больше вреда, чем пользы. Только когда колебания

ума незначительны, мысли могут быть устранены. Можно легко

давить и уничтожать маленьких тараканов, заботясь о чистоте дво-

ра, но гораздо труднее приручить дикого слона. Определенно, не

желательно пытаться подавлять мысли и желания, которые все еще

вынужденно появляются в уме среднего человека.

Основополагающие правила ямы и ниямы также очень трудно

выполнимы для среднего человека. На самом деле эти правила для

тех людей, которые исчерпали свою карму и большинство самскар

(ментальную суматоху и желания). Например, если большинство

людей будет пытаться практиковать брахмачарью (сдержанность),

они станут невротиками. Эта практика для тех, кто отработал боль-

шинство своих желаний и чей ум уже очищен.

Восемь ступеней йоги Патанджали — для продвинутых после-

дователей, не для начинающих. Прежде всего, следует предпри-

нять шаги, чтобы очистить ум посредством хатха йоги, бхакти йо-

ги и общих медитативных техник, которые вовлекают сознание

сильнее, чем сосредоточение. Можно также практиковать некото-

рые техники, которые примыкают к йоге Патанджали и предлага-

ются в тексте. Эти методы подготовят к практике восьми ступеней

и к тому, чтобы встретить гуру, который может учить йоге лично.

Техники, примыкающие к йоге

Путь йоги, сформулированный Патанджали, не ограничивается

только восемью ступенями. Это интегрированная система, кото-

рая включает много других йогических практик. Патанджали пере-

числяет и описывает широкий круг техник, которые помогают гар-

монизировать ум и в целом жизнь. Однако, без преувеличения

можно сказать, что его объяснения и описания техник очень крат-

ки и сжаты. Очень просто упустить смысл утверждений Патанджа-

ли без опытного руководства гуру.

Свамиджи с его знанием сокровенного и личным опытом в йо-

ге ясно показывает то, что скрыто и подразумевается во многих не-

ясных строфах. Например, строфы 1: 32—39 описывают основу

большинства медитативных техник, включая йога нидру, антар ма-

уну, кхечари мудру и т. д. Мантра или джапа йога ясно определяет-

ся в строфах 1: 27—29.

Комментарий дает необходимое объяснение и проясняет скры-

тый смысл строф.

Человеческая личность в общем плане может быть разделена на

четыре фундаментальных категории, в которых преобладают сле-

дующие аспекты личности:

— эмоциональная;

— деятельная;

— интуитивная;

— волевая.

Патанджали, ясно понимая тот факт, что каждый человек име-

ет свой темперамент и склонности в соответствии с преобладани-

ем одного или нескольких указанных аспектов, осознавал, что путь

йоги должен быть разработан таким образом, чтобы он подходил

специфичным характеристикам личности. Для этого он описывает

следующие виды йоги:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал