![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объектов есть память.
Память — это пятая вритти ума. Она бывает двух типов: сознатель- ная память и подсознательная память. Функция сознательной па- мяти — вызывать опыт прошлого. Она включает в себя вспомина- ние вещей, которые уже испытаны на опыте. Подсознательная па- мять — это сновидение. Здесь вы не вспоминаете сознательно, вы помните бессознательно. Эта память также двух видов: одна — во- ображаемая и другая — реальная. Иногда во сне происходят фанта- стические переживания, которые не имеют какого бы то ни было отношения к реальной жизни. Можно видеть себя раздавленным под колесами поезда или можно увидеть себя умершего. Это фан- тазия ума, и поэтому этот вид памяти называется воображаемой подсознательной памятью. Но мы должны понимать, что каждый сон имеет некоторую основу и что не бывает снов без основы. В случае реальной подсознательной памяти во сне вспоминается не- что, что действительно происходило в прошлом, без искажения фактов. Это память, которая выявляет впечатления подсознатель- ного плана и развертывает их на сознательном плане, является од- ной из способностей нашего сознания и поэтому классифицирует- ся как вритти. Объекты опыта бывают пяти видов в соответствии с органами чувств, посредством которых они воспринимаются: глаза, уши, ко- жа, язык и нос. Когда мы воспринимаем эти объекты на опыте, наш ум через индрии входит с ними в контакт. Если этому опыту не позволяется ускользнуть из ума, в следующий раз, когда происхо- дит подобный контакт, появляется память прошлого опыта. Если опыту удается вырваться, память нас подводит. Таким образом, слово «асампрамоша» используется Патанджали, чтобы подчерк- нуть тот факт, что опыту не позволяется ускользать из ума. Слово имеет следующие составляющие: «а» — «не», «сам» — «полно- стью», «пра» — «высокий» или «сильный» и «мокша» — «освобож- дение», «утекание». Таким образом, буквально слово означает «не- позволение утекать». Итак, по пяти вритти, о которых говорит Патанджали, можно подвести следующий итог. Первая вритти включает в себя пра- вильное знание, вторая — неправильное знание, третья — вообра- жаемое знание, четвертая — отсутствие знания и пятая — прошлое знание. Эти [вритти] покрывают все поле нашего сознания. Опре- деляя йогу, Патанджали отмечает, что суть йоги в блокировании или остановке всех вритти. В следующей сутре он описывает сред- ства, которые должны использоваться для этой цели. Сутра 12: Необходимость абхьясы и вайрагьи Abhya̱ savaira̱ gyabhya̱ m tannirodhah Abhya̱ sa — повторяемая практика; vaira̱ gya̱ bhya̱ m — с помощью вайрагьи; tat — тот; nirodhah — останавливание, блокирование.
|