Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правильного знания.
В этой сутре риши пытается объяснить, что такое правильное зна- ние — прамана. В предыдущей сутре уже говорилось, что оно отно- сится к проявлениям ума. Ум не всегда принимает форму только одного правильного знания, иногда он проявляется и как непра- вильное знание. Данная сутра объясняет, что означает правильное знание. Оно может быть получено из трех источников, которые на- зываются: чувственное доказательство, вывод и свидетельство. Чувственное доказательство — это знание, полученное в результа- те контакта [хотя бы] одного из наших органов чувств с объектом познания. Например, мы видим цветок и чувствуем его запах, мы слышим чей-то крик и т. п. Если ваши органы чувств, индрии в рабочем состоянии и ни у одного из них нет дефектов, тогда ваше чувственное доказательст- во является одним из источников правильного знания. Необходи- мо помнить, что чувственное восприятие — не единственный ис- точник правильного знания, потому что наши чувства иногда обма- нывают нас. Например, в пустыне благодаря горячему воздуху воз- никает мираж. В этой ситуации, когда в действительности воды нет, наши глаза заставляют нас верить в реальность появления воды. Чувственное доказательство в этом случае не является правильным знанием, так как мы можем осознать нашу иллюзию, если попыта- емся пойти в направлении миража, чтобы принести воды. Анумана (вывод) становится источником правильного знания, когда основывается на здравом смысле. Мы видим дым на удален- ной горе и немедленно заключаем, что на горе должен быть и огонь. Этот вывод основывается на опыте, который никогда не подводил нас, а именно: когда бы мы ни проходили через дым, мы также обнаруживали присутствие огня. Это называется неизмен- ным сопутствованием. Когда две вещи или два события неизменно обнаруживаются происходящими вместе, мы можем сделать за- ключение о наличии одного из них, когда мы видим другое. Агама означает свидетельство. Оно используется в таких обсто- ятельствах, где не доступно чувственное доказательство, а также, если нет достаточных оснований для вывода. В этом случае нам приходится быть в зависимости от того, что говорят другие. Но здесь есть одно важное условие. Другой человек, чей авторитет мо- жет быть взят как достаточный источник правильного знания и кто называется аптой (apta), должен удовлетворять двум условиям. Во- первых, он сам должен обладать правильным знанием, и, во-вто- рых, он должен быть в состоянии передать это знание без каких-ли- бо ошибок. Когда эти два условия выполняются, мы можем при- нять агаму как правильное знание. В йоге авторитет зовется гуру, и, хотя то, что он передает, ученик принимает попросту на веру, это, тем не менее, является правильным знанием, потому что гуру — это личность, чье знание правильно. Писания также известны как ага- ма, потому что они являются откровениями риши, которые первы- ми на опыте испытали то, о чем идет речь в писании. Более того, утверждения писаний [считаются] не менее ответ- ственными, чем чувственное доказательство или вывод. Сутра 8: (II) Випарьяя — заблуждение Viparyayo mithya̱ jna̱ namatadru̱ paprathis̤ tham Viparyayah — заблуждение; mithya̱ — ложный, иллюзорный; jna̱ nam — знание; atat — не свой собственный; ru̱ pa — форма; prathis̤ tham — основанный.
|