![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для своей опоры.
Это очень важная сутра. В сравнении с первыми тремя вритти, о которых речь шла ранее, эта вритти характеризуется как неосо- знанность, отсутствие сознания или бессознательность. Глубокий сон — это также одно из состояний ума. Очень важно это понять, потому что, если мы в состоянии анализировать спящее состояние ума, мы можем легко понять состояние самадхи. Глубокий сон — это состояние ума, в котором прячется или скрывается знание внешнего мира. В Мандукья упанишаде говорится, что в глубоком сне вы ничего не желаете, нет ни сновидений, ни каких-либо дру- гих восприятий. Все вритти становятся сконцентрированными вместе, и вся энергия сплавлена в один процесс. Способность вос- приятия обращается вовнутрь самой себя; внешние объекты не ви- димы и не слышимы, нет каких бы то ни было ощущений. Это бес- сознательное состояние ума. Это именно та идея, которую Патанджали хочет подчеркнуть в этой сутре. Он говорит, что в глубоком сне состоянию ума не пред- шествует объект, ум не видит, не слышит, не ощущает, не чувствует что-либо. Любая __________форма знания, любое содержание ума затухло. Когда мы имеем опыт восприятия объекта, ментальное отраже- ние этого опыта называется пратьяя — содержание ума. У нас мо- жет быть пратьяя как с чувственным восприятием, возникающим при контакте с объектом, так и без него. Мы можем, например, ви- деть розу внутри нашего ума в форме видения, или сновидения, * Имеется в виду глубокий сон, или сон без сновидений. (Прим. пер.) или некой идеи. Содержание ума во всех этих состояниях называ- ется пратьяя. Когда сама идея объекта, само содержание ума проходит через определенный процесс, ум становится лишенным опоры. Глубо- кий сон — это вритти, в котором содержание ума отсутствует. В этом состоянии мысли [и пр.] есть, но они не предстоят перед умом, так что ум не видит, не ощущает, не думает, не слышит, не чувствует, т. е. нет какого-либо чувства или ментального опыта. Психологически в этом состоянии мозг не связан с умом, и мысли временно подавлены. Подобным образом в дхьяне мы иногда ста- новимся бессознательными, когда активность ума останавливает- ся. Состояние глубокого сна сравнимо с состоянием самадхи, так как в обоих состояниях отсутствует осознание внешнего мира. Единственное отличие между глубоким сном и самадхи состоит в том, что в самадхи в определенной степени сохраняется понятие «Я», тогда как в глубоком сне это понятие отсутствует. В состоянии самадхи полностью прекращается осознание разделения собствен- ного существования и собственных качеств. Личные качества, та- кие как индивидуальная национальная принадлежность (напри- мер то, что вы индиец), собственное имя и своя форма не осозна- ются. Тем не менее, некоторый вид сознательности все же сохра- няется. Это сознание лишено всех особенностей, принадлежащих внешнему миру. Сознание, которое мы имеем в состоянии самад- хи, точно такое же, как в состоянии бодрствования, с той лишь разницей, что в самадхи есть сознание, но нет объекта. Здесь суще- ствует много непонимания, неверных концепций, множество ошибочных установок и неверных интерпретаций. Ошибочно по- лагается, что самадхи — это состояние абсолютной бессознатель- ности, в то время как в действительности это не так. Сутра 11: (V) Смрити — память Anubhu̱ tavis̤ aya̱ asampramos̤ ah smritih Anubhu̱ ta — испытанный на опыте; vas̤ aya — объекты чувственного восприятия; asampramos̤ ah — не допускающий ускользания; smritih — память. [Свойство] не допускать ускользания из ума испытанных на опыте
|